6267 subscribers

Ошибка киллера, чахотка, расстрел, два самоубийства и другие оперные страсти

148 full reads

Одним из следствий повсеместного провозглашения максимы Добро всегда побеждает Зло стал тот факт, что современный зритель привык к обязательному хэппи-энду. Но в жизни дело обстоит вызывающе противоположным образом. Мир оказывается несправедлив. И в большинстве случаев вместо ожидаемого lieto fine (счастливого конца), мы в полной мере познаём - funesto fine (печальный конец).

Почему я говорю на итальянском? Речь пойдёт о четырёх финалах самых знаменитых итальянских опер. Смертельных финалах.

Ошибка киллера, чахотка, расстрел, два самоубийства и другие оперные страсти

Четвёртое место занимает Джузеппе Верди с финалом оперы "Риголетто". Киллер Спарафучилле передаёт шуту мешок якобы с телом убитого им герцога Мантуанского. Но в мешке дочь Риголетто - Джильда, отдавшая свою жизнь ради любимого. Горе отца безгранично: жертвой его мести стала собственная дочь. Последний дуэт Риголетто и Джильды переполнен безысходностью. На самом деле Джильда давно мертва. Открыв мешок, Риголетто повреждается рассудком, и голос дочери звучит в его голове автоматически. Она не отвечает на его призывы, не обращает внимание на вопросы, а лишь отстранёно повторяет фразы о небесах, творце и молитве. В момент осознания реальности, её голос обрывается на полуслове. Риголетто, наконец, понимая, что Джильда мертва, падает на её тело. Оркестр многократным утверждением тоники мрачно подытоживает произошедшее.

Красавица Виолетта Валери в финале вердиевской "Травиаты" перед самой смертью вдруг чувствует нездешнюю лёгкость. В оркестре беззащитным скрипичным рисунком звучит полная печали мелодия любви к Альфреду. Виолетта думает, что это конец страданиям, что болезнь отступила и ей возвращена жизнь. Но туберкулёз берёт своё и на словах "О, радость!" она умирает. К всеобщей скорби окружающих людей, так и не ставшими ей родными. И это третье место нашего скорбного списка.

Джакомо Пуччини почему-то считают вторым после Верди. Не соглашусь. Как мелодист Пуччини нисколько не уступает своему старшему товарищу, а по трагедийности замыслов превосходит его. Впрочем, обратимся к фактам.

"Тоска" - самая драматичная опера композитора. Финальный дуэт Флории Тоски и Марио Каварадосси, попадающий на наше второе место, переполнен всеми оттенками чувств влюблённых друг в друга людей. Тоска уже заколола шефа полиции Скарпиа, заполучив от него спасительные пропуска. Она уверяет Каварадосси, что запланированная казнь будет розыгрышем, что ружья будут заряжены холостыми патронами. Они счастливы, расслаблены и смеются в предвкушении будущей свободы.

Реальность же такова, что расстрел оказывается настоящим. На фразе Тоски "О, как красив мой Марио!" солдаты дают залп. Всё это время в оркестре повторяется пронзительная музыкальная фраза, вызывающая неподдельную жалость к героям. Рыдая над убитым Каварадосси, Тоска не слышит, что её преступление раскрыто, и солдаты возвращаются. Оркестр fortissimo интонирует прощальный мотив из арии Каварадосси. Тоска сбрасывается с крепостной стены. Занавес.

А на первом месте у нас финал следующего шедевра Пуччини - трагедии "Мадам Баттерфляй" о сложнейшем внутреннем мире пятнадцатилетней японской девочки, вышедшей замуж за циничного американского офицера красавца Пинкретона. Применение композитором пентатоники внесло в музыкальную ткань оперы своеобразный азиатский колорит. Потрясающим драматургическим моментом становится предрассветное ожидание героини, когда на ostinato оркестра накладывается звучание далёкого хора, поющего с закрытым ртом.

И, конечно же, развязка! Обманутая Чио-Чио-сан прощается со своим сыном и совершает ритуальное самоубийство. Смотрим, сопереживаем.

Дорогой читатель, чтобы не затеряться в Океане Нот - сохраните себе постоянно пополняющийся каталог статей, нарративов и видео.