6259 subscribers

Печенежские танцы, половецкие пляски

3,3k full reads

Как обычно, пойду в хронологическом порядке. Русская музыка знает немало эпизодов, ярко изображающих представителей разного рода иноземцев и язычников. Как правило, это танцы.

А. Ведерников в роли половецкого хана Кончака (рисунок П. Скотаря)
А. Ведерников в роли половецкого хана Кончака (рисунок П. Скотаря)

У Михаила Ивановича Глинки в опере "Руслан и Людмила" четвёртое действие наполнено варварскими мотивами колдуна Черномора и танцами: турецким, арабским и кавказским. Что делают представители восточных народов в северном горном замке злобного карлика не совсем понятно, но пляшут они совершенно искренне.

В этой лезгинке композитор использовал две подлинные народные мелодии, следуя своему принципу, что "всю музыку уже сочинил народ, а композитору осталось её только аранжировать".

Николай Андреевич Римский-Корсаков в опере "Млада" также в горах рисует пляски язычников и другой нечисти. В неистовом адском коло сошлись злые божества - Чернобог, Кащей, Морена, Чума. Восточный колорит этой компании добавляет дух египетской царицы Клеопатры.

Идём дальше. Не касаясь авторства произведения в целом и этого фрагмента в частности, можно утверждать, что самые популярные танцы половцев можно услышать в "Князе Игоре" Александра Порфирьевича Бородина, кстати, потомка половецких ханов. По сути, "Половецкие пляски" - это балетный фрагмент из второго действия оперы, а предшествует им знаменитое "Улетай на крыльях ветра" - хор пленных девушек.

Великолепное празднество с дикими, необузданными плясками неизменно приводит слушателей в неописуемый восторг.

В ХХ веке традиции языческих плясок продолжил Игорь Фёдорович Стравинский в балете "Жар-птица", придав им новое эстетически-художественное значение.

"Поганый пляс Кащеева царства" - это не обычный эпизод в ряду музыкальных номеров балета, это и не простой танец злых сил. Это пляска непримиримого столкновения стихий, в котором Жар-птица является своего рода движущей силой, приводящей в неистовое движение бесовский хоровод Кащеевых прихвостней, направляя всю его злую силу на саморазрушение.

Смыслом "Пляса" становится противоборство жизни и смерти, завершающееся якобы полным крушением язычества. На самом деле, оно не погибает, а лишь засыпает, становится невидимым, растворяется в победившем "добре".

Стравинский в этом фрагменте опирается на Адское коло Римского-Корсакова и заглядывает в будущее, в свою "Весну священную". Далее идеи Стравинского подхватывает Сергей Сергеевич Прокофьев, добавляя в них "скифский" колорит.

"Скифская сюита" композитора было первым сочинением, написанным для большого оркестра. Она вызвала мощный резонанс после премьеры и закрепила позиции Прокофьева, невоспринимавшегося публикой всерьёз.

Первоначально был задуман балет на скифскую тему под названием "Ала и Лоллий". Однако, музыка и сюжет не понравились заказчику - Сергею Павловичу Дягилеву. Прокофьев переработал балет, выкинул несколько фрагментов и выдал на суд слушателей живописную картину нашествия печенегов. Оно звучит во второй части сюиты: "Чужбог и пляска нечисти".

Свирепым и самоуверенным призывам валторн, играющих тему Чужбога, вторит "подвывание" тромбонов на фоне чёткой поступи восьмых у низких струнных, духовых и рояля. Отдельные мелодические возгласы построены на решительных интонациях с пунктирным ритмом. Переменность метра при общем непрерывном движении подчеркивает неукротимость атакующих полчищ кочевников.

Через шестьдесят лет группа Emerson, Lake & Palmer в композиции "The Enemy God Dances With The Black Spirits" (альбом Works. Volume 1) вновь обращается к этому сочинению, чутко уловив связь рок-музыки с энергией первобытной мощи.

Несмешная байка в тему:

На премьере балета "Жар-птица" произошёл комический инцидент.
По замыслу Сергея Дягилева, через сцену должна была проследовать процессия лошадей.
"Бедные животные вышли, как предполагалось, по очереди, - вспоминал Стравинский, - но начали ржать и приплясывать, а одна из них выказала себя скорее критиком, нежели актёром, оставив дурно пахнущую визитную карточку. В публике раздался смех, и Дягилев решил не рисковать на последующих спектаклях".

Дорогие друзья, любители классики, для Вас уже собран в одном месте каталог публикаций канала Океан между Нот. Сохраняйте, будьте в курсе!