6252 subscribers

Пересочинённая классика

893 full reads

Однажды неутомимый музыковед-исследователь Фридрих Грипенкерль, сутки напролёт изучавший содержание хранилищ Берлинской библиотеки, откопал в горе манускриптов ноты неизвестного органного концерта. На первой странице он увидел знакомый почерк композитора Вильгельма Фридемана Баха, сына Иоганна Себастьяна Баха.

Грипенкерль был уверен, что нашёл ещё одно произведение старшего отпрыска знаменитого композитора и его даже не смутил странный комментарий: "переписано рукой моего отца".

Пересочинённая классика

Партитуру издали в том же 1844 году с именем "Вильгельма Фридемана Баха". Примерно через полвека подлог был обнаружен. Оказывается Вильгельм очень хотел погреться в лучах славы своего отца. Для этого на титульном листе он вместо инициалов "И.С." написал свои - "В.Ф."

И всего делов.

Вроде как справедливость была восстановлена и органный концерт ре минор занял своё законное место в каталоге работ Баха под номером BWV 596.

Но самое интересное заключается в том, что И.С. Бах не является автором этой музыки. Копни тогда Грипенкерль ещё глубже, он обнаружил бы оригинальную партитуру подлинного творца, она пылилась в тех же хранилищах.

Бах сделал органную транскрипцию ре минорного Концерта № 11 для двух скрипок, виолончели и струнных итальянца Антонио Вивальди, изданного в Амстердаме в 1711 году в составе сборника из двенадцати концертов под поэтическим названием L'estro armonico ("Гармоническое вдохновение").

И это не единственное скрипичное произведение Вивальди пересочинённое Бахом, он реально любил его слушать и делал каверы.

В наше время на музыку сладкозвучного итальянца обратил внимание британский композитор Макс Рихтер. Объектом были выбраны "Времена года". Другие сочинения Вивальди публика воспринимать отказывается.

Парадоксально, но факт: композитору, сочинившему более пятисот произведений в разных жанрах, уже довольно надёжно приклеили ярлык "one hit wonder" - "Композитор одного хита".

Мне лично постминималисткая рекомпозиция Рихтера очень понравилась. Особенно впечатляет первая часть "Зимы".

У Вивальди музыка призвана была изобразить замёрзшего человека, который всячески стремится согреться: он стучит зубами, колотит нога об ногу, подпрыгивает и бегает.

У Рихтера получилась некая борьба личности с агрессивным автоматизмом окружающего мира. В начале герой подчинён привычному холодному ритму мегаполиса, но постепенного его голос обретает силу и человечность. Энергетика виолончельных pizzicato и скрипичных spiccato зашкаливает.

Дерзкую попытку пересочинить Баха сделал в 2018 году британский виолончелист и композитор Питер Грегстон. По моему мнению, это несомненная удача. Музыка барокко преломляется в стилистике минимализма, оставаясь при этом узнаваемой. Весь шарм этого эксперимента в недосказанности, ведь баховскую прелюдию из соль мажорной Виолончельной сюиты № 1 многие хорошо знают. Аутентичный музыкальный текст очень ожидается, а когда этого не происходит снаружи, он начинает звучать внутри. И это поразительно.

У меня на сегодня всё. Слушайте классику, разную классику.

Мой постоянно пополняющийся Каталог статей, нарративов и видео канала. Добро пожаловать.

Традиционная несмешная байка:

В 2006 году профессор австралийского Университета Чарльза Дарвина Мартин Джарвис высказал сенсационную теорию о Бахе. Он предположил, что шесть сюит композитора для виолончели соло являются сочинениями его второй жены - Анны Магдалены Вильке.
В 2011 году Джарвис развил свои идеи в книге под названием "Написано миссис Бах", а в 2014 вышел документальный фильм.