6252 subscribers

Пять минут. Больше не могут

596 full reads

Длительность современной эстрадной песни главным образом определяется двумя факторами:

  • потенциальной возможностью интенсивной ротации на радио и телевидении;
  • непритязательным вкусом слушателей.

Длинные песни никому не нужны, большинство не будет слушать их до конца, а переключит канал. Короткие пятиминутки - да, востребованы.

Пять минут. Больше не могут

По большому счёту, музыкального материала в эстрадной песне на несколько тактов. Это, как правило, простенький невзрачный мотив в куплете и ударная, призванная запасть в голову, мелодия припева. На пять минут этого явно не хватает, поэтому куплет и припев повторяются (чередуются) до требуемой длительности.

В таком положении дел нет ничего катастрофичного. Эстрадная песня служит единственной цели - развлечься. Человек включает такую музыку не для того чтобы следить за развитием мелодии, восхищаться каденциями и оценивать мастерство инструментовки. Нет! Он хочет получить удовольствие, а думать при этом вредно.

Другое дело музыка классическая, академическая. Включая её, приходится включать мозг. Многослойность некоторых произведений бывает такова, что даже профессиональные дирижёры после многих лет их исполнения, во время очередного изучения партитуры вдруг замирают в изумлении от неожиданно открывшегося нового смысла.

Что говорить об обычных слушателях. И классическое произведение может, что называется, "приесться" после неоднократного прослушивания. Поэтому, тем и хороши длинные сочинения: симфонии, оперы, инструментальные концерты и так далее. Они не надоедают никогда.

Хороши композиторы, владеющие искусством полифонии; умеющие развивать мелодию, изменять её до полной неузнаваемости, разделять на мотивы, перемешивать и снова соединять; виртуозно передавать её от одного инструмента к другому; "прятать" в средних голосах и нарочито прямолинейно вплетать в линию баса.

Очень хороши композиторы "забавляющиеся" со способностью нашего слуха к предслышанию. Сидишь на релаксе, ждёшь закономерного музыкального следствия - консонанса, а его всё нет и нет, а он всё откладывается и откладывается. Как прекрасны диссонансы, они не дают нашим ушам и мозгу скучать.

В пять минут не уложиться ... нет.

Сегодня автор, придумавший пару десятков (может сотню) интересных мотивов для популярных шлягеров гордо называет себя композитором.

Рихард Вагнер для тетралогии "Кольцо нибелунга" сочинил 178 лейтмотивов, почти 16 часов терпкого немецкого звучания. Огромный четвертной состав оркестра, усиленный квартетом специальных "вагнеровских" туб, басовой трубой, контрабасовым тромбоном, восемью валторнами, шестью арфами. И для каждого инструмента выписана своя партия. Не забудем и про вокальные партии многочисленных персонажей. Они написаны для всех типов голосов.

Кто из "попсовиков-пятиминутников" сможет встать рядом?

Считается, что длительность песен была обусловлена технической стороной вопроса - столько звука влезало на первые пластинки. Сейчас таких ограничений нет, можно сочинять сколько угодно. Только надо ли?

Лично мне по нраву продолжительные музыкальные произведения, именно поэтому я отдаю предпочтение, симфониям Антона Брукнера и Густава Малера, операм Рихарда Вагнера и сетам Madmotormiquel.

Лучше музыки может быть только ещё дольше музыки.

Традиционная несмешная байка:

Во время мюнхенского представления оперы Вагнера "Зигфрид" за кулисами неожиданно отключился монитор сцены, так что находящийся там валторнист не увидел, когда тенор Рене Колло, исполнявший главную партию, поднёс свой серебряный рог к губам, чтобы протрубить в него.
Дирижёр
Вольфганг Заваллиш молниеносно сориентировался и дал команду валторнисту оркестра Гансу Пицке.
Рене Колло, тщетно ожидавший трубного звука, с изумлением смотрел на рог, который "играл" сам по себе. Он поднял его снова и "протрубил" ещё дважды, потому как и Ганс Пицка в оркестре, и его коллега за сценой одновременно постарались исправить ситуацию.

Каталог всех публикаций канала.

Благодарю всех за лайки, интересные комментарии и репосты в социальных сетях.