6267 subscribers

Пять произведений, способствующих эмоциональному раскрытию

186 full reads

Вновь обращаюсь к научным исследованиям в области влияния классики на человека. Более того, предлагаю каждому читателю проделать этот опыт самостоятельно в домашних условиях.

В этот раз попалась мне работа музыкального терапевта (есть и такое направление в медицине), кандидата наук Кайи Л. Дженсен. Исследование называется "The Effects of Selected Classical Music on Self-Disclosure" ("Эффекты избранной классической музыки на самораскрытие"). Статья опубликована в "Journal of Music Therapy" в 2001 году. Ссылка будет в конце.

Автор сразу признаётся, что результаты исследований влияния фоновой музыки на поведение человека, его когнитивные способности и эмоциональные реакции являются противоречивыми.

Одни утверждают, что фоновая музыка помогает решению задач, другие - что мешает, третьи не находят никакой обратной связи вообще. Но тем не менее, все сходятся на том, что работы необходимо продолжать.

Целью исследования Дженсен стало влияние фоновой классической музыки на раскрытие чувств человека при изложении своих самых сокровенных мыслей устно или письменно.

Пять произведений, способствующих эмоциональному раскрытию

Подопытные

Восемьдесят пять студентов (37 мужчин и 48 женщин) из Southern Methodist University (Далласс, США) вызвались поучаствовать в этом эксперименте. Возраст испытуемых колебался от 18 до 22 лет. Среди них не было ни одного человека с музыкальным образованием и никто не заявил о своей любви к классике.

Процедура

Участников опыта случайным образом разбили на четыре группы, выполнявших:

  • письменное изложение мыслей с фоновой музыкой
  • тоже самое, но в тишине
  • беседа в сопровождении фоновой музыки
  • беседа без музыки

Всё действо происходило в звукоизолированной комнате размером 10 на 10, оборудованной письменным столом, стулом, компьютером, стереосистемой и креслом с откидной спинкой.

К комнате примыкала диспетчерская из которой велось управление стереосистемой.

В начале эксперимента каждый участник заполнил общую анкету из двадцати трёх пунктов и так называемый опросник по короткой форме PANAS (Positive Affect Negative Affect Schedule). Запоминайте умные слова, пригодится.

Далее участники делали 10 минутную дыхательную гимнастику и приступали к основной части эксперимента, которая длилась порядка тридцати минут.

Во время процедуры раскрепощения участникам предлагалось описать самые значительные события или опыты из своей жизни (даже тайные), делая акцент на свои переживания и эмоции.

По завершению эксперимента каждый заполнял расширенную форму PANAS и итоговую анкету.

Музыка

В качестве фоновой музыки использовалась специальная подборка из пяти произведений, сделанная известным специалистом в области музыкотерапии Хелен Линдквист Бонни, автора оригинальной методики "Guided Imagery and Music" ("Управляемые Образы и Музыка").

Музыкальная программа, используемая в эксперименте Дженсен, была разработана Бонни ещё в 1973 году и получила название "Peak Experience" ("Максимальное Переживание"). Характерно, что данная программа у Бонни всегда шла в связке с другой выборкой - "Death-Rebirth" ("Смерть-Возрождение") и применялась для лечения уличных наркоманов.

Теперь можно собственно приступить к опыту. И пусть он не будет полностью соответствовать условиям Дженсен, важно другое:

Подборка, на самом деле, производит сильнейшее эмоциональное впечатление.

Первым номером идёт Адажио из Концерта для фортепиано с оркестром № 5 Людвига ван Бетховена.

Далее. Антонио Вивальди. Хор "Et in terra pax hominibus" из "Gloria".

Следующий номер. Adagio из "Токкаты, адажио и фуги до мажор" (BWV 564) Иоганна Себастьяна Баха в оркестровой аранжировке дирижёра Леопольда Стоковского.

Четвёртым номером звучит ре мажорный финал "Реквиема" Габриэля Форе - In Paradisum.

И завершает выборку бесконечно упоительная прелюдия к первому акту оперы "Лоэнгрин" Рихарда Вагнера.

Последний трек - просто сказка. Под такую музыку расскажешь про "все свои трещинки", не задумываясь.

После подробного анализа написанных эссе и рассказанных историй, автор исследования делает вывод, что фоновая музыка оказывала влияние на выбор тем для раскрытия, способствовала когнитивному внушению и самовыражению, а также увеличивала удовольствие от прослушивания классической музыки.

Авторы письменных работ выражали значительно больше негативных эмоций, выбирали в качестве темы родственников, чаще обращались к самим себе и оценивали свои истории как более сокровенные.

Полный спектр выводов, а также о перспективах клинического применения этого исследования можно прочитать в источнике - здесь.

Мне же остаётся рассказать традиционную несмешную байку:

Дирижёр Бруно Вальтер долго искал подходящего исполнителя роли Дон Жуана для моцартовских спектаклей в Зальцбурге. И тут он узнаёт, что Эцио Пинца спел эту партию в нью-йоркском "Метрополитен-опера" и имел огромный успех.
Дирижёр договорился с певцом о встрече по телефону. В назначенное время раздался звонок в дверь. Открывать пошла кухарка, немолодая чешка, весьма дельная, но прозаическая и не склонная к душевным порывам особа. Через мгновение она ворвалась обратно в комнаты, смущённая и взволнованная, и прошептала:
- Там пришёл такой красивый мужчина!
Бруно Вальтер тут же сказал:
- Кажется, я нашёл своего Дон Жуана для Зальцбурга!

Каталог статей, нарративов и видео. Здесь находятся ссылки на все публикации канала, в том числе и снятые с показов.

Благодарю всех за лайки, интересные комментарии и репосты в социальных сетях.

При комментировании, пожалуйста, будьте вежливы!