6018 subscribers

Пятьсот лет, двести композиторов, одна мелодия

5,2k full reads
10k story viewUnique page visitors
5,2k read the story to the endThat's 52% of the total page views
4,5 minutes — average reading time

Не только современные авторы тиражируют один мотив (или гармоническую последовательность) во множестве копий. В мировой музыке есть мелодии претендующие на звание самых долгоиграющих в истории.

Историческая драма 1992 года Ридли Скотта "1492: Завоевание рая" среди множества недостатков запомнилась меломанам оригинально-эпическим саундтреком греческого композитора Вангелиса.

В основе главной темы лежит мелодия народного танца, которую до Вангелиса использовали порядка двухсот композиторов. Первые упоминания танца встречаются в португальских текстах XV века. Исполнялся он в быстром темпе мужчинами переодетыми в женщин. Всё это безумие получило соответствующее название - folia (страсть, безрассудство).

Постепенно среди множества тем выделилась основная мелодия, которая к середине XVII века окончательно стабилизировалась, сформировавшись узнаваемой ре-минорной последовательностью аккордов.

Пятьсот лет, двести композиторов, одна мелодия

С этого момента фолия прочно обосновалась в западно-европейской музыке. В подавляющем большинстве случаев она имела форму "темы с вариациями". Порой возникала как цитата без развития, иногда служила основой для другой мелодия, и даже маскировалась.

В современных музыкальных реалиях её можно услышать в саундтреках к фильмам и видеоиграм.

Я буду приводить примеры произведений только известных авторов. Ссылка на полный список будет в конце, после дежурных благодарностей читателям и несмешной байки.

Открывает плейлист марш образца 1672 года французского композитора Жана-Батиста Люлли.

Музыка марша использовалась в фильме 2000 года "Король танцует" режиссёра Жерара Корбьё.

Итальянский скрипач и композитор Арканджело Корелли сочинил такие яркие вариации, что многие были уверены в его авторстве темы фолии. Это Двенадцатая ре минорная соната из пятого опуса, впервые опубликованная в Риме 1 января 1700 года.

Через пять лет сладкозвучный Антонио Вивальди публикует Трио-сонату ре минор (RV63). Как указано на титульном листе сборника, она могла исполняться двумя скрипками и виолончелью или двумя скрипками и клавесином.

Фолиа Вивальди открывается темой (Адажио), за которой следуют 19 вариаций по 16 тактов каждая, все они в тональности ре минор, как в медленном, так и в быстром темпе. Мелодия прямолинейна, без украшательств. Инструменты то перебрасывают мотив друг другу, то играют в унисон, то выступают на первый план, то уходят на второй в качестве гармонической поддержки.

Не является фолией в классическом понимании сочинение Георга Фридриха Генделя - Сарабанда ре минор из клавесинной сюиты (HWV 437). Да что тут говорить, слушайте.

Эта музыка звучит в разного рода сериалах и кинофильмах, в драматических и псевдотрагических моментах. Например, её можно услышать в историческом фильме "Барри Линдон" американского режиссёра Стэнли Кубрика.

Иоганн Себастьян Бах не мог пройти мимо мелодии фолии. Она слышится в арии "Unser trefflicher lieber Kammerherr" из светской кантаты "Mer hahn en neue Oberkeet". Номер в каталоге BWV 212 или просто - "Крестьянская кантата".

Его сын, Карл Филипп Эммануил в 1778 году сочиняет "Двенадцать вариаций на тему испанской фолии в ре миноре".

Людвиг ван Бетховен цитирует мелодию танца в Анданте Пятой симфонии.

Двадцать шесть вариаций создаёт в 1815 году Антонио Сальери. Удивительной красоты музыка получилась у композитора.

Николо Паганини финальную часть Шестого скрипичного концерта начинает с шестнадцати тактов фолиевой темы. Затем она искажается и трансформируется, пока снова не зазвучит в чистом виде в середине композиции.

Мелодия фольи появляется в нескольких вариациях "Испанской рапсодии" Ференца Листа.

Фолия дважды исполняется во втором акте комической оперы французского композитора Адольфа Адана "Тореадор".

Серей Васильевич Рахманинов в 1932 году вдохновлённый сочинением Корелли пишет двадцать две вариации на его тему, а по сути продолжает увековечивать фолию.

В 2004 году валлийский композитор Карл Дженкинс представил свою интерпретацию древней мелодии в версии для маримбы и струнного оркестра, доказав невероятную жизненность этой темы.

Спустя сотни лет мелодия фолии по-прежнему будоражит воображение, оправдывая своё безумное название. Никто не знает каким образом эта скромная мелодия, впервые созданная средневековыми крестьянами, овладела таким количеством композиторов.

И я не знаю. Лучше расскажу несмешную байку.

Американский писатель Клифтон Фадиман вспоминал свой обед с пианистом Артуром Рубинштейном:
Мы ожидали его в ресторане. Он вошёл, сел за стол, заказал напитки по-итальянски (из восьми языков, на которых он говорил, он выбрал один, как обычный человек выбрал бы галстук) и начал извиняться:
"Извините, что опоздал. Два часа я провёл у своего адвоката за составлением завещание. Это такая досада - завещание. Какие-то цифры, какие-то схемы, какие-то договорённости, а в конце концов - что? Практически невозможно оставить что-либо для себя".

Дорогие читатели, чтобы не затеряться в Океане между Нот сохраните себе Каталог статей, нарративов и видео. Там вы найдёте все ссылки на публикации канала.

А здесь вы сможете посмотреть в хронологическом порядке имена композиторов, написавших вариации на тему Фолии.

Благодарю за ваши лайки, репосты в социальных сетях и комментарии.