6252 subscribers

Плагиат и заимствование. Могут ли закончиться мелодии?

308 full reads

Периодически публикую на канале материалы о разного рода заимствованиях и плагиатах в музыкальном мире. Как правило, в качестве примеров привожу музыкантов и исполнителей современной рок и поп-музыки, что вызывает неадекватную и агрессивную реакцию среди их фанатов.

Плагиат и заимствование. Могут ли закончиться мелодии?

Первое, что они пишут: Это другое! Совсем не похоже! Так было в статье об использовании группой Queen в песне "We Will Rock You" темы из оркестровой зарисовки Аарона Копленда "Фанфары для простого человека". И это, несмотря на приведённые фрагменты, как по отдельности, так и с наложением. Там не нужно даже музыкального слуха, обычного хватает. Нет, не слышат. Не хотят слышать.

Не верите мне? Добро пожаловать на сайт www.whosampled.com в раздел посвящённый песне "We Will Rock You". Скрин прилагаю.

Плагиат и заимствование. Могут ли закончиться мелодии?

Другой сайт - genius.com - открываю атрибуты песни. В качестве источника указывается Аарон Копленд и группа Emerson, Lake & Palmer, представившая рок-версию "Фанфар" до релиза Queen.

Плагиат и заимствование. Могут ли закончиться мелодии?

Второй аргумент в защиту заимствований - неосознанное цитирование. Вот это может быть. Человека невозможно изолировать от музыки, она его окружает, звучит из каждого утюга, откладывается на подкорке. Таким образом, при сочинении композитор вполне искренне может считать, что мелодия пришедшая из глубин подсознания его собственная.

В качестве примера приведу один мотив, звучащий в произведениях, по меньшей мере, четырёх авторов.

Итак, Моцарт, Бетховен и Фарранк - их сочинения не получили широкой известности. Только музыковед Ремо Джацотто в 1958 году с мистификацией - "Адажио для органа и струнных соль минор Томазо Альбинони" - сумел найти путь к ушам и сердцам слушателей. Чья пьеса "всплыла" у него в голове останется тайной.

Третий довод в копилку оправданий плагиата самый ... железобетонный - Нот всего семь! Откуда взялся этот миф? Из детских песенок? Музыка Евгения Ботярова, слова Михаила Пляцковского:

Ровно семь цветов у радуги,
А у музыки - семь нот.
На земле для нашей радости
Вечно музыка живет!

В октаве не семь, а двенадцать нот. Но дело не в количестве, а в умении их применять. Обращаюсь за помощью к Сергею Сергеевичу Прокофьеву. Он точно знает толк в нотах и может их правильно группировать.

В седьмом номере журнала "Пионер" за 1937 год была опубликована статья композитора "Могут ли иссякнуть мелодии?".

журнал "Пионер" № 7, 1937 год
журнал "Пионер" № 7, 1937 год

Прокофьев путём нехитрых подсчётов выводит количество вариантов для мелодии из восьми нот - около 6 000 000 000.

Но это – еще не всё. Ведь ноты бывают разной длительности, и ритм совершенно меняет лицо мелодии. Кроме того гармония, подголоски, аккомпанемент тоже придают мелодии совершенно иной характер. Отсюда следует, что шесть миллиардов надо еще много раз помножить, чтобы использовать все представляющиеся возможности.

Отсюда вывод. На недостаток мелодий может жаловаться только тот, у кого проблемы с талантом и фантазией, кто привык оперировать тремя аккордами и простейшими народными наигрышами. У такого композитора все мотивчики одновременно похожи друг на друга и на мелодии других авторов.

С другой стороны, если академические композиторы уже сочинили мелодию (тему, мотив) зачем что-то придумывать? Надо взять её за основу, аранжировать и выдать как своё. За примерами далеко ходить не надо. Читайте до конца - там будут ссылки. И на статьи, и на видео. Всё, как вы любите.

Четвёртый резон музыкального воровства - самый иезуитский:
А ты докажи! Но в суд на хитрого композитора подавать уже некому. Те, у кого он украл музыкальную идею давно умерли. Попытки живых, но неизвестных авторов отстоять свои права, как правило безуспешны. Ведь судьи пользуются первым пунктом - Это другое! Совсем не похоже!

Ситуация, когда "большие и успешные" воруют идеи у "менее раскрученных и начинающих" существует не только в музыке, но и других областях творчества. Берёт, например, условный комик шутку у неизвестного автора с тремя подписчиками, переставляет слова и публикует её у себя на юмористическом канале с миллионной аудиторией. Ему все лавры. В случае предъявления претензий можно контратаковать пятым пуленепробиваемым утверждением - Идеи витают в воздухе! Оно вообще универсальное, заменяет все вышеназванные.

Вместо традиционной несмешной байки даю несколько ссылок на публикации с примерами плагиатов и заимствований:

Плагиат в песне группы "Queen"

Эндрю Ллойд Уэббер - Гений плагиата

Звёздные войны. Пять эпизодов плагиата

Второй фортепианный концерт Рахманинова и его отголоски в современной музыке

Влияние Брамса на рок поп-музыку

Видеоподборки:

200 лет цитирования "К Элизе" Бетховена

Использование тематики "Марса" Густава Холста в рок-музыке: хард, хэви, трэш, дэт ...

Дорогие друзья, большое спасибо, что ставите лайки, подписываетесь на канал и делитесь в социальных сетях. Специально для Вас мною собран и ежедневно пополняется каталог публикаций канала Океан между Нот.