6267 subscribers

Почему нет смысла ходить на концерты органной музыки

13k full reads

Считается, что если хочешь быть культурным человеком, то надо обязательно посещать концерты органной музыки. Я не хожу.

Мне кажется, что такие походы сродни пытке. Ведь большинство кроме ре-минорной Токкаты Баха ничего не знают. Остальные сочинения того же Баха, или Букстехуде, или Телемана не настолько эффектны, чтобы сразу зацепить. Вот и мучаются люди, сидя на органных концертах, в процессе, так необходимого для культурного развития, прослушивания нескончаемой прелюдии, или фуги, или фантазии. Ску-ко-та. 

Жозеф Дюкрё. Зевающий
Жозеф Дюкрё. Зевающий

Дело в том, что для современников Баха его сочинения представали не виде "чистой" (непрограммной) музыки, а были наполнены конкретным психологическим и философско-религиозным содержанием. Люди той эпохи слушали иначе чем теперь. Звучащие мелодические обороты и интонации были известны наизусть и мгновенно вызывали в памяти соответствующий текст из Библии.

Хоралы пелись всей протестантской общиной и прочно ассоциировались с определённым смыслом. Звучащие в музыкальном тексте устойчивые мелодические фигуры выстраивались в сложные ассоциативные ряды, в результате чего их смысл приобретал различные оттенки, они обогащались и превращались в символы. У слушателей возникало сразу несколько аллюзий - с содержанием хорала, с конкретным эпизодом библейской истории, с кругом праздников или ритуальным действом, которому предназначался этот хорал.

Ян ван Эйк. Поющие ангелы
Ян ван Эйк. Поющие ангелы

Современный человек такими способностями не обладает. Поэтому, оставим в покое "кислую немецкую капусту" и обратимся к французским "декадентам", которые доказали, что не всё так плохо в органном королевстве.

Первым в наше поле зрения попадает прославленный органист-виртуоз, композитор и педагог Шарль-Мари Жан Альберт Видор, автор целых десяти симфоний для органа. Пятая часть Симфонии № 5 (1879 год) получила самостоятельную судьбу и отдельное название - Токката Видора. Короткие мотивчики создают полное впечатление увеселительной загородной поездки в самодвижущейся повозке, с медленно проплывающими за окном пейзажами.

Примеру Видора последовали его ученики. Например, Эжен Жигу, написавший в 1890 году цикл из десяти органных пьес. Жемчужиной цикла стала Токката си минор. По началу вкрадчивая мелодическая линия постепенно обретает не только повышенную звучность, но и некий драматизм и даже агрессивность. Как будто копил в себе человек долго что-то неприятное и вот, наконец, выговаривается, отводит душу. Но гнев его красив.

Сын аптекаря Леон Боэльман очень хотел стать композитором. Сначала он был простым учеником Эжена Жигу в Парижской школе религиозной музыки, а в 23 года "породнился" с ним. Жигу его усыновил.

Слушаем знаменитую Токкату из "Готической сюиты" (1895 год). Музыка очень своеобразная, непричёсанная, порой вульгарная. И хотя родом она из XIX века, слышится в ней современная фактура саундтреков к кинофильмам и видеоиграм.

Ну и никуда нам не деться от Камиля Сен-Санса. В декабре 1916 года, лёжа в постели с бронхитом, композитор начал работу над циклом органных импровизаций. Они были завершены в феврале 1917 года и посвящены всё тому же Эжену Жигу. Последняя часть цикла переносит нас в атмосферу настоящего французского Рождества.

Традиционная несмешная байка сегодня тоже о Сен-Сансе:

Однажды композитор был приглашен на обед к близким друзьям. Он опаздывал, но все его терпеливо ждали. Наконец отчаянно проголодавшиеся гости попросили хозяйку приступить к обеду. Все сели за стол. Приезжает Сен-Санс. Желая заслужить прощение, он решает прибегнуть к шутке: надевает чепец горничной, садится верхом на щётку, открывает дверь в столовую и принимается скакать галопом вокруг стола, распевая во все горло: "Хей-хо! Хей-хо-хо"! из "Валькирий" Вагнера. Перепуганные гости разбегаются. Тогда Сен-Санс останавливается перед хозяйкой дома и к своему ужасу замечает, что он ошибся этажом.

Дорогие читатели и авторы, чтобы не затеряться в Океане Нот - сохраните себе постоянно пополняющийся каталог публикаций канала.