6267 subscribers

Преступление, которого не было

186 full reads

И в землю бьёт молва, как молот, 
А он в земле, из-под плиты,
Лишь правды, а не доброты,
У каждого столетья молит.
Л. Болеславский. "Сальери"

Смерть Моцарта породила легенду, записанную Пушкиным: "Сальери умер лет 8 тому назад. Некоторые немецкие журналы говорили, что на одре смерти признался он будто бы в ужасном преступлении - в отравлении великого Моцарта. Завистник, который мог освистать Дон Жуана, мог отравить его творца".

Преступление, которого не было

Эта заметка записана в 1833 году. Пушкинисты комментируют её так:

Легенда об отравлении Моцарта маловероятна; она основана на весьма шатких психологических догадках. Но в современных Пушкину изданиях, например, "Всеобщем музыкальном вестнике" 1825 года, он мог найти материал, говорящий о виновности Сальери.

Ещё одно яркое обвинение - роман американского писателя Дэвида Вейса "Убийство Моцарта". Своеобразный "репортаж" Вейса об "убийстве Моцарта" изобилует детективными подробностями. Приводится даже рецепт яда, которым Сальери отравил Моцарта во время ужина после премьеры "Волшебной флейты". Роман построен как документальное расследование. Основной приём, применённый автором, создаёт впечатление фактической достоверности. Вот только несколько цитат из романа.

Вена, осень 1823 года. Газетное сообщение: "Антонио Сальери, первый капельмейстер императорского двора, признался в том, что отравил Моцарта".
Вена, газетное сообщение спустя несколько дней: "После исповеди и признания священнику разум Сальери помутился, и он попытался перерезать себе горло. Попытка первого императорского капельмейстера покончить с собой не удалась: по приказу императора его поместили в дом умалишённых".
Антон Шиндлер написал в "разговорных тетрадях" Бетховена: "Здоровье Сальери снова ухудшилось. Он совсем невменяем. В бреду он продолжает твердить, что виновен в смерти Моцарта. Видимо, это сущая правда, раз он хочет исповедаться в своём грехе. Да, видно, каждому уготовано возмездие".
Апрель 1825 года. "Алгемайне музикалише цайтунг": "Нашему многоуважаемому Сальери, сколь это ни печально, никак не удаётся умереть. Его тело подвержено всем старческим немощам и разум покинул его. Говорят даже, что в бреду больного воображения он винит себя в преждевременной кончине Моцарта ..."
Антонио Сальери
Антонио Сальери

В фейке, записанном Пушкиным, есть неуверенность: "мог отравить".

"Не мог!" - настаивают защитники Сальери. Среди активных сторонников его невиновности - и известный советский музыковед Б. Штейнпресс, опубликовавший в журналах, в том числе в "Советской музыке", несколько статей в защиту Сальери. К чему сводятся доводы защиты?

Никакой исповеди Сальери, где он якобы признается в отравлении Моцарта, в венских архивах нет. Это - "газетная утка".

Сальери не мог освистать "Дон Жуана", он не был на первом и последующих представлениях оперы.

До недавнего времени считалось, что три великие симфонии Моцарта не прозвучали в оркестре при его жизни. Но теперь предполагают, что 16-17 апреля 1791 года (Моцарту оставалось жить до декабря) была исполнена одна из симфоний. И дирижировал симфонией Моцарта ... Сальери. Вот так "завистник" и "недоброжелатель"! Кстати, концерты эти были благотворительные, в пользу вдов и сирот музыкантов. Вообще, Сальери многое делал для воспитания молодых музыкантов, пестовал молодые таланты, был учителем Бетховена ...

Теперь самое главное обвинение: отравил или не отравил? Болезнь или отравление?

"Болезнь!" - утверждают защитники Сальери. Моцарта лечили известные венские врачи, и они поставили диагноз: ревматически-воспалительная лихорадка. С детства Моцарт часто болел: суставной ревматизм, простуды, ангины, потом воспаление легких ... И погубил Моцарта не яд, а тяжелый "классический" ревматизм, с осложнениями на сердце, мозг, почки, с сильными отёками, судорогами, головными болями, обмороками, исхуданием ...

Как мог Сальери отравить Моцарта, спрашивают защитники Сальери, если последняя их встреча состоялась примерно за четыре месяца до смерти Моцарта? Ведь тогда просто не было ядов "замедленного действия".

Моцарт был похоронен в общей могиле. Но вовсе не среди бродяг и самоубийц. По кладбищенским книгам удалось установить имена "загробных соседей" Моцарта, среди них нет ни бродяг, ни самоубийц. А что касается захоронения "незнатных людей" в общих могилах, это было тогда обычным явлением.

Защитники Сальери подняли даже сводки погоды 6 и 7 декабря 1791 года (в один из этих дней был похоронен Моцарт) и установили, что "стояла мягкая, спокойная и довольно теплая для зимы погода". Так что и снежная буря в час погребения Моцарта, с их точки зрения, скорее литературная, нежели метеорологическая, выдуманная Пушкиным.

Преступление, которого не было

Музыковеды убеждены: исторический Сальери невиновен. Они напоминают: Сальери называли "Нестором среди композиторов", Глюк гордился им как своим лучшим учеником, и при жизни Сальери пользовался мировой славой.

Современники запомнили и такого Сальери: "Радушный и любезный, доброжелательный, жизнерадостный, остроумный, неисчерпаемый в анекдотах, цитатах, славный, изящный человек, с огненными сверкающими глазами, ... легко воспламеняющийся, но столь же легко примиряющийся ..."

При подготовке статьи использованы материалы из книги Льва Мархасёва "Любимые и другие".

Дорогой читатель, чтобы не затеряться в Океане Нот - сохраните себе постоянно пополняющийся каталог статей, нарративов и видео.

При комментировании, пожалуйста, будьте вежливы!