6260 subscribers

Прямая и косвенные аллюзии в композиции Difficult To Cure группы "Rainbow"

3,7k full reads

Ни для кого не секрет, что инструментальная композиция Difficult to Cure группы "Rainbow" с одноимённого альбома 1981 года полностью построена на тематизме из четвёртой части Девятой симфонии ре минор (ор. 125) Людвига ван Бетховена.

Блэкмор пропускает "фанфары ужаса", открывающие финал симфонии и сразу даёт мотив вопрошающего речитатива. У Бетховена это интереснейший диалог между оркестром, предлагающего тематику предыдущих частей симфонии и группы виолончелей с контрабасами отвергающих их. Первоначально Бетховен думал поручить речитатив певцам и даже набросал к нему слова, поэтому партия виолончелей и контрабасов звучит как человеческая речь. Сначала оркестр интонирует призрачный фон первой части симфонии, затем — мотив скерцо (вторая часть) и, наконец, три такта адажио (третья часть).

Последним появляется абсолютно новый мотив — его играют деревянные духовые. На этот раз речитатив виолончелей и контрабасов звучит утвердительно, в мажоре, непосредственно переходя в тему радости. Это соло и реализовано у Блэкмора в композиции. Сам мотив, близкий к народной немецкой музыке удивительным образом сочетающий маршевость и песенность, у Бетховена обретает гимническое звучание. Разрастаясь до грандиозного ликования, тема радости на кульминации внезапно обрывается новым вторжением "фанфар ужаса". И только после этого зловещего напоминания вступает слово. Прежний инструментальный речитатив поручен теперь солисту и переходит в вокальное изложение темы радости на стихи Фридриха Шиллера:

О братья, не надо этих звуков. Дайте нам услышать более приятные, более радостные.

И тотчас откликается хор:

Радость! Радость!...

До Бетховена никто не применял человеческий голос в симфонических произведениях. Композитору не хватило обычных инструментов для выражения своих идей. Это и есть - гениальность!

Теперь по поводу развязного хохота в финале композиции "Rainbow".

Первая ассоциация: отсылка к фильму Стенли Кубрика "Заводной апельсин" 1971 года. Герой фильма Алекс - лихой парнишка, который убивает, грабит и насилует ради садистского удовольствия. В тюрьме его подвергают жёсткому промыванию мозгов, в том числе под музыку Бетховена. В финале картины Алекс выбрасывается из окна под музыку Девятой симфонии.

Прямая и косвенные аллюзии в композиции Difficult To Cure группы "Rainbow"

Другая версия. По информации из разных источников смех в конце композиции принадлежит американскому комику тридцатых годов прошлого века Оливеру Харди. Свою популярность он приобрёл в тандеме с другим актёром - Стэном Лорелом. В короткометражном фильме "Blotto" (1930 год) эта дивная парочка пытается напиться в клубе во времена "сухого закона". Однако, содержимое бутылки заменено женой одного из персонажей на холодный чай. Несмотря на это, герои Харди и Лорела от души "веселятся" и заразительно хохочут. Так вот, клуб в котором происходит это безудержное веселье называется ... Rainbow.

О феерической интерпретации музыки Грига читайте в статье - Ричи Блэкмор в образе Доврского деда.

Дорогой читатель, чтобы не затеряться в Океане Нот - сохраните себе постоянно пополняющийся каталог статей, нарративов и видео.

При комментировании, пожалуйста, будьте вежливы!