6267 subscribers

Приёмы basso lamento в музыке Led Zeppelin

2,1k full reads

Радостный мажор, грустный минор. Так приручили наше ухо с детства.

Из глубины веков в эпатажную и независимую музыку современности проникла разновидность basso ostinato (упорного баса) с оттенками нытья и скорби - basso lamento. Это повторяющаяся басовая линия, построенная на нисходящей кварте, а иногда двигающаяся вниз по хроматической гамме. Исследователь рок-музыки Уолтер Эверетт (Walter Everett) составил целый список из песен "плачущих" и "стенающих" рокеров. Вот некоторые из них.

Группа The Beatles, композиция Michelle с альбома Rubber Soul 1965 года:

Группа Eagles, композиция Hotel California с одноимённого альбома 1976 года:

Боб Дилан, композиция Ballad of a Thin Man с альбома Highway 61 Revisited 1965 года

И наконец, "гвоздь программы" - Led Zeppelin с бессмертным хитом 1971 года Stairway to Heaven:

Именно Led Zeppelin довела барочные элементы в своей музыке до идеала, успешно соединив в горниле хард-энд-хэви музыкальный материал фолка, блюза и классики.

Led Zeppelin
Led Zeppelin

Самой амбициозной композицией ранних Led Zeppelin стала мучительная любовная песня Dazed and Confused. Джимми Пейдж начал играть её будучи участником The Yardbirds, позаимствовав у нью-йоркского исполнителя Джейка Холмса (Jake Holmes). Песня Холмса основана на нисходящих хроматических последовательностях, придуманных странствующим бас-гитаристом по имени Рик Рэндл (Rick Randle), которого Холмс позже описывал как "абсолютно непробиваемого психа".

Обложка альбома "The Above Ground Sound" of Jake Holmes (1967)
Обложка альбома "The Above Ground Sound" of Jake Holmes (1967)

В версии Led Zeppelin, которая появилась на дебютном альбоме в 1969 году, Джон Пол Джонс придал басовой линии неприступный, органный звук - величественный блюзовый рифф. На гастролях в начале семидесятых музыканты растягивали исполнение Dazed and Confused на тридцать и более минут, подвергая линию баса причудливым трансформациям, таким образом оттеняя игру Пейджа смычком на гитаре. На протяжении долгих отрезков бас скорбно молчит, а в это время Плант и Пейдж взывают друг к другу, как бродяги, заблудившиеся в пустыне. Наконец, в кульминационном пассаже тема грохочет в связке гитары и баса, наполняя музыкальное пространство.

В конце шестнадцатого века звуки чаконы совершили переворот в общественном порядке, раскрепостив тело. Тот же самый дух свободы оживляет современную рок- и поп-музыку: в водовороте повторяющегося баса танцующие люди на некоторое время забывают о рутине повседневной жизни. Мы наблюдаем, как одни и те же музыкальные приёмы продолжают своё существование на протяжении столетий.

При подготовке статьи использовались материалы книги Алекса Росса "Послушайте".

И по традиции несмешная байка, на этот раз из серии "когда шутка удалась, но смешно только тебе":

Многие дирижёры старого поколения были невыносимыми тиранами. Ганс фон Бюлов часто бывал резок с музыкантами, но его прусскую грубость смягчал своеобразный юмор. Случилось так, что Бюлов невзлюбил двух валторнистов из своего оркестра - по фамилии Шульц и Шмидт. Однажды утром директор оркестра сообщил ему печальную новость, что Шмидт скончался.
"А Шульц?" - спросил Бюлов.

Дорогие читатели канала, чтобы не затеряться в Океане Нот - сохраните себе постоянно пополняющийся каталог статей, нарративов и видео.