6267 subscribers

Самые распространённые "ушные черви" и как от них избавиться

367 full reads
Самые распространённые "ушные черви" и как от них избавиться

Давненько у меня не было в статьях псевдоумных словечек, так что берём в руки ручки и пишем:

Повторяющиеся непроизвольные семантические музыкальные воспоминания.

Иначе говоря, "эффект застрявшей песни" или совсем по сермяжному - "ушные черви".

Исследования показали, что музыкальные воспоминания являются доминирующим типом непроизвольной памяти, почти 90 процентов людей регулярно с ними сталкиваются.

С одной стороны выявлена положительная корреляция между объёмом прослушиваемой музыки и частотой появления "червей". Для спонтанного и непринуждённого воспроизведения мозг должен хорошо запомнить мелодию. В тоже время существует множество немузыкальных триггеров, например: ключевые слова из текста или изображения с ним ассоциирующиеся, стрессы, состояния тревоги или ожидания.

Группа учёных в журнале "Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts" опубликовала крупномасштабное исследование посвящённое особенностям "ушных червей" и выявлению самых "надоедливых экземпляров" из семейства "поп-музыки".

Участниками опроса стали 3000 человек в возрасте от 12 до 81.

Результаты таковы.

Десятое место разделили Бейонсе с хитом "Single Ladies" и Адель с композицией "Rolling in the Deep".

Девятую и восьмую позиции заняли шлягеры Леди Гаги - "Poker Face" и "Alejandro" соответственно.

На седьмом месте расположился вокально-инструментальный ансамбль Queen с песенкой "Bohemian Rhapsody".

Красотка Кэти Перри с треком "California Gurls" - на шестой ступени.

Поп-группа Maroon 5 - на пятой строчке с песней "Moves Like Jagger".

Четвёртое место досталось Готье и его прилипчивой балладе "Somebody That I Used to Know".

Тройку лидеров открывает рок-группа Journey с треком "Don’t Stop Believing".

Вторая позиция за песней с самоговорящим названием "Can’t Get You Out of My Head" ("Не могу выкинуть тебя из головы") в исполнении Кайли Миноуг.

Ну а первое место завоевала королева популярной музыки Леди Гага с композицией "Bad Romance".

Вполне себе адекватный список. Кроме, разве что, третьего места. Первый раз слышу про такую группу и песню. На самом деле!

Проведя сравнительный анализ по более чем восьмидесяти музыкальным характеристикам, исследователи выявили три мелодические особенности, позволяющие песне надёжно "застрять" в голове.

Быстрый темп. Мозгу нравится проигрывать более быстрые мелодии. Возможно это как-то связано с периодичностью выполняемых человеком движений. Многие отмечали факт появления "червя" в моменты ходьбы, бега и чистки зубов.

Общие контуры мелодий. Скорее всего, мозг легче усваивает, репетирует и воспроизводит мотивы с распространённым мелодическим контуром. Например, как в детских песенках и хуке "Bad Romance" - восходящий мотив сменяется нисходящим.

Необычные интервалы. И всё-таки мелодия должна иметь "изюминку". Получается некий компромисс - мотив должен быть в целом легко запоминаемыми с точки зрения мелодического контура, но также содержать некоторые уникальные интервалы - "крючки".

В этом плане "ушные черви" чем-то похожи на настоящих беспозвоночных. Например, онкосфера бычьeгo цeпня имеет три пары крючьев, а на сколексе его свиного сородича их целых два ряда.

Но если изучение реальных паразитов продиктовано жизненной необходимостью сохранения здоровья, то зачем исследовать "червей" виртуальных?

Ну крутится у тебя в голове мелодия, ну и что? Считается, что мозг 40 % времени занят мыслями никак не связанным с текущей задачей, т.е. живёт своей жизнью. Искать функциональное значение "ушных червей", как по мне - дело бессмысленное. Практическое применение таких работ может лежать только в двух плоскостях.

Во-первых, когда "мелодия в голове" действительно связана с обсессивно-компульсивными расстройствами, музыкальными галлюцинациями и требует клинического вмешательства.

И, во-вторых, результаты анализа могут пригодится именитым и начинающим авторам для сочинения песен. Давно подмечено, что "ушные черви", как правило, занимают высокие места в чартах, тем самым принося неплохой доход их создателям.

Если "червяк" вас действительно достал, то есть несколько способов от него избавиться.

Самый радикальный: не слушать музыку вообще. На худой конец, избегать прослушивания песен перед сном. Если и это не получилось - дослушать трек до конца. Иначе, возможно проявление психологического "эффекта Зейгарник". Прерванную мелодию мозг настойчиво будет пытаться продолжить до конца.

Жевательная резинка. Задействуйте челюсти. Мозг подумает, что голосовой аппарат занят, спеть вы уже не сможете - музыку можно отключать.

Двигаться в ином темпе. Если "червь" медленный - ускорьте ходьбу или перейдите на бег, если быстрый - замедлитесь.

Пойте. Начинайте петь другую песню, вышибайте клин клином. Главная опасность - ваше лекарство может стать вашим кошмаром, само превратиться в "червя".

Загрузите мозг. Рутинная деятельность с низкой когнитивной нагрузкой способствуют блужданию ума , что, в свою очередь, может привести к непроизвольному воспроизведению музыкальных образов. Лучший способ - общение с друзьями или знакомыми.

В особо тяжких случаях, когда ничего не помогает - включите телевизор и просто прекратите всякие попытки отвлечься.

У меня тоже есть "червячок", родной и достаточно сложный. Я не могу точно предсказать время и обстоятельства его появления, но он меня особо не раздражает, поэтому - пускай себе живёт. Итак,

Сначала в голове возникает мелодия валторн E-A-D-A-E из третьей части Десятой симфонии Шостаковича. Она проводится дважды.

Затем, вместо оркестрового развития начинает звучать проникновенная тема из интродукции третьей части (Poco allegretto) Третьей симфонии Брамса. Собственно, это и есть "червяк". Мелодия может повторяться достаточно долго, но заканчивается всегда одинаково.

В какой-то момент вместо брамсовского мотива появляется сумрачный эпилог-эпитафия квинтета туб из второй части (Adagio) Седьмой симфонии Брукнера. С финальным вскриком валторн "червь" исчезает.

Несколько раз мне доводилось наблюдать проявление "быстрого ушного червя" в режиме "здесь и сейчас". Дело в том, что у меня на телефон в качестве рингтона установлен фрагмент композиции Артёма Готлиба (Slava Marlow) "Ты горишь как огонь".

Через некоторое время после воспроизведения, окружающие начинают напевать припев, затем резко прерываются и восклицают: "вот привязалась".

Кстати, выразительный бридж из этой песни:

Ну кто тут прав? Е
Ты знаешь, что никто
Ты знаешь, кто тут прав? Е
Ты знаешь, что никто (Ля, ля-ля)

иной раз и у меня основательно "застревает".

А ещё я хочу, чтобы все сохранили КАТАЛОГ публикаций канала. В нём столько всего интересного!

Традиционная несмешная байка:

В ночь с 10 на 11 февраля 1906 года у дома писателя и критика Рудольфа Луиса состоялась необычная акция протеста. Дело в том, что накануне Луис опубликовал в одной из мюнхенских газет разгромную рецензию на премьеру Симфониетты Макса Регера.

После этого ученики композитора пришли со своими инструментами к дому критика и сожгли несколько пачек газеты под аккомпанемент диких звуков.

Луис ответил заметкой в утреннем выпуске, заявив, что мешавшая ему спать "кошачья музыка" была, вероятно, первой репетицией нового сочинения Регера.