6259 subscribers

Слабоумие или отвага? Как шутка одного композитора стала причиной сомнительных рекордов

526 full reads

Постоянно читаю новостную ленту музыкальной жизни. И вот среди потока анонсов концертов, фестивалей, конкурсов, памятных мероприятий и других важных событий обнаруживаю:

Пианист из Санкт-Петербурга Руслан Ишдавлетов установил рекорд по беспрерывной импровизации на фортепиано.
С 25 по 27 сентября он играл 50 часов подряд. Таким образом, музыканту удалось превзойти свой предыдущий мировой рекорд, когда в начале сентября он импровизировал 42 часа 24 минуты.

Больше двух суток просидеть за инструментом - это сильно!

Во-первых, очень сомневаюсь в беспрерывности сего действия. Музыка, конечно, творит чудеса, но внутренние процессы организма звуками не остановить. Например, в недавней публикации мной упоминалась органистка Дайана Лучезе, исполнявшая пьесу Джона Кейджа более 15 часов. Так она перед началом каждой части на три минуты вынуждено заглядывала в маленькую комнатку.

Во-вторых, не совсем понятен творческий посыл данного перфоманса. Что хотел сказать пианист? Я считаю, что деятельность композиторов и музыкантов в первую очередь адресована людям. И не просто абстрактному народонаселению, а конкретному слушателю. А кто смог отсидеть с исполнителем все 50 часов?

В связи с этим вспоминается историческое исполнение фортепианной пьесы "Vexations" ("Неприятности") прародителя современной музыки, французского композитора Эрика Сати в Нью-Йорке осенью 1963 года командой из двенадцати пианистов, возглавляемых неутомимым выдумщиком Кейджем.

Предполагается, что Сати написал эту пьесу в 1893 году после короткого, но очень напряжённого романа с художницей Сюзанной Валадон.

Их отношения начались 14 января 1893 года, уже ночью Сати предложил Валадон выйти за него замуж. Он был одержим художницей, называл её своей "Biqui", и писал страстные строки о "всём её существе, прекрасных глазах, нежных руках и крошечных ножках".

На пасху 2 апреля 1893 года Сати приготовил своей возлюбленной тридцатисекундную песню "Bonjour Biqui, Bonjour!". Но, видимо, так и не подарил. К тому времени их роман начал угасать.

В конце концов Валадон покинула композитора, оставив ему "только ледяное одиночество, наполняющее голову пустотой и сердце печалью" и написанный портрет маслом.

Портрет Эрика Сати
Портрет Эрика Сати

Могу смело утверждать, что каждый любитель живописи видел Сюзанну Валадон, только не все знают, что это она. Помимо живописи, девушка с 15 лет активно позировала разным художникам. Именно свою любовницу Сюзанну изобразил Анри де Тулуз-Лотрек на картине "Похмелье".

У Пьера-Огюста Ренуара она появляется на картинах "Девушка, заплетающая волосы", "Танец в городе" и "Танец в Буживале".

Танец в Буживале
Танец в Буживале

Возвращаюсь к брошенному Сати и его "Неприятностям".

Композитор никогда не публиковал эту работу, да и вообще не упоминал о ней. Впервые её обнародовал в 1949 году упомянутый выше американский композитор Джон Кейдж. На рукописи партитуры Сати сделал ироничное указание:

Чтобы сыграть этот мотив 840 раз, нужно подготовиться заранее, в полной тишине и глубокой неподвижности.

Кейдж воспринимает это как буквальную инструкцию и в шесть часов вечера 9 сентября 1963 года начинается первое публичное исполнение пьесы, продолжавшееся до 12:40 следующего дня.

Входной билет на представление стоил 5 долларов. За каждые 20 минут, проведённые в зале, слушателям возвращали пять центов. Единственный, кто досидел до конца был актёр Карл Шенцер. Ему возместили полную стоимость билета и подарили кешбек в 20 центов. В интервью "Times" крайне довольный зритель сказал:

Мне весело, и я совсем не устал. Время? Что такое время? В этой музыке исчезает дихотомия различных аспектов искусства.

Пианист Питер Эванс пытался один исполнить "Неприятности" в Сиднее с 21 на 22 февраля 1970 года. Через 16 часов, дойдя до 595-го повторения он резко остановился и вышел из зала. Впоследствии он написал:

Я бы не стал играть эту пьесу снова. Я чувствовал, как каждое повторение медленно изматывает мой разум. Я должен был остановиться ... Люди, которые играют её, делают это на свой страх и риск.

Говорят, что на него кто-то или что-то начало кричать из партитуры. Заканчивала выступление пианистка Линда Уилсон.

Предлагаю послушать последние 5 повторов (с 835 по 840) с концерта в Centre des Congrès de Perpignan (Франция) 4 декабря 2010 года. За роялем Николас Горват.

К семидесятилетию пианиста Алексея Борисовича Любимова его друзья и студенты провели очередной фортепианный марафон "Неприятностей". Пьеса исполнялась 16 и 17 сентября 2014 года у входа в Московскую государственную консерваторию, прямо у ног бронзового Петра Ильича.

Если бы Чайковский встал и ушёл, его можно было понять.

Юбиляр начал ровно в 17:00
Юбиляр начал ровно в 17:00

Британский музыковед Роберт Орледж предполагает, что

существует логика и действительно высокоорганизованная композиционная система внутри "Неприятностей", вызванные странным хроматизмом Сати.

Произведение остаётся загадочным не только для ушей, но и для глаз. Композитор Гэвин Брайерс отмечает странный феномен, когда исполнители даже после многократного повторения пьесы с трудом запоминают её и должны сохранять интенсивную концентрацию, чтобы избежать ошибок. Преднамеренная нотационная путаница вынуждает музыканта сталкиваться с пьесой заново при каждом повторении.

Опыт не помогает. Сам Сати принижал ценность опыта, называя его "формой паралича". Как художник должен начинать сначала с каждой новой картиной, так и пианист должен "обнуляться", приступая к очередному повторению.

Существуют и другие версии расшифровки "Неприятностей": от имитации вагнеровской бесконечной мелодии ("Кольцо нибелунга для бедняков") и пародирования жанра Perpetuum mobile до предтечи Меблировочной музыки и дадаизма.

Может быть тяга к рекордам Руслана Ишдавлетова это своеобразный эксперимент над скукой? Ведь импровизация и эксперимент всегда идут рука об руку. Подумайте на досуге.

Не скучайте и переходите в Каталог статей, нарративов и видео. Тут вы найдёте все ссылки на публикации канала.

Традиционная несмешная байка:

Одна танцовщица, с возрастом утратившая способность достаточно изящно двигаться по сцене, решила заняться вокальным искусством. Разучив несколько несложных арий, она явилась к Рихарду Вагнеру с просьбой её послушать.
После того, как вокальный репертуар посетительницы был исчерпан, Вагнер попросил её продемонстрировать своё танцевальное искусство. Его просьба была исполнена, и в комнате воцарилось тягостное молчание. Наконец, артистка не выдержала:
- Скажите же, маэстро, понравилось ли вам моё пение?
- Для танцовщицы недурно. Кстати, для певицы вы неплохо танцуете.

Понравилась статья?

Жду ваших лойсов, репостов в ОК, ВК, FB и TG, а также комментариев и материальной поддержки.