6,6K подписчиков

Соавторы

263 прочитали

В художественной литературе соавторство явление не самое распространённое. Из удачных творческих союзов сразу на ум приходят только Илья Ильф с Евгением Петровым и братские тандемы Стругацких, Гримм и Вайнеров. А как обстоят дела с соавторством в музыке?

В художественной литературе соавторство явление не самое распространённое.

Первые опыты совместного сочинительства, пожалуй, и не вспомнить. Бруно Аулих в своей книге упоминает о подобных экспериментах в оперном жанре, получивших название "пастиччо" (паштет). В качестве известного примера им упоминается опера "Муций Сцевола" (1721 год), первый акт которой написал виолончелист Ф. Амадеи, второй - Джованни Баттиста Бонончини, а третий - Георг Фридрих Гендель.

В 2015 году на концерте в Праге было исполнено произведение, пролежавшее в забвении больше 230 лет. Это кантата под названием "Per la Ricuperata Salute di Ofelia" ("На восстановление здоровья Офелии"). Авторы кантаты - Вольфганг Амадей Моцарт, Антонио Сальери и таинственный композитор Корнетти. Под именем Офелии здесь скрывается оперная певица Анна Селина Стораче, а под псевдонимом Корнетти, вероятно, её старший брат Стефано.

Во времена Людвига ван Бетховена совместное творение музыки было распространённой практикой. Так история бетховенского шедевра "Тридцать три вариации на тему вальса Диабелли" связана с обращением издателя Антона Диабелли к пятидесяти композиторам о сочинении по одной вариации на его вальс.

Тема вальса Бетховену не понравилась, он назвал её Schusterfleck ("сапожная заплатка") и отказался участвовать в проекте, однако свои вариации написал.

В проекте Диабелли среди 50 маститых авторов принял участие одиннадцатилетний Ференц Лист. Уже будучи зрелым композитором и выдающимся пианистом он часто исполнял на своих концертах так называемые вариации "Hexameron" на тему Винчецо Беллини из оперы "Пуритане", созданные в 1837 году. Вариации были сочинены Листом в содружестве с Генрихом Герцом, Иоганном Пиксисом, Сигизмундом Тальбергом, Карлом Черни и Фридериком Шопеном.

Йозеф Иоахим
Йозеф Иоахим

В 1853 году Роберт Шуман совместно с Иоганнесом Брамсом и Альбертом Дитрихом создали скрипичную сонату, вошедшую в историю как Соната F-A-E. Произведение было посвящено скрипачу и композитору Йозефу Иоахиму, взявшего себе в качестве жизненного кредо изречение "Frei, Aber Einsam" (Свободен, но одинок). Первая часть вышла из под пера Дитриха, вторая часть (интермеццо) и финал написаны Шуманом, третья часть, обозначенная allegro, сочинена Брамсом. Характерно, что Брамс не использует в своей части мотив F-A-E, а лишь цитирует мотивы Дитриха.

29 октября 1853 года рукопись сонаты была торжественно подарена Иоахиму. Он тут же достал свой инструмент и вместе с Кларой Шуман исполнил музыку с листа. И, разумеется, угадал автора каждой части.

Перенесёмся в Россию. Воплощение оперы-балета "Млада" в 1870 году изначально было поручено директором императорских театров Степаном Александровичем Гедеоновым композиторам из "Могучей кучки". Николай Андреевич Римский-Корсаков вспоминал:

Мы четверо были приглашены к Гедеонову для совместного обсуждения работы. Первое действие, как наиболее драматичное, было поручено наиболее драматическому композитору - Кюи; Четвёртое, смесь драматического и стихийного - Бородину; Второе и Третье действия были распределены между мною и Мусоргским ...

Потом всё дело заглохло. Через двадцать лет Римский-Корсаков написал "Младу" самостоятельно.

Репин. Портрет Беляева
Репин. Портрет Беляева

Эксперименты с коллективным сочинительством в русской музыке носили в общем-то развлекательный характер. Это были небольшие пьесы, приуроченные к праздничным датам, творческие экспромты, музыкальные подарки. Так ко дню рождения мецената Митрофана Петровича Беляева в 1886 году Глазуновым, Бородиным, Лядовым и Римским-Корсаковым был сочинён "Квартет на тему из трёх нот", названия которых составили фамилию "Беляев". Команда в составе Бородина, Кюи, Лядова и всё того же Римского-Корсакова по просьбе приёмной дочери Бородина создала в 1879 году коллективные "Парафразы", посвящённые маленьким пианистам, способным сыграть тему одним пальцем каждой руки (24 вариации и 14 пьес на неизменную тему "Тати-тати").

Французская "Шестёрка" (Пуленк, Онеггер, Мийо, Орик, Дюрей, Тайфер) общими усилиями создала два одноактных балета "Новобрачные на Эйфелевой башне" (1921 год) и "Веер Жанны" (1927 год). Вступительные фанфары для второго балета принадлежат Морису Равелю.

В художественной литературе соавторство явление не самое распространённое.-4

В СССР также появлялись коллективные сочинения, в основном к юбилейным датам. Например, фортепианные Вариации на тему "Песни Вани" из оперы "Иван Сусанин", написанные в 1957 году к 100-летию со дня смерти Глинки. Соавторами выступили восемь композиторов: Кабалевский, Капп, Левитин, Свиридов, Шебалин, Шостакович, Щедрин и Эшпай.

На компакт-диске с записью концерта Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР под управлением Геннадия Николаевича Рождественского от 15 апреля 1982 года в качестве бонус-трека идёт произведение, открывавшее программу в тот вечер.

В художественной литературе соавторство явление не самое распространённое.-5

Маленький "Марш для симфонического оркестра" был написан специально по инициативе Рождественского и, при всём своём характере музыкальной шутки, совершенно уникален как факт искусства. Его авторы - лидеры советского авангарда, "Московская тройка" - Альфред Гарриевич Шнитке, Эдисон Васильевич Денисов и Софья Асгатовна Губайдулина. Очень близко сотрудничавшие друг с другом в 1960-е годы, композиторы, к началу 80-х очень далёко ушли и от себя прежних, и друг от друга. ХХ век, век индивидуальных стилей, стирающий границы искусств и барьеры между мировыми культурами, развёл трёх крупнейших русских композиторов в совершенно разные миры.

Смотрим фортепианную версию марша для шести рук.

Это не первый проект Рождественского. В 1979 году он уже организовывал композиторов-авангардистов на "междусобойчик", в результате которого появилась сюита "Pas ate quatre". Рождественский написал для неё первую часть - "Слоны и моськи", Денисов вторую - "Вдоль по Пятницкой", Арво Пярт третью - "Silencer" и Шнитке четвёртую -"Полифоническое танго".

В отличии от литературного соавторства, музыкальные союзы далеки от постоянства и серьёзности. Рождённые в результате коллективного творчества произведения, больше имеют оттенок добротного анекдота. Поэтому наша традиционная несмешная байка:

Как-то раз одному начинающему скрипачу предстояло сыграть скрипичную сонату Джордже Энеску. За несколько дней до концерта он пришёл к композитору и, сославшись на сложность произведения и своё волнение, попросил Энеску сыграть партию фортепиано. Композитор согласился.
Перед началом концерта уже сам Энеску занервничал и попросил кого-нибудь переворачивать ему ноты. Так случилось, что в зале оказался блестящий пианист
Альфред Корто, который незамедлительно вызвался помочь.
На следующий день в Le Figaro был опубликован отзыв:
"Весьма странный концерт состоялся прошлым вечером. Человек, которого мы обожаем, когда он играет на скрипке, играл на фортепиано. Другой человек, которого мы обожаем, когда он играет на фортепиано, переворачивал ему ноты. И, наконец, человек, который должен был переворачивать ноты, играл на скрипке".

При подготовке публикации были использованы материалы из книги Бруно Аулиха "Лунная соната, Кошачья фуга или любопытные истории о знаменитых музыкальных произведениях трёх столетий" и статьи кандидата искусствоведения Ольги Владимировны Синельниковой "Практика коллективного творчества композиторов в музыкальном искусстве постмодерна".

Дорогие читатели и авторы, чтобы не заблудиться в Океане между Нот - сохраните себе постоянно пополняющийся каталог статей, нарративов и видео.