6267 subscribers

Странный композитор, ставший предтечей современной электронной музыки

1,9k full reads

Пол Маккартни однажды объяснял, каким образом Карлхайнц Штокхаузен раскрыл его разум:

Раньше я думал, что любой, кто делает нечто странное - сам странный. Но внезапно я понял, что любой, делающий что-то странное, вовсе не странный. Странные только те люди, которые утверждают, что он странный.

Немецкий композитор и музыкальный теоретик Карлхайнц Штокхаузен своим творчеством не только привнёс много странностей в популярную музыку 60-х годов, но и стал своеобразным "отцом" большинства современных направлений электронной музыки: EDM, house, glitch, dubstep, ambient и так далее.

Странный композитор, ставший предтечей современной электронной музыки

Музыка композитора очень сложна для восприятия, она не для широкой публики, что вызывает нападки на него со стороны академических авторов. Не всех, конечно. Лидер французского музыкального авангарда Пьер Булез считает, что:

Влияние Штокхаузена было огромным. Он изобрел новый вид взаимоотношений между музыкальными составляющими. Он изменил наш взгляд на музыкальное время и форму.

Маккартни и Леннон были очарованы им, и использовали его техники и приёмы в своих песнях. Например, коллажирование в "Revolution 9", реверс и лупинг в "Strawberry Fields Forever", оркестровые крещендо и шумы в "A Day in the Life", стаккато фортепиано и двухдорожечные эффекты в "Penny Lane", "Fixing a Hole" и "With little help from my friends".

Джазовые музыканты, такие как Сесил Тейлор, Чарльз Мингус, Юсиф Латиф и другие, признавали влияние Штокхаузена. Великий трубач Майлз Дэвис писал:

Я всегда сочинял по кругу, но благодаря Штокхаузену я понял, что больше никогда не хочу играть от восьми тактов до восьми тактов, поэтому я никогда не заканчиваю песни: они просто продолжаются.

В аннотации к дебютному альбому 1966 года "Freak Out!" Фрэнк Заппа упоминает Штокхаузена в длинном списке людей, повлиявших на его творчество.

Гитарист британской группы "The Who" Питер Таунсенд был охарактеризован на одной из обложек как:

откровенный человек, интересующийся Штокхаузеном, бренди и живописью.

Неплохой набор интересов.

Четырёхчастная инструментальная композиция "Sysyphus" группы "Pink Floyd" с альбома 1969 года была написана клавишником Ричардом Райтом под влиянием Штокхаузена.

Пионеры немецкой электронной музыки группа "Kraftwerk" в композиции 1970 года "Ruckzuck" используют приёмы микширования звуков флейты с электронным синтезатором.

Флориан Шнайдер и Ральф Хюттер говорили о прямом влиянии музыки Штокхаузена на это произведение.

Музыкальный путь исландской певицы Бьорк начинался от новаторских сочинений немецкого композитора, затем она обратилась к произведениям Брайана Ино и "Kraftwerk", а в конечном счёте перешла к танцевальной музыке и рэпу.

В 23-ем номере журнала"Dazed and Confused" за 1996 год певица признаётся:

Когда в детстве меня познакомили с музыкой Штокхаузена, это было похоже на "аааа"! Наконец кто-то заговорил на моём языке ...
Я думаю, что когда дело доходит до электронной и атональной музыки - Штокхаузен лучший. Он был первым, кто начал писать электронную музыку ещё до изобретения синтезаторов ...
Он идёт на шаг впереди, обнаруживает то, чего раньше даже не делали в музыкальном плане, и к тому времени, когда другие люди это улавливают, он переходит к следующему этапу.
Как и все гении науки, Штокхаузен одержим союзом тайны и науки, хотя они противоположны. Обычные учёные одержимы фактами, гениальные учёные одержимы тайнами.

Из всех музыкантов и композиторов, которые стремились изменить направление музыки в ХХ и ХХI веках, немногие сделали так много для достижения этой цели, как Карлхайнц Штокхаузен.

Его произведения легко можно найти в сети. В принципе не важно, какое из них найдёт у вас отклик. Будет ли это углублённо-самосозерцательное "Inori", или умопомрачительный "Helicopter String Quartet", или причудливо-тревожные "Gesang der Jünglinge".

Выбор есть всегда: признать эту музыку странной или быть странным самому.

На этом всё.

Традиционная несмешная байка:

Когда английского дирижёра Томаса Бичема спросили, слышал ли он какое-нибудь музыку Штокхаузена, он отшутился:
- Нет, но возможно я когда-то наступал на что-то подобное.

Каталог всех публикаций канала.

Благодарю всех за лайки, интересные комментарии и репосты в социальных сетях.