6259 subscribers

Сыщики в опере

154 full reads

Жанр детективного рассказа имеет одно нехорошее родовое свойство - одноразовость. При первом чтении увлекает интрига, неизвестность.

Так кто же убийца?

Читать последующие разы уже не очень интересно - развязка известна, не вдохновляет.

Произведения Артура Конан Дойла, пожалуй, единственное исключение из этого железобетонного правила. Причина на поверхности - уникальность главного героя и писательское мастерство автора, так вкусно его изобразившего.

Мне не надоедает не только перечитывать "Шерлока Холмса", но и пересматривать экранизации. В каталоге канала заведён целый раздел, посвящённый лондонскому сыщику. И эта статья найдёт в нём своё место.

Кроме увлечения игрой на скрипке, литературный Шерлок Холмс заглядывал в оперные театры. Так, завершая рассказ об известном кинологическом расследовании в окрестностях Баскервиль-холла, он излагает доктору Ватсону планы на вечер:

А теперь, друг мой, обратимся мыслями к предметам более приятным. ... Я взял ложу в оперу. Вы слышали де Рецке в "Гугенотах"? Так вот, будьте любезны собраться в течение получаса.

Сейчас имя французского композитора Джакомо Мейрбера у нас основательно подзабыто. Могу смело предположить, что 99 % читателей канала никогда не слышали ни одной его ноты. Причины падения интереса будут расследованы мной позже.

Но девятнадцатый век был без ума от его музыки. Вот что сообщал один немецкий репортёр о "Гугенотах":

Практически невозможно описать впечатление, которое произвела эта опера. До сих пор ни одно музыкальное произведение, даже произведение Мейербера, не говоря уже о другом оперном композиторе, не было встречено такими восторженными аплодисментами.
Давка в оперном театре была ужасной; билеты можно было купить только по огромной цене. Говорят, ложи стоят 200 франков за место ... На мой взгляд, она превосходит всё великое и драматическое, что предлагает сейчас оперный мир. Зрителей поражают хоры и дуэты. ... Все были вне себя, и я не могу до сих пор отойти от музыкального опьянения.

Под "другим оперным композитором", как я понимаю, подразумевается Рихард Вагнер, который в начале своего творческого пути находился под огромным влиянием Мейрбера. Это потом, оперившись, Вагнер заклевал своего учителя, но в начале его заискивания граничили с подхалимажем:

Но моя голова и моё сердце больше не мои, чтобы отдавать их – они твоя собственность, мой господин. Самое большее, что мне осталось, это мои две руки – хочешь ли ты ими воспользоваться?
Я понимаю, что должен стать твоим рабом, телом и душой, чтобы найти пищу и силы для моей работы, которая однажды скажет мне о моей благодарности ...
Мейербер и Вагнер
Мейербер и Вагнер

Холмс слушал оперы обоих композиторов.

В финале рассказа "Алое кольцо", раскрыв очередное дело, он говорит:

Кстати, сейчас ещё нет восьми часов, а в Ковент-Гардене - ночь Вагнера. Если поторопиться, мы можем успеть ко второму действию.

Известно, что после реконструкции 1847 года театр Ковент-Гарден носил имя "Королевская итальянская опера". Все спектакли, независимо от языка оригинала, шли только на итальянском языке вплоть до 1892 года, когда Густав Малер при содействии величайшего импресарио того времени Августа Харриса поставил несколько опер Вагнера. Именно тогда слово "итальянский" было убрано из названия театра.

Нельзя точно сказать какое вагнеровское сочинение спешил послушать Холмс. Воспользуюсь дедуктивным методом.

Дело "Алого кольца" датировано сентябрём 1902 года. Мне удалось найти кусочек афиши оперного сезона Ковент-Гардена.

На субботу 27 сентября 1902 года утренним спектаклем стоит "Лоэнгрин".

Изображение с сайта greatestoperasingers.blogspot.com
Изображение с сайта greatestoperasingers.blogspot.com

А вот ещё одна афиша, с другого ресурса. Здесь "Лоэнгрин" начинается в восемь часов (как в рассказе) в четверг 25 сентября.

Изображение с сайта fourthgarrideb.com
Изображение с сайта fourthgarrideb.com

Опытный сыщик сразу заметит знакомую фамилию. Теноровую партию Лоэнгрина поёт польский певец Жан де Решке.

Да-да! Это тот самый "де Рецке" из "Собаки Баскервилей", пением которого в "Гугенотах" наслаждались Холмс и Ватсон.

Теперь ваша очередь отгадывать. Послушайте небольшой отрывок из "Лоэнгрина" и скажите: кого из композиторов вдохновила эта музыка?

Холмс был не просто поклонником оперы. Однажды он оригинально использовал оперную музыку в своём расследовании. В рассказе "Камень Мазарини" Холмс обращается к злоумышленникам:

"Я человек занятой и не могу попусту тратить время. Сейчас я пройду в спальню. Прошу вас не стесняться в моё отсутствие. Без меня вам будет удобнее объяснить своему другу, как обстоит дело. Тем временем я сыграю на скрипке баркаролу из "Сказок Гофмана". Через пять минут я вернусь за окончательным ответом. Надеюсь, вы достаточно ясно уразумели, что вам приходится выбирать одно из двух: или мы заберём вас или камень".
Холмс удалился, прихватив с собой стоявшую в углу скрипку. Минуту спустя из-за закрытой двери спальни послышались протяжные, жалобные звуки этой самой запоминающейся из мелодий.

На самом деле, музыка в стиле баркаролы из дуэта "Belle nuit, ô nuit d’amour", открывающего третий акт оперы "Сказки Гофмана" Жака Оффенбаха, звучала из граммофона. Таким образом хитроумный Холмс притупляет внимание воришек, подслушивает разговор и стремительно их разоблачает.

Итак, дуэт девушки Джульетты и юноши Никлауса.

Ещё одно задание для вас: кого поёт Анна Нетребко, а кого Элина Гаранча?

В финале первой серии советского фильма "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" вновь всплывает тема оперы и Ковент-Гардена.

Ватсон:
- Дорогой Холмс, вы великий сыщик.
Холмс:
- Дорогой Ватсон, я всегда вам об этом говорю.
Ватсон:
- Но почему вы отказываетесь от вознаграждения? Всё стоит денег.
Холмс:
- Ну, я не всегда отказываюсь от вознаграждения, но в данном случае, брать деньги с этой несчастной девушки ... Я не богат, но на два билета в оперу у меня хватит! Сегодня вечером в Ковент-Гарден дают ''Волшебную флейту''.

Интересные параллели другой знаменитой оперы Вольфганга Амадея Моцарта с культовым фильмом Гая Ричи "Шерлок Холмс. Игра теней" были рассмотрены в статье "Дон Жуан и Шерлок Холмс".

Ещё статьи на эту тематику:

Скрипач, композитор и музыковед - Шерлок Холмс

В два смычка

Песня профессора Мориарти

вы сможете элементарно найти в полном каталоге публикаций канала.

Традиционная несмешная байка:

Историческая память человечества короткая, как у рыбок. Оперой Мейербера "Гугеноты" восхищались Берлиоз, Верди и Лист. А ведь на самом деле произведение романтизирует массовую резню устроенную католиками своим оппонентам в ночь на 24 августа 1572 года, в канун дня святого Варфоломея. По разным оценкам в течение нескольких недель погромов и убийств число жертв могло составить до 30 000 человек.