6252 subscribers

Униженные и удовлетворённые

206 full reads

Традиции выяснения отношений посредством размахивания шпагами или стрельбой из пистолетов уходят в глубину столетий.

Рассмотрим несколько примеров музыкальных сатисфакций.

Как правило, отношения выясняют мужчины, а причиной дуэлей, на первый поверхностный взгляд, становятся вроде как женщины. На самом деле, это не так. Не стали бы мужики биться из-за бабы насмерть. Это противоречит инстинкту самосохранения и эволюционной логике развития вида.

Джорж Клинт. Дуэль
Джорж Клинт. Дуэль

Самая известная оперная дуэль состоялась в пятой картине "Евгения Онегина" Петра Ильича Чайковского. Повод по сути пустяковый: лучший друг немного потанцевал с твоей возлюбленной. Нет никакого смысла из-за этого угощать друг друга свинцом, но есть одно Но!

Мнение общества: а что скажут (или подумают) люди? В романе у Пушкина этот мотив показан достаточно явно, в опере у Чайковского завуалировано. Поэтому Ленского поначалу не жалко, как бы он не пытался вызвать сочувствие в "полном любовной чепухи" ариозо "Куда, куда, куда вы удалились … ". Что за удавы? Откуда они взялись?

Настоящая трагедия вырисовывается в самой сцене дуэли. Общество устами педанта Зарецкого декларирует свои смертельные правила. Дуэт-канон дуэлянтов полон обречённости, но когда их голоса совпадают:

… Не засмеяться ль нам, пока
Не обагрилася рука,
Не разойтись ли полюбовно?
Нет! Нет! Нет! Нет!

Становится понятным, что они приняли правила игры и сознательно идут на заклание. Все замолкают, на фоне пульсирующего биения оркестра у флейт и кларнетов возникает образ Ольги в виде цитаты признания Ленского "Я люблю, Вас ...". И в этот момент его становится по-настоящему жалко.

Мы не видим как Альфио на дуэли убивает Туридду в финале оперы Пьетро Масканьи "Сельская честь", эта поножовщина остаётся за сценой. Известие о смерти героя отправляет его мать Лючию и невесту Сантуццу в обморок. Закономерен вопрос: зачем Туридду, имею невесту, продолжал бегать к замужней Лоле? Что и кому пытался доказать? Ответ будет в конце публикации, а пока послушаем его заключительную арию.

Он уже укусил рогоносца Альфио за правое ухо, таким образом, вызвав по сицилийскому обычаю обесчещенного мужа на дуэль. Более того, Туридду ясно понимает, что живым не вернётся и даёт поручение матери позаботиться о своей несостоявшейся жене. Говорят, этой арией вдохновлялся Фредди Меркьюри при написании "Богемской рапсодии".

За семейную честь бьются не на жизнь, а на смерть Монтекки и Капулетти. Бедный Меркуцио просто случайно попал под раздачу, как "друг героя".
В пятой картине балета
Сергея Сергеевича Прокофьева "Ромео и Джульетта" мы наблюдаем сразу два поединка подряд. В результате - два тела и разбитые надежды на какое-либо семейное взаимопонимание.

В опере Рихарда Вагнера "Лоэнгрин" на стороне Эльзы Брабантской в особой разновидности средневекового "Божьего суда" - а по сути в банальном судебном поединке - выступает рыцарь Лоэнгрин.

Эльзу обвиняют в убийстве собственного брата Готфрида, адвоката у неё нет, сама она оправдываться не умеет, а лишь рассказывает сны. Вот и назначается судебный поединок: двое дерутся на мечах, побеждает представитель ответчика - подсудимый не виновен, одерживает верх сторона обвинения - всё, преступление доказано. Идеальное правосудие.

Лоэнгрин не только заступается за Эльзу, но и дарует жизнь проигравшему в схватке Фридриху. Рыцарь Грааля не может не блеснуть своим великодушием. Другое дело, что его благородство оказалось тщетным. Людей не переделать. Фридрих не смог справиться с унижением, напал на Лоэнгрина в финальном действии и был им всё-таки убит. Эльза оказалась слишком любопытной, пытаясь узнать подробности личной рыцарской жизни. Она умирает от горя, когда Лоэнгрин ушёл от неё по своим святым делам.

Карл Швенингер младший. Прибытие Лоэнгрина
Карл Швенингер младший. Прибытие Лоэнгрина

Джузеппе Верди в опере "Сила судьбы" по воле либреттиста вынужден музыкально изобразить целых две дуэли. Практически всё действие оперы выясняют отношения два благородных дона: Альваро, страстный поклонник Леоноры и Карлос, её брат. Думаю, что уже к первому поединку они забыли мотивы своей вражды и руководствовались заветом славного мушкетёра Портоса: "Дерусь … просто потому, что я дерусь". Ничем хорошим это не кончилось - в финале все погибают, в закономерном апофеозе высокомерия и глупости.

Все недоумения по неадекватному поведению людей могут быть сняты, если посмотреть в корень и задаться простым вопросом: что движет человеком? Ответ будет не менее простым: действия человека определяются его потребностями. Причиной и движущей силой, пожалуй, всех вышеописанных поединков и дуэлей являются первичные социальные потребности, а точнее их неудовлетворённость. Именно поэтому Туридду продолжал домогаться чужой жены. Он искренне считал себя "лидером", "альфа-самцом" и его не устраивало "нарушение" социального статуса. Достаточный повод для нервного срыва. При этом, наличие рядом других женщин не играет для него никакой роли, он предпочитает умереть, чем провести остаток жизни неудовлетворённым.

На этом всё. Финальная несмешная байка на традиционном месте:

Был всего один музыкант, перед которым трепетал дирижёр Сергей Кусевицкий, - это Сергей Васильевич Рахманинов.
Однажды во время репетиции "Рапсодии на тему Паганини" с Рахманиновым в качестве солиста Кусевицкий остановил оркестр и потребовал: "Флейты, ещё больше pianissimo".
- Кларнеты, - поправил Рахманинов едва слышно.
Повисла драматическая пауза, пока Кусевицкий не смог восстановить самообладание.

Уважаемые читатели, подписчики и авторы! Все материалы канала уже собраны в каталоге публикаций. Ничего не надо искать, просто сохраните ссылку и наслаждайтесь.

При комментировании, пожалуйста, будьте вежливы!