6252 subscribers

Услышанная Живопись

460 full reads

В продолжении темы взаимопроникновения разных видов искусств друг в друга.

Если до середины XIX века художники занимались музицированием и изображением играющих и поющих людей, то с этого рубежа музыканты начали пытаться передавать в звуках произведения изобразительного искусства. Рассмотрим некоторые примеры.

Начнём с Ференца Листа, который часто в своих сочинениях опирался на вполне определенные картины. В его фортепианном цикле "Годы странствий. Год второй: Италия" есть пьеса под названием "Обручение" (Sposalizio). Именно так итальянцы называют алтарный образ Рафаэля Санти "Обручение Марии" - картину совершенно изумительной красоты, просветлённой грусти и мудрости.

Рафаэль Санти. Обручение Марии
Рафаэль Санти. Обручение Марии

Импульсом к созданию грандиозной "Пляски смерти" стала фреска "Триумф смерти" на кладбище Кампо Санто в Пизе. Автор фрески - итальянский живописец, скульптор и архитектор, представитель флорентийской школы треченто Андреа Орканья - изобразил смерть в виде старухи с крыльями летучей мыши и косой, занесённой над жертвами.

Андреа Орканьи. Фрагмент фрески "Триумф смерти"
Андреа Орканьи. Фрагмент фрески "Триумф смерти"

Идею равенства всех перед смертью Лист воплощает в форме вариаций на тему средневекового песнопения "Dies Irae" (День гнева), связанного в католической традиции с днем Страшного Суда. Музыковед Яков Мильштейн комментирует:

В них и изображение смерти, как бы идущей по пятам за своей жертвой, и её вихреобразное кружение вокруг жертвы, и нежность влюблённых, обречённых на смерть, и отчаяние, и торжественный выезд кавалькады кавалеров (со звуками охотничьих рогов), и её страшная гибель.

Симфоническая поэма "Битва гуннов" написана Листом по мотивам бесспорно лучшего творения Вильгельма фон Каульбаха: величественной фрески с одноимённым названием. Одно время Лист серьезно обдумывал создание целого цикла симфонических поэм, которые хотел назвать "Мировая история в картинах и звуках Вильгельма фон Каульбаха и Ференца Листа".

Вильгельм фон Каульбах. Битва гуннов
Вильгельм фон Каульбах. Битва гуннов

Вслед за Листом названия картин, на этот раз Арнольда Бёклина, использовал Макс Регер в оркестровой сюите из четырёх симфонических поэм (Tondichtungen). Это следующие картины: "Отшельник", "Игра в волнах", "Вакханалия" и "Остров мертвых".

Арнольд Бёклин. Остров мёртвых
Арнольд Бёклин. Остров мёртвых

Последнее полотно стало источником вдохновения и для Сергея Васильевича Рахманинова, создавшего свой, довольно мрачный "Остров мёртвых". Музыка Рахманинова полна щемящей тоски, в ней одновременно слышатся и оцепенения безграничной печали, и бурные рыдания, и тревожное предчувствие смерти, символизированное секвенцией Dies Irae. Эта тема возникает сначала намеками, а затем проступает предельно рельефно и чётко, рисуя грозную поступь Страшного суда. Кажется, что какой-то внеземной шквал нарастает с каждым глухим всплеском ударных и всё угрожает обрушиться колоссальной волной струнных, но остров мёртвых, к которому приближается ладья Харона, гигантским остовом возвышается над бегом величественных волн.

Резким контрастом к музыке Рахманинова звучит музыка фортепианной пьесы "Острова радости" Клода Дебюсси, написанной под впечатлением картины французского художника Антуана Ватто. В мелодических изгибах пьесы можно услышать смех, пение, журчание ручьёв и даже стремительные весёлые танцы.

Антуан Ватто. Паломничество на остров Киферу
Антуан Ватто. Паломничество на остров Киферу

Обратный процесс - влияния Музыки на Живопись - рассмотрен в статье - Увиденная Музыка.

Дорогой читатель, чтобы не затеряться в Океане Нот - сохраните себе постоянно пополняющийся каталог статей, нарративов и видео.