6267 subscribers

Вдохновлённый Смертью

252 full reads

В 1874 году общественность Петербурга была взбудоражена неординарным событием: в результате жестокой травли со стороны правительственных и военных кругов известный художник Василий Васильевич Верещагин снял с выставки, а затем сжёг три свои картины:

"Забытый"
"Окружили – преследуют"
"У крепостной стены: Вошли!.."

Всё дело было в том, что этими полотнами художник обличал войну, что, конечно же, пришлось не по душе правящему царскому режиму. Картина "Забытый" изображала лежащего на опустевшем поле брани русского солдата и стаю круживших над ним воронов.

Верещагин. Забытый
Верещагин. Забытый

Уничтоженная картина вдохновила Модеста Петровича Мусоргского и Арсения Аркадьевича Голенищева-Кутузова на сочинение баллады. Поэт и композитор значительно раздвигают сюжетные рамки. Образу мёртвого солдата они противопоставляют образ его жены, баюкающей сына и поющей о скором возвращении отца, которому уже не суждено увидеть родные края. Тон баллады суров и гневен. Драматизм её обостряется сопоставлением двух предельно контрастных картин: поля боя, о котором рассказывается в ритме траурного марша, и сцены в родном селении, обрисованной надрывной мелодией колыбельной песни:

Он смерть нашёл в краю чужом,
В краю чужом, в бою с врагом;
Но враг друзьями побеждён, -
Друзья ликуют, только он
На поле битвы позабыт,
Один лежит.
И между тем как жадный вран
Пьёт кровь его из свежих ран
И точит незакрытый глаз,
Грозивший смертью в смерти час,
И, насладившись, пьян и сыт,
Долой летит -
Далёко там, в краю родном,
Мать кормит сына под окном:
"А-гу, а-гу, не плачь, сынок,
Вернется тятя. Пирожок тогда
На радостях дружку я испеку..."
А тот - забыт, один лежит...

Это удивительно, но наиболее знаковые произведения Мусоргского, как непревзойдённого мастера передачи острых человеческих переживаний, так или иначе вдохновлены Смертью.

Фортепианный цикл "Картинки с выставки" был создан под впечатлением от безвременой кончины близкого друга Мусоргского - архитектора Виктора Александровича Гартмана. Полный тоски и печали вокальный цикл "Без солнца" написан на смерть Надежды Петровны Опочининой, в которую композитор был влюблён. Краеугольным камнем оперы "Борис Годунов" становится идея детоубийства. И наконец, вершина величания Безносой - "Песни и пляски смерти".

Питер Клас. Vanitas
Питер Клас. Vanitas

В цикле всего четыре песни, но и их вполне достаточно для понимания воплощённых обликов Смерти. Тексты также принадлежат Голенищеву-Кутузову, очень точно подмечавшему идеи предлагаемые композитором. Во время сочинения Мусоргский вносил изменения в тексты поэта, добиваясь идеального взаимодействия музыки и слова. Целью было показать настоящее лицо смерти в разных жизненных ситуациях. Каждая песня - это внутреннее переживание человека перед страшной тайной бытия.

Это не обычные зарисовки, но настоящие музыкальные драмы. Композитор одушевляет Смерть и поручает ей роль главного действующего лица. Для характеристики коварного образа Смерти он использует определенные музыкальные жанры - колыбельную, серенаду, пляску и гимн-марш. Но в обрисовке Смерти эти жанры приобретают грубовато-мрачные, холодные оттенки. В "Песнях и плясках смерти" Мусоргский достигает небывалой силы выражения и психологической глубины, что позволяет считать этот цикл вершиной его камерного вокального творчества.

Уолтер Перси Дэй. Одиннадцатый час одиннадцатого дня одиннадцатого месяца
Уолтер Перси Дэй. Одиннадцатый час одиннадцатого дня одиннадцатого месяца

Открывает цикл душераздирающая "Колыбельная". Мы привыкли, что колыбельная песня всегда отличается спокойствием и ласковостью, умиротворённостью и неким благодушием. Колыбельная не может нести в себе негатив. В "Колыбельной" Мусоргского всё наоборот. Противоречие жизни и смерти отражается в несоответствии выбранной формы чудовищному содержанию. Всю ночь мать пытается успокоить плачущего, голодного ребёнка. Под утро к ней в комнату стучится "Смерть сердобольная" и начинает петь свою песню, погребальную. Обезумевшая от горя мать пытается её остановить, в начале просьбой и молитвой, а затем переходя на проклятия. На все увещевания Смерть отвечает со зловещим автоматизмом: "Баюшки баю-баю". В конце концов, ребёнок засыпает смертельным сном:

Видишь - уснул он под тихое пенье -
Баюшки баю-баю.

Возвращаясь к "Картинкам с выставки", отметим самую мистическую часть цикла - "Катакомбы (Римская гробница)". На акварели у Гартмана был изображён сам художник и его спутники, осматривающие при свете фонаря катакомбы, в далёкие времена служившие местом погребения. В пьесе две связанные между собой части. Первая (Largo) - сдержанная и внутренне напряжённая, полная величавой скорби. Из неё, на фоне тихого тремоло в верхнем регистре, появляется минорная вариация Прогулки, в которой Мусоргский разговаривает с духом Гартмана:

Ладно бы латинский текст: творческий дух умершего Гартмана ведёт меня, взывает к черепам, черепа тихо засветились.

В некоторых изданиях название пьесы дано с ошибкой: "Con mortuis ...". В рукописи Мусоргского латинского заголовка нет вообще.

Гартман. Катакомбы
Гартман. Катакомбы

Стасов в письме к Римскому-Корсакову пишет об этом моменте:

... сначала изображено мрачное подземелье (длинными тянутыми аккордами, часто оркестровыми, с большими ферматами). Потом на тремоландо идёт в миноре тема первой променады - это засветились огоньки в черепах, и тут-то вдруг раздаётся волшебный, поэтический призыв Гартмана к Мусоргскому ...

Диалог, начавшись в горестном миноре, постепенно переходит в мажорную тональность, выводя слушателя из безысходности и обозначая примирение с необратимым. Смерть - это не добро и не зло. Это стихия, как и жизнь. Мы все умрём, оставив после себя лишь цепочки дезоксирибонуклеиновой кислоты.

И по традиции несмешная байка, ну с очень длинной бородой:

- Что Вы пишете только грустную, мрачную музыку? Слушатель хочет отдохнуть, повеселиться, уйти с концерта с радостным настроением. А Вы?! Напишите что-нибудь весёлое, бодрое. И ... распродажа пойдёт веселее, - говорил однажды издатель молодому Иоганнесу Брамсу.
- Попробую, - ответил композитор. Через несколько дней он пришёл в издательство с большим свитком.
- Ну что, удалось? - встретил его издатель вопросом.
- Не знаю, - ответил, улыбаясь, Брамс и положил перед ним ноты. Новое произведение называлось: "Весело схожу в могилу".

Дорогой читатель, чтобы не затеряться в Океане Нот - сохраните себе постоянно пополняющийся каталог статей, нарративов и видео.