2924 subscribers

1МВ. Авиация Бельгии и бельгийские асы

101 full read
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Aviation Mihtaire Belge - Бельгийская военная авиация– появилась довольно поздно и была малочисленной; тем не менее, она принимала самое активное участие в войне. Два первых бельгийских авиаотряда были сформированы в 1915 году, и они выполняли только разведывательные функции. Причем оснащались эти отряды самой разнотипной техникой - той, что выделили бельгийцам союзники, сами остро нуждавшиеся в самолетах. Пестрота типов сильно затрудняла обслуживание и ремонт аэропланов, которые уже до этого были сильно подержаны эксплуатацией во французских и британских эскадрильях.

Длительное время авиация Бельгии не пополнялась новыми авиачастями – как из-за нехватки самолетов, так и из-за отсутствия летчиков. Причем недостатка в добровольцах не было; проблема заключалась в том, что сформированная во Франции первая бельгийская авиашкола… не имела самолетов. И ее курсанты вместо изучения летного дела занимались… рытьем окопов!

Лишь к концу 1917 – началу 1918 гг. положение изменилось, и в бельгийской авиации началось формирование новых эскадрилий. Причем в основном – разведывательных, и легко-бомбардировочных; истребительных отрядов было создано всего три. В результате сравнительно немногие бельгийские летчики получили возможность участвовать в боях на истребителях, к тому же – относительно недолгое время. Поэтому всего несколько из них стали асами; боевые биографии всех бельгийских асов 1-й мировой войны приведены ниже.

JACQUET Fernand Maximillian Leon (7 побед)

1МВ. Авиация Бельгии и бельгийские асы

Первый ас бельгийских ВВС Фернан Жаке (1888-1947) добился титула аса, сражаясь на тяжелой двухместной разведывательной машине.

Офицер пехоты Фернан Жаке в начале войны был одним из немногих бельгийцев, умевшим летать на аэроплане: несмотря на свою близорукость он еще в феврале 1913 г. после самостоятельного окончания французской школы авиаторов получил диплом пилота. Однако из-за отсутствия в Бельгии авиации лейтенант Жаке смог стать военным летчиком только в 1915, после формирования первых авиаотрядов. Определенный во 2-ю эскадрилью, Фернан приступил к разведывательным полетам на двухместном биплане «Фарман». Услышав об успехах первого французского летчика-истребителя Ролана Гарро, оснастившего свой аэроплан жестко закрепленным пулеметом, вдохновленный этим примером Фернан тоже оснастил самодельной пулеметной установкой свой аэроплан. И, несмотря на то, что его самолет был значительно тяжелее одноместной машины Гарро (а потому менее маневренным), Жаке начал охоту за вражескими аэропланами. В результате уже 17.04.1915 он «завалил» германский Aviatik C, и стал первым бельгийским пилотом, одержавшим воздушную победу. А к декабрю 1916 года Фернан Жаке одержал уже 4 подтвержденные победы, вплотную приблизившись к рубежу, за которым следовало почетное звание «ас». Правда, он сам считал, что уже перешагнул рубеж в 5 побед; ему лишь не удалось подтвердить уничтожение еще двух вражеских самолетов.

Двухместный Фарман MF-40 Фернана Жаке (стоит с шубой под мышкой) имел зловещую эмблему на носу. На этой машине Жаке одержал свою 5-ю официальную победу
Двухместный Фарман MF-40 Фернана Жаке (стоит с шубой под мышкой) имел зловещую эмблему на носу. На этой машине Жаке одержал свою 5-ю официальную победу

Начало 1917 Жаке встретил в должности командира 1-й разведывательной эскадрильи; а 1.02.1917 он сбил свой пятый официально подтвержденный самолет (эту победу он опять одержал все на том же тяжелом двухместном «Фармане»). Король Бельгии Адальберт лично поздравил с успехом первого бельгийского аса, и повысил Жаке до звания капитан-команданта. Вероятно, именно успехи Жаке стали причиной того, что его 1-я эскадрилья вскоре была переформирована из разведывательной в истребительную. А в декабре 1917 по личной просьбе короля Фернан сформировал и возглавил Belgian Groupe de Chasse (Бельгийскую Группу Охотников), в которую вошли все три бельгийские истребительные эскадрильи. И хотя руководство группой занимало почти все его время, Жаке все же иногда совершал боевые вылеты. К концу войны он увеличил свой личный счет до 7 побед: в октябре и ноябре 1918 года Фернан Жаке «завалил» еще два германских аэроплана (уже на одноместном истребителе SPAD).

OLIESLAGERS Jan (6 побед)

1МВ. Авиация Бельгии и бельгийские асы

Жан Олислагерс (1883-1942) до войны был спортсменом-гонщиком; на мировом первенстве в 1902 году он стал первым человеком в истории, достигшим на мотоцикле скорости в 100 км/ч. Эта победа принесла Жану прозвище «Антверпенский дьявол». Естественно, что «безбашенный» бельгиец с появлением авиации увлекся и этим новым видом спорта. В 1909 году он купил аэроплан, на котором в течение последующих четырех лет установил семь мировых рекордов.

С началом Мировой войны, как только немцы начали захватывать Бельгию, он и два его брата вступили в армию, передав имевшиеся у них три моноплана Блерио-XI военному ведомству. Таким образом, братья Олислагерс оказались у истоков создания бельгийской военной авиации. Понятно, что уже практически подготовленных авиаторов не направили в окопы, а предоставили возможность вести воздушную разведку на своих же самолетах. Причем Жан уже в первых вылетах проявил свою агрессивность: атаковал встречавшиеся ему в воздухе вражеские аэропланы, стараясь их сбить пальбой из личного пистолета. Эта боевая активность и привела впоследствии «Антверпенского дьявола» в истребительные части, которые бельгийцы начали создавать в 1917-1918 гг. При этом Жана то и дело перебрасывали из части в часть, чтобы ветеран бельгийской авиации поделился своим опытом пилотирования с начинающими летчиками этих подразделений. Обучению молодежи Жан отдавал значительную часть своего времени. К тому же Олислагерс был романтиком, и ему претили «далекие от духа рыцарства» математические подсчеты числа поверженных противников. В результате, несмотря на то, что до конца войны он совершил 491 боевой вылет и провел 97 воздушных боев (что восстановлено по записям о боевых вылетах подразделений, в которых служил Жан), на его счету числится всего 6 подтвержденных побед. На самом деле он сбил больше противников, но «Антверпенский дьявол» никогда не заботился о подтверждении своих побед, и официально ему засчитаны лишь те вражеские аэропланы, что были сбиты на глазах всего подразделения и упали неподалеку от аэродрома базирования эскадрильи, в которой служил Олислагерс.

MEULEMEESTER Andre Emile Alfons de (11 побед)

1МВ. Авиация Бельгии и бельгийские асы

Андре де Мёлемеестер (1894-1973), прозванный впоследствии «Орлом Фландрии», вступил в ряды бельгийской авиации в январе 1915 года. Но по указанным выше причинам (отсутствие в бельгийской авиашколе самолетов) он смог окончить обучение и получить диплом пилота только через год с лишним – в апреле 1916-го. Направленный в 1-ю эскадрилью, Андре совершил множество боевых разведывательных вылетов до того, как его отряд был переформирован в истребительный.

Пересев с тяжелой машины на легкий истребитель Ньюпор-23, Мёлемеестер в начале 1917 года одержал свою первую воздушную победу. Всего же в течение этого года де Мёлемеестер записал на свой счет 6 официальных и 9 вероятных (не подтвержденных) побед. В ноябре 1917 года 1-я эскадрилья была пересажена на истребитель Анрио HD.1, на котором Андре одержал еще 1 подтвержденную и 3 вероятные победы, прежде, чем весной 1918 года его перевели в 9-ю эскадрилью, так же летавшую на Анрио HD.1. В составе этой эскадрильи де Мёлемеестер до окончания войны одержал еще 4 подтвержденные и 5 вероятных побед.

Всего за время войны Андре де Мёлемеестер совершил 511 боевых вылетов и провел 185 воздушных боев, в которых дважды был ранен, и дважды по ошибке атакован союзниками – британскими аэропланами. Общий счет побед аса составил 11 подтвержденных и 17 вероятных побед.

THIEFFRY Edmond (10 побед)

1МВ. Авиация Бельгии и бельгийские асы

Адвокат Эдмон Тиффри (1892-1929) с началом войны был призван в армию и направлен в пехоту. Почти сразу он попал в плен, однако впоследствии смог бежать: украл у немцев мотоцикл, и добрался на нем до Голландии. Голландцы, желавшие соблюдать нейтралитет, Тиффри интернировали. Эдмон пытался протестовать против ареста и, используя свои юридические навыки, добивался освобождения. Но потом, отчаявшись, просто вновь украл мотоцикл, и на нем прорвался через границу в Бельгию, вновь присоединившись к своей армии.

В июле 1915 года Тиффри перевелся в авиацию; но, как и другим бельгийским добровольцам, ему довольно долго пришлось дожидаться, пока авиашкола получит, наконец-то, самолеты для обучения. Так что диплом пилота он получил только к началу 1917 года. И получил его «со скрипом»: в ходе обучения Эдмонд разбил несколько учебных машин. Поэтому начальство, опасаясь, что если выпускнику доверят двухместный самолет-разведчик, он убьет не только себя, но и наблюдателя, направило Тиффри в истребительную авиацию. В общем-то инструкторы опасались не зря: действительно, Тиффри в первом же вылете на посадке вновь разбил свой Ньюпор. Мало того, пытаясь выбраться из-под обломков, Эдмонд случайно зацепил спуск бортового пулемета, и обстрелял толпу спешивших ему на помощь авиаторов…

Однако постепенно летное мастерство Эдмонда росло; вскоре молодой пилот уже уверенно водил и сажал аэроплан, что позволило ему в марте одержать первую воздушную победу. В июле 1917 Эдмонд добился титула аса, уничтожив в одном бою в течение двух минут два германских истребителя. А к началу 1918 г на его счету значилось уже 10 побед. Но в феврале 1918 года самолет Тиффри был сбит; выживший в пламени падающей машины ас с тяжелыми ожогами попал в плен, где и встретил окончание войны.

KOPPENS Willy (37 побед)

1МВ. Авиация Бельгии и бельгийские асы

Вилли Коппенс (1892-1986) еще до войны мечтал стать летчиком, но с началом боевых действий он был призван в армию и определен в пехоту. Около года Коппенс засыпал командование рапортами о переводе его в авиацию; однако за неимением таковой в бельгийской армии его просьбы оставались неудовлетворенными. Лишь в сентябре 1915 Вилли получил так желаемый им перевод – бельгийское командование решилось-таки создать собственные Военно-Воздушные Силы. Отучившись летному делу в Англии, Коппенс в июле 1916 получил диплом пилота, однако из-за медленного формирования бельгийских авиачастей он смог приступить к боевым вылетам только в январе 1917 года. Поначалу Коппенс летал на легком бомбардировщике, а в июне его перевели в истребительную эскадрилью.

Несмотря на горячее желание бить врага Коппенс почти год не мог добиться в воздушных боях успеха: первый вражеский самолет он сбил только 25.04.1918 года. Вилли оказался хорошим пилотом, но плохим стрелком: успешно уворачиваясь от атак противника, он никак не мог попасть во вражеские самолеты. Убедившись, что в маневренном бою он не может сравниться в меткости стрельбы с германскими летчиками, Коппенс решил переключиться на уничтожение разведывательных аэростатов – целей больших и неподвижных, в которые намного легче попасть. Но атаки на аэростаты были очень опасны: их хорошо прикрывали зенитным огнем с земли, да и наблюдатели на самих аэростатах тоже имели пулеметы. Тем не менее, дело быстро пошло на лад: за май Вилли сжег 5 огрызавшихся огнем «воздушных сосисок», а за июнь и июль – еще 13. А один из аэростатов, который никак не удавалось сбить, Коппенс уничтожил таранным ударом, распоров обшивку «летающей колбасы» винтом своего самолета! За этот подвиг восхищенный героизмом Коппенса король Бельгии Альберт присвоил Вилли баронский титул - сын актеров стал бароном Хауптхульстским.

К середине октября на счету свежеиспеченного барона числилось уже 36 побед. Но день 14.09.1918 года стал для Вилли Коппенса роковым. Утром он «изжарил» очередную «сосиску», однако атака на второй аэростат завершилась для него плачевно: пулеметная очередь не покинувшего гондолу наблюдателя раздробила бельгийцу левую ногу. Оставив в покое невредимого врага, истекающий кровью Коппенс с трудом добрался до своего аэродрома. Рана оказалась тяжелейшей, и летчику пришлось ампутировать ногу…

На этом закончилась летная карьера лучшего бельгийского аса. Всего за время участия в воздушных боях Вилли Коппенсу удалось одержать 37 побед – 2 над самолетами, а остальные 35 – над аэростатами. Это сделало барона Хауптхульстского самым результативным «Balloon-Baster» Первой мировой войны.

1МВ. Бельгийская армия в 1-й мировой войне

1МВ. Стрелковое оружие бельгийской армии

Другие статьи канала по теме «Асы 1-й мировой войны»:

Асы 1МВ: тройка лучших американцев USAS

Асы 1МВ: пятерка лучших американских наёмников

1МВ: тройка самых результативных русских асов

1МВ: лучшие асы противника на русско-австро-германском фронте

1МВ: тройка лучших французских асов

Асы 1МВ: "Красный черт" британской авиации

Асы 1МВ: тройка лучших тевтонцев

1МВ: тройка лучших асов Италии

1МВ: тройка лучших асов Великобритании

Асы 1МВ: тройка лучших пилотов Австро-Венгрии

Асы 1МВ: первый и единственный ас Турции

Асы 1МВ: немецкие крылья французского дракона

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи по разным вопросам военной истории