2355 subscribers

1МВ: тройка лучших асов Италии

<100 full reads
128 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 62% of the total page views
5 minutes — average reading time
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

В итальянской авиации в 1-ю мировую войну использовалась довольно жесткая французская система подсчета побед, которую итальянцы несколько модернизировали, сделав ее еще жестче. Как и у французов, каждая заявка на победу итальянских летчиков рассматривалась высшим руководством армии и утверждалась только в случае, если представлялись неопровержимые доказательства об уничтожении вражеского аэроплана: срезанные со сбитого аппарата бортовые номера и документы находившегося на нем экипажа. Если же это было невозможно по причине полного выгорания самолета, командованию предоставлялась информация о точном местонахождении обломков и подтверждения свидетелей, «пощупавших» сгоревшую жертву. Понятно, что выполнить все вышеуказанные требования возможно было только, если сбитый аэроплан рухнул на итальянской территории или в расположении войск союзников. Если же сбитый самолет падал за линией фронта, он мог быть засчитан победителю только в том случае, если независимые свидетели (пехотинцы передовой линии) подтверждали, что горящий аэроплан у них на глазах врезался в землю и развалился на куски. Только при таком подтверждении сбитый вражеский самолет записывался летчику, как официальная победа (но для этого сбитый аэроплан должен был упасть относительно недалеко от окопов, в зоне видимости итальянской пехоты). Во всех остальных случаях во французской армии поражение вражеских аэропланов признавалось только как вероятная победа; итальянцы же пошли еще дальше – они полностью отказались от понятия «вероятная». Заявив, что победа не может быть вероятной («она либо есть, либо ее нет!»), итальянские командиры засчитывали своим летчикам только те аэропланы, обломки которых можно было увидеть собственными глазами. Это непримиримо строгое отношение к учету стало причиной того, что счета лучших итальянских асов выглядят достаточно скромно на фоне счетов британцев и американцев, использовавших намного более мягкую систему. Но, с другой стороны, именно итальянские счета практически полностью соответствуют реальному положению дел и не вызывают сомнений в их достоверности. Списки побед итальянских летчиков выгодно отличаются от списков их союзников тем, что в них почти нет «неопознанных самолетов» (всего несколько имеющихся подобных записей явно относятся к полностью выгоревшим машинам, так как места их падения находились на итальянской территории). Исключение в строгости учета было сделано только для одного пилота, на счету которого целых 5 «неопознанных самолетов» и 6 не существовавших у итальянцев «вероятных побед». Это – Фулко Руффо герцог ди Калабрия, являвшийся родственником короля Италии. Видимо, командование делало все возможное, чтобы «блатной» высокопоставленный летчик занял как можно более высокое место в рейтинге асов. И благодаря особо благосклонному вниманию генералитета к его успехам счет капитана ди Калабрия был «натянут» до 20 побед, что вывело герцога на 5-е место в списке лучших итальянских асов…

BARACCA Francesco (34 победы)

1МВ: тройка лучших асов Италии

Майор Франческо Баракка (1888-1918) был первым летчиком итальянских ВВС, одержавшим официальную воздушную победу; а впоследствии он стал самым результативным асом Италии. И эскадрилью, которой Баракка руководил, он сделал лучшей истребительной эскадрильей Италии; 12 служивших в ней асов были воспитаны этим выдающимся летчиком...

Франческо Баракка встретил вступление Италии в войну в мае 1915 старшим лейтенантом авиации, в которую перевелся еще в 1912 году из кавалерийского полка. Первые боевые вылеты Баракка совершил на разведку, но уже в августе его перевели в формирующуюся 1-ю истребительную эскадрилью ПВО (впоследствии переформирована в 70-ю эскадрилью). Франческо начал участвовать в воздушных боях с 7.09.1915, однако длительное время неудачно: его (как и других итальянских пилотов) то и дело подводил «заедавший» пулемет. Лишь в апреле 1916, получив новый юркий истребитель Ньюпор-11, Баракка открыл счет побед (свой и всех итальянских ВВС) уничтожением 7.04.1916 австрийского разведчика Ганза-Бранденбург C.I. Этот бой принес Франческо Серебряную медаль за воинскую доблесть. Свою пятую подтвержденную победу, давшую ему право называть себя асом, Баракка одержал 25.11.1916 г. В 1917 год летчик вступил уже капитаном и кавалером трех Медалей за воинскую доблесть, а на его аэроплане стала красоваться личная эмблема – вставший на дыбы вороной конь.

Встречу Нового года Баракка отметил новой победой: 1.01.1917 он сбил очередной разведывательный Бранденбург C.I. Утром 11.02.1917 Баракка и вылетевший вместе с ним ди Калабрия перехватили и уничтожили по разведывательному самолету; это произошло на глазах посетившего фронт короля Италии Виктора Эммануэля III. Тот в восхищении тут же приехал на аэродром 70-й эскадрильи и вручил обоим летчикам по Серебряной медали за воинскую доблесть. А в апреле за 8-ю победу Баракка был награжден Рыцарским Крестом Военного Ордена Савойи. В мае Баракка был переведен в формирующуюся 91-ю эскадрилью – для усиления и обучения неопытных летчиков. 13.05.1917 Франческо одержал 11-ю, особую победу: в лобовой атаке сбил австрийского аса Юлиуса Буса, имевшего 9 побед.

В июне капитан Баракка был назначен командиром своей 91-й эскадрильи. С этого момента Франческо много сил уделял обучению подчиненных ему пилотов. И преуспел как педагог: под его руководством 91-я стала эскадрильей асов (в ней выросли 12 мастеров воздушного боя). Но вот командиром он, видимо, был недостаточно строгим - иначе не потерял бы по дури механика, курившего во время заправки самолета, свой новенький СПАД: от брошенной спички рванула бочка с бензином, а за ней вспыхнул и весь истребитель…

22.10.1917 майор Баракка вновь отличился: сделал свой первый «дубль». Прорвавшись сквозь заслон из шести австрийских истребителей к тройке разведывательных Бранденбургов, Франческо за пару-тройку минут уничтожил подряд два из них (20 и 21 победы). А 24.10.1917 в ожесточенной «собачьей свалке» над рекой Изонцо Баракка был подбит; но ему удалось спастись, с трудом посадив свою поврежденную машину. 6.11.1917 Франческо уничтожил еще одного австрийского аса: обер-лейтенанта Рудольфа Сциписси-Соколл фон Ниджес эт'Рено (имел 5 побед).

В 1918 год майор Баракка вступил как самый результативный ас Италии; его счет составлял уже 30 подтвержденных побед, одержанных в 63-х боях. Отозванный в тыл, Франческо принял участие в испытаниях истребителя отечественной конструкции (Ансальдо «Балилла»), получил из рук короля высшую военную награду Италии - Золотую медаль за воинскую доблесть, а потом отгулял длительный отпуск. На фронт летчик вернулся только в начале мая. За май и июнь он сбил еще 4 самолета, доведя свой счет до 34 побед, а 19.06.1918 Баракка погиб во время штурмовки позиций противника: при обстреле вражеских окопов в лоб Франческо попала ответная винтовочная пуля с земли…

Несмотря на то, что после гибели майора Баракка война продолжалась еще почти полгода, ни один итальянский ас не сумел превысить победный счет Франческо. Мало того, до рейтинга Баракка не дотянулись и асы Италии 2-й мировой войны. Франческо Баракка и сегодня остается самым результативным асом Италии за все время существования ее авиации. А личная эмблема Франческо – вздыбленный конь – сегодня является общеизвестным знаком автомобильной фирмы «Феррари»…

SCARONI Silvio (26 побед)

1МВ: тройка лучших асов Италии

Второй по результативности ас Италии Сильвио Скарони (1893-1977) первые месяцы Великой войны воевал в составе итальянской полевой артиллерии в звании капрала. В марте 1915 он перевелся в авиацию, и после обучения летному делу с сентября стал пилотом 4-й разведывательной эскадрильи. Воздушной разведкой Сильвио занимался больше года; за успешные вылеты и доставленные командованию ценные сведения о противнике Скарони не раз повышался в звании, и в 1916 году стал офицером. В январе 1917 г лейтенант Скарони был переведен в 43-ю эскадрилью, а затем – в 86-ю, где занимал различные командные должности. Однако летчика перестала устраивать служба воздушного разведчика; теперь он стремился стать истребителем – ведь именно этому роду авиации уделялось главное внимание прессы и населения, и доставалась львиная доля славы. Сильвио засыпал командование рапортами о переводе в истребительную авиацию, и осенью 1917 г получил назначение в 76-ю истребительную эскадрилью.

Первую свою официально подтвержденную воздушную победу старший лейтенант Скарони одержал 14.11.1917: уничтожил двухместный аэроплан. Правда, на самом деле это была не первая его победа: еще 3 ноября Сильвио сбил аэроплан противника, но из-за того, что самолет упал на вражеской территории, победу летчику не засчитали. После этого Скарони старался сбивать противника только над своей территорией, и последующие его победы всегда получали подтверждение. За последующие четыре недели итальянец «завалил» 5 вражеских аэропланов, а 26 декабря в битве при Истране он за один день одержал подряд три воздушные победы (причем две – в одном вылете). Так за полтора месяца Скарони стал самым результативным асом своей эскадрильи. В январе 1918 г Сильвио уничтожил еще 3 аэроплана, в феврале – 4, в марте, апреле и мае – по одному самолету, а в июне 1918 Сильвио Скароне записал на свой счет 6 подтвержденных побед. Самый успешный бой итальянский ас провел 7 июля: в схватке над Вальбеллой он за несколько минут уничтожил подряд 4 аэроплана – 2 двухместных разведчика и 2 истребителя прикрытия!

Последний свой бой Сильвио Скарони провел ранним утром 12 июля 1918 года: атаковав на пикировании группу австрийских истребителей, он сбил подряд Альбатрос D.III и Фёникс D.I (25 и 26 его победы). Однако в последовавшей затем схватке и сам Скароне получил тяжелое ранение, заставившее его выбыть из строя до конца войны. Тем не менее, несмотря на то, что Скарони перестал летать за 5 месяцев до окончания войны, уже никто из итальянских асов так и не смог догнать Сильвио и превысить его счет побед. Таким образом, старший лейтенант Скарони прочно занял второе место в списке лучших итальянских асов 1-й мировой войны – после Франческо Баракка.

PICCIO Pier Ruggero (24 победы)

1МВ: тройка лучших асов Италии

Пьер Руджеро Пиччио (1880-1965) начало 1-й мировой войны встретил капитаном артиллерии, ветераном Ливийской и Итало-турецкой войн, кавалером Бронзовой медали за военную доблесть. Буквально накануне войны Руджеро получил диплом пилота; поэтому сразу после начала боевых действий он перевелся в авиацию. За успешные боевые вылеты в весной-летом 1915 капитан Пиччио был награжден второй Бронзовой медалью за военную доблесть, после чего получил назначение на должность командира 3-й эскадрильи бомбардировщиков Капрони, которой командовал до февраля 1916. Переучившись на пилотирование легкого одноместного самолета, Руджеро в июне 1916 возглавил истребительную 77-ю эскадрилью, летавшую на Ньюпорах-11.

Первую воздушную победу Пиччио одержал 18.10.1916: сбил австрийский воздушный шар при помощи ракет Ле-Приер, «одолженных на время» у французов. После этого уничтожения Пиччио был награжден Серебряной медалью за военную доблесть. В январе 1917 Руджеро получил звание майора, а в апреле он возглавил 10-ю истребительную Группу, в которую входили его 77-я, 70-я и 91-я эскадрильи. Несмотря на свой пожилой для истребителя возраст (37 лет) и высокую должность, Руджеро Пиччио часто вылетал на боевые задания в составе одной из подчиненных ему эскадрилий. 29.06.1917 он одержал пятую победу, добившись титула аса. 2.08.1917 Пиччио встретился в воздухе с австрийским асом Франком Линке-Кроуфордом и сбил его, одержав 8-ю победу (правда, Линке-Кроуфорд при этом ухитрился выжить). Осенью Пиччио пересел на скоростной истребитель СПАД; на самолетах этого типа он и летал уже до самого конца войны. Правда, осенью 1917 получившего звание подполковника Руджеро перевели на штабную работу, но в мае 1918 благодаря назначению на должность инспектора истребительной авиации он сумел вырваться на фронт, и теперь время от времени вновь совершал боевые вылеты.

Однако Пиччио не только участвовал в воздушных «собачьих свалках», но одновременно многое сделал для усиления итальянской истребительной авиации. Он написал первое итальянское наставление по тактике воздушного боя, настаивал на соблюдении летчиками дисциплины во время патрулирования, отрабатывал с пилотами слетанность групп и их взаимодействие в бою. И когда в июне 1918 Австро-Венгрия начала наступление на Итальянском фронте, обученные Пиччио авиаторы быстро захватили господство в воздухе, буквально подавив авиацию противника (за «Черную неделю» с 15 по 24 июня австрийцы потеряли в боях 22% пилотов, 19% наблюдателей и 41% самолетов!). Фактически, ВВС противника были разгромлены, и после 24 июня итальянские летчики за неимением противника в воздухе занимались в основном штурмовками вражеских наземных войск, помогая своей пехоте. Вот в такой штурмовке 27.10.1918 подполковник Руджеро Пиччио и был сбит огнем с земли, и попал в плен, из которого вернулся уже после заключения перемирия.

Общий счет воздушных побед этого выдающегося деятеля итальянской авиации составил 24 сбитых вражеских самолета (из них 16 были сбиты в течение 1917 г.). За высокую результативность Пиччио был награжден Золотой и Серебряными медалями за военную доблесть.

1МВ: тройка самых результативных русских асов

1МВ: лучшие асы противника на русско-австро-германском фронте

1МВ: тройка лучших французских асов

Асы 1МВ: "Красный черт" британской авиации

Асы 1МВ: тройка лучших тевтонцев

Асы 1МВ: пятерка лучших американских наёмников

Асы 1МВ: тройка лучших американцев USAS

Асы 1МВ: первый и единственный ас Турции

Асы 1МВ: немецкие крылья французского дракона

Асы 1МВ: тройка лучших пилотов Австро-Венгрии

1МВ. Авиация Бельгии и бельгийские асы

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи по разным вопросам военной истории