2361 subscriber

1МВ: тройка лучших французских асов

121 full read
201 story viewUnique page visitors
121 read the story to the endThat's 60% of the total page views
5 minutes — average reading time
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Система подсчета побед, разработанная во французской авиации, была достаточно строгой и, в отличие от британской, не позволяла летчикам раздувать свой рейтинг. Каждая заявка на победу рассматривалась и утверждалась в высших инстанциях Франции. Реально сбитыми у французов считались только аэропланы, упавшие на своей территории, которые можно было «пощупать» и представить руководству обломки, полную информацию о принадлежности аэроплана и именах его экипажа. Если же сбитый самолет падал за линией фронта, он мог быть засчитан победителю только в том случае, если независимые свидетели (пехотинцы передовой линии) подтверждали, что аэроплан у них на глазах врезался в землю и развалился на куски. Только при таком подтверждении сбитый вражеский самолет записывался летчику, как официальная победа. Но для этого сбитый аэроплан должен был упасть относительно недалеко от линии фронта, в зоне видимости французской пехоты. Во всех остальных случаях поражение вражеских аэропланов признавалось только как вероятная победа; а такие победы в статистике французских асов не учитывались. Благодаря этой жесткой системе большинство французских асов имели счета более скромные, чем их союзники – британцы. Однако в действительности французские счета побед были реальнее, чем искусственно раздутые счета англичан.

Что касается групповых побед, то французы признавали таковые. И если на уничтожение вражеской машины одновременно претендовали 2 - 3 французских пилота, то победу засчитывали каждому из них. Но на общем счету эскадрильи в этом случае появлялся только один сбитый самолёт.

FONCK Rene Paul (75 побед)

1МВ: тройка лучших французских асов

Рене Поль Фонк (1894-1953) стал самым результативным асом Франции, достигшим даже при жесткой французской системе подсчета побед рейтинга, сравнимого с лучшими асами Германии и Великобритании.

В начале 1-й мировой войны Фонк был призван в инженерные войска, и несколько месяцев он занимался рытьем траншей и наведением переправ; решив «вылезти из грязи», Рене подал рапорт о переводе в авиацию, и после короткого обучения стал в мае 1915 пилотом в 47-й эскадрилье. Два года он на двухместном самолете вел воздушную разведку, корректировал огонь артиллерии, и бомбил объекты противника. При этом Фонк дважды вступал в воздушные схватки с аэропланами противника, и одержал две свои первые победы. После второго случая командование перевело агрессивного разведчика в истребительную эскадрилью, и весной 1917 Фонк попал в знаменитую истребительную группу «Аистов», в которой служил и самый результативный на тот момент ас Франции – Жорж Гинемер.

Фонк, обладавший холодным, расчетливым характером, «не пришелся ко двору» в группе эмоциональных «Аистов». Летчики эскадрильи, предпочитавшие спонтанные незапланированные схватки, ссылались на «птичий инстинкт», который и помогает пилоту стать победителем. Фонк же анализировал обстоятельства каждого боя и заранее планировал свои действия в будущих схватках, что вызывало насмешки сослуживцев. Раздражало летчиков и то, что в свободное от боевых вылетов время Рене не участвовал в их попойках, а тренировался в маневрировании и стрельбе по цели. Отталкивала от Фонка многих его товарищей, считавших риск высшей доблестью, и подчеркнутая осторожность Рене, убежденного в том, что война выигрывается нанесением врагу максимального ущерба при наименьшем собственном риске. Но больше всего «Аистов» раздражала действительно не лучшая черта характера Фонка: завышенное самомнение, сочетавшееся с неудержимым хвастовством. В результате всего этого заносчивый Фонк стал настоящей «белой вороной» среди горячих, эмоциональных «Аистов»; многие летчики эскадрильи относились к Рене, как к «невыносимому позеру и хвастуну».

Личной эмблемой Фонка на всех его самолетах была красная пятиконечная звезда на верхнем крыле.
Личной эмблемой Фонка на всех его самолетах была красная пятиконечная звезда на верхнем крыле.

Тем не менее, регулярные победы Фонка, при этом даже не получавшего повреждений от огня противника (впоследствии Рене хвастался, что за все время войны в его самолет попала всего одна пуля!) склонили нескольких сослуживцев на сторону «позера». Рене сформировал из своих сторонников группу, с которой отработал созданную им тактику группового боя. Регулярные тренировки впервые принесли успех «новаторам» 9 августа 1917, когда семерка СПАДов группы Фонка во внезапной стремительной атаке на 32 германских аэроплана за пять секунд «завалила» сразу три вражеских самолета, заставив остальных рассыпаться и повернуть назад; отряд Фонка потерь не имел.

Мастерство Фонка вынуждены были признавать даже летчики, не любившие Рене – ведь Фонк продолжал регулярно сбивать вражеские самолеты, методично наращивая свой счет. Так, за 9 мая 1918 он на глазах своих сослуживцев сбил 6 аэропланов; причем три из них – за пять минут, а еще два – за сорок пять секунд! Командование отметило этот успех летчика вручением Фонку офицерского креста ордена Почетного легиона.

Однако, несмотря на эффективность продуманной тактики Фонка, пылкие французские летчики в подавляющем большинстве своем продолжали оставаться сторонниками неуправляемого спонтанного боя. Их кумиром по-прежнему был уже погибший в таком бою «неистовый» Жорж Гинемер, а не остававшийся живым «математик» Фонк, хотя Рене и превзошел Гинемера в результативности. Войну лейтенант Фонк завершил, имея на счету 75 официально подтвержденных побед, что сделало его самым результативным французским асом 1-й мировой войны. И это – без учета 52 побед Фонка, которые не получили подтверждения, потому что были одержаны над вражеской территорией...

GUYNEMER Georges (53 победы)

1МВ: тройка лучших французских асов

Жорж Мари Людовик Жюль Гинемер (1894-1917), получивший впоследствии прозвище «Молниеносный», в начале войны из-за слабого здоровья и малого роста не был принят в армию. Лишь после того, как студент технического института подтвердил свое хорошее знание техники, доброволец был определен в авиамеханики. А после его рапорта с просьбой о зачислении в школу пилотов рядового Гинемера начали обучать полетам, и в июне 1915 Жорж стал летчиком эскадрильи MS-3.

Первое время Гинемер занимался разведывательными полетами над позициями противника, а 19 июля 1915 в ходе разведки он атаковал и сбил германский разведывательный самолет, открыв свой победный счет. За этот бой Гинемеру присвоили звание сержанта и наградили Военной Медалью. Вскоре его эскадрилья была переформирована в истребительную, и на новом истребителе «Ньюпор» Жорж к февралю 1916 года довел счет своих побед до пяти, заработав титул аса. Это принесло летчику офицерское звание, Военный Крест с 4-мя пальмовыми ветвями и высшую награду Франции - орден Почетного Легиона.

Правда, победы французу доставались нелегко. Так, 13 марта 1916 в ожесточенном бою он был ранен в руку и в голову, а на посадке его изрешеченный самолет рассыпался на части; при этом Гинемер чудом не погиб. Вылечившись Жорж вновь приступил к боевым вылетам; к июлю его счет возрос до 10 побед; но при этом летчик вновь едва не погиб: в одном из боев его «Ньюпор» был поврежден так сильно, что раненый Жорж едва сумел совершить на нем аварийную посадку прямо на месте схватки.

В августе, как лучший летчик эскадрильи, Гинемер получил новейший, еще экспериментальный истребитель СПАД S.VII, присланный для фронтовых испытаний. На этом самолете ас за месяц сбил еще пять вражеских аэропланов, и сам был сбит… французской зенитной артиллерией, палившей без разбору по всем самолетам, пролетавшим мимо! СПАД рухнул на землю, превратившись в груду обломков, однако Жоржу вновь повезло: он отделался всего несколькими ушибами.

И вновь Гинемеру доверили для фронтовых испытаний новый экспериментальный самолет – на этот раз СПАД S.XII, оснащенный 37-мм пушкой! При помощи этого необычного для авиации того времени оружия Жорж в одном бою разнес в щепки два вражеских аэроплана, после чего… успешно «угробил» свой экспериментальный самолет: ему «приспичило» совершить посадку рядом с упавшей жертвой - прямо на замерзшую пашню! Естественно, аэроплан Гинемера скапотировал и перевернулся, но сам пилот при этом отделался лишь «легким испугом»...

1МВ: тройка лучших французских асов

8 февраля 1917 Гинемер добился необычной победы: сбил редкий для того времени живучий двухмоторный бомбардировщик «Гота» G.III. При уничтожении 4 мая 1917 своей 38-й жертвы Жорж вновь едва не погиб: атакуя двухместный «Альбатрос», он слишком близко подошел к уже горящему противнику и получил тяжелое повреждение от огня бортстрелка, после чего с трудом дотянул на «ковыляющей» машине до аэродрома. В тот раз в его самолете насчитали 89 пробоин...

Рекордным для французского аса стал день 25 мая 1917: за три вылета Гинемер уничтожил 4 самолета, доведя свой счет до 42 побед. За это Гинемер был награжден орденом Почетного Легиона офицерской степени. Однако длительное участие в боях привело к сильному переутомлению, что сказалось на и без того слабом здоровье Жоржа; в результате в июле летчик попал в госпиталь. После госпиталя Жорж вернулся к боевой деятельности, и за август довел свой счет до 53 побед; но за это время он сам дважды был подбит, да еще попал в аварию, врезавшись на посадке в стоявший на земле самолет. После этого Гинемером овладела депрессия; летчика стало преследовать предчувствие близкой смерти. А 11 сентября 1917 Жорж не вернулся из боевого вылета. Позже стали известны подробности гибели знаменитого аса. Оказалось, что в момент атаки на самолет-разведчик Гинемер сам подвергся нападению целой группы немецких истребителей, и после короткой схватки его пылающий СПАД рухнул в расположении 413-го германского пехотного полка. Немецкие пехотинцы по документам установили личность погибшего. Пилот был убит 3-мя пулями, попавшими в голову, сердце и ногу...

После гибели аса парламент Франции постановил занести имя капитана Гинемера в Пантеон Славы. До самой своей смерти Гинемер оставался асом Франции №1 - Фонк обогнал Гинемера по количеству побед только после его гибели. Всего же за время участия в боях Жорж Гинемер совершил свыше 600 боевых вылетов, в которых ему удалось одержать 53 официально подтвержденные победы.

NUNGESSER Charles (43 победы)

1МВ: тройка лучших французских асов

Шарль Ненжессер (1892-1927) был профессиональным автогонщиком. Узнав о начале Мировой войны, Ненжессер сразу же добровольцем вступил во французскую армию. Став гусаром, Шарль уже вскоре продемонстрировал свое мужество, в одиночку захватив в плен вражеский автомобиль марки «Морс». С этого момента у него и появилось прозвище «Hussard de la Mors» («Гусар автомобиля «Морс»), перешедшее постепенно в «Hussard de la mort» («Гусар смерти»).

В начале 1915 года Ненжессер перевелся в военную авиацию. Получив диплом военного летчика, Шарль с апреля стал участвовать в боевых вылетах на 2-местном аэроплане. Занимаясь разведкой и бомбежками противника, Шарль в июле 1915 ухитрился на своем неповоротливом тихоходе сбить вражеский аэроплан. После этого случая Ненжессер стал проситься в истребители, и в декабре 1915 г его перевели в истребительную эскадрилью N-65. Здесь Шарль сразу же изобразил на борту своего Ньюпора ставшую впоследствии знаменитой личную эмблему - черное сердце с белым черепом в центре.

В январе 1916 г Шарль потерпел катастрофу: разбил машину и сам с тяжелыми повреждениями попал в госпиталь. Но через 2 месяца он на костылях вернулся на фронт, и приступил к боевым вылетам, одержав за апрель 5 побед. В мае су-лейтенант Ненжессер принял участие в боях над Верденом, где он вновь был подбит. Шарль с трудом сел «на вынужденную», и вновь с ранением угодил в госпиталь. Но когда его эскадрилья перебазировалась в район Соммы, недолечившийся Ненжессер опять сбежал из госпиталя и вернулся в свою часть. Летая в бой, несмотря на незажившие раны, Шарль к концу 1916 года довел свой личный счет до 21 победы.

Азартный и тщеславный, Ненжессер жил только тем, что стремился возглавить список асов Франции. Именно ради этой гонки за победами Шарль пренебрегал своим здоровьем и полученными ранами, что очень быстро сказалось на его состоянии: серьезно заболевшего летчика врачи даже хотели совсем комиссовать! Болезнь была настолько серьезна, что Шарль теперь обычно постоянно находился в госпиталях. Тем не менее, время от времени, как только ему становилось чуть лучше, Ненжессер прерывал свое лечение и отправлялся на фронт. Там ему вскоре вновь становилось плохо от перегрузок и нервного напряжения. Для пилотов N-65 стала привычной ситуация, когда Шарля на руках несли к самолету, на котором он собирался делать очередной боевой вылет. Тем не менее, несмотря на тяжелое физическое состояние, Ненжессер ухитрялся в этих вылазках на фронт одерживать все новые и новые победы: в августе 1917 года он сбил 30-й немецкий самолет. Но тут Шарль попал в автомобильную аварию и получил тяжелое ранение, из-за которого Ненжессер вновь на много месяцев угодил в госпиталь, страдая не только от ран, но и от того, что другие летчики в это время превышают его победный счет. Шарль смог вернуться на фронт только в марте 1918 г; яростно гоняясь за противником, он до конца года довел свой счет до 43 побед. Однако, несмотря на все его усилия, Ненжессер так и не удалось обойти своего главного соперника: лучшим асом Франции был признан не Ненжессер, а Рене Фонк, одержавший 75 воздушных побед…

1МВ: тройка самых результативных русских асов

1МВ: лучшие асы противника на русско-австро-германском фронте

Асы 1МВ. Воздушный гусар кайзера

1МВ: тройка лучших асов Италии

Асы 1МВ: "Красный черт" британской авиации

Асы 1МВ: тройка лучших тевтонцев

Асы 1МВ: первый и единственный ас Турции

Асы 1МВ: немецкие крылья французского дракона

1МВ: тройка лучших асов Великобритании

Асы 1МВ: пятерка лучших американских наёмников

Асы 1МВ: тройка лучших американцев USAS

Асы 1МВ: тройка лучших пилотов Австро-Венгрии

1МВ. Авиация Бельгии и бельгийские асы

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи по разным вопросам военной истории