2899 subscribers

Асы 1МВ. Воздушный гусар кайзера

<100 full reads
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Вернер Фосс (Werner Voss; 1897-1917) - четвертый по результативности ас кайзеровской авиации периода 1-й Мировой войны. Причем столь выдающихся успехов этот шустрый паренек добился за короткий срок - всего за 10 месяцев участия в воздушных боях в роли истребителя..

17-летний уроженец Крефельда (близ Дюссельдорфа) Вернер Фосс в самом начале 1-й мировой войны записался добровольцем в кавалерию, и уже в 1914 г. в составе 2-го полка вестфальских гусар принял участие в сражениях на русском фронте. За проявленный в боях героизм Фосс в марте 1915 был награжден Железным Крестом и произведен в унтер-офицеры. В эти дни, впервые увидев в небе самолет, Вернер Фосс вознамерился стать пилотом и начал заваливать свое начальство рапортами с просьбой о переводе в авиацию. В августе 1915 года его просьба была удовлетворена, и после прохождения курсов воздушных наблюдателей Вернер начал службу в разведывательном авиаотряде.

Однако очень быстро амбициозный паренек понял, что рутинная работа летнаба, которого возят на двухместном самолете, не даст ему возможности выделиться из общей среды авиаторов. Фосс желал совершать подвиги, которые будут замечены всеми; а для этого ему было необходимо «переквалифицироваться» из «пассажира» в «водителя». И Фосс, хоть и с большим трудом, добился-таки от начальства направления на курсы пилотов. Научившись водить самолет и получив диплом летчика, Вернер Фосс летом 1916 года прибыл в отряд КЕК-20. Как пилот фронтового бомбардировщика он участвовал в грандиозной битве под Верденом, заработав в боях офицерское звание: в начале ноября 1916 Фосс получил лейтенантские погоны. Руководство отмечало храбрость и летные способности молодого офицера; однако «обретший крылья гусар» по-прежнему был недоволен своим положением. Фосс жаждал более активных действий, чем полеты по прямой к намеченной для бомбежки цели. И он вновь «бомбардировал» свое начальство рапортами – теперь с просьбами перевести его в истребители. И добился своего: 21-го ноября 1916 г. лейтенант Фосс прибыл для дальнейшего прохождения службы в истребительную эскадрилью Яшта-2 «Бельке». Эта знаменитая эскадрилья летала на бипланах «Альбатрос» D.II, а в декабре первой в кайзеровской авиации начала получать новейшую, значительно усовершенствованную версию - «Альбатрос» D.III.

Именно в истребителях Фосс почувствовал себя на своем месте. Уже 27 ноября – всего через шесть дней после прибытия в эскадрилью! - лейтенант Фосс одержал первую воздушную победу. Причем «крылатый гусар» сразу же отличился «дублем», сбив в одном бою 2 вражеских самолета! В то время и на тех машинах «сделать дубль» даже опытным асам было довольно трудно. А 4-го февраля 1917 года Фосс сбил 5-й вражеский аэроплан, став самым молодым асом германской авиации.

Истребитель «Альбатрос» D.III, на котором Вернер Фосс летал зимой- весной 1917 г.
Истребитель «Альбатрос» D.III, на котором Вернер Фосс летал зимой- весной 1917 г.

Победы, одержанные Фоссом, не были случайными, как то бывает у многих новичков. В стремлении научиться побеждать Вернер тщательно изучал возможности противника: он хотел знать все особенности вражеской техники, основы тактики боя, принятой у врага. Для расширения своих знаний Фосс внимательно штудировал боевые реляции других летчиков, расспрашивал своих старших товарищей о приемах противника и методах противодействия им. Это «самообучение» и приносило плоды. К концу февраля на счету Фосса числилось уже 11 побед, к концу марта - 22, а день своего 20-летия Фосс отметил 24-й победой. За этот стремительный рывок в ряды авангарда кайзеровских воздушных «стрелков» («kanone») 8 апреля 1917 года Вернер был награжден самой престижной боевой наградой Германии - орденом «Pour le Merite».

9 мая 1917 года Фосс сбил в одном бою 3 аэроплана, доведя свой счет до 28 побед. Это были его последние победы в составе Яшта-2 «Бельке». Вскоре обер-лейтенанта Фосса назначили командиром Яшта-5, вооруженной «Альбатросами» D.V, однако уже в июне Вернера перевели на должность командира Яшта-29. Но в этой должности Фосс тоже пробыл недолго: буквально через несколько дней ему пришлось возглавить Яшта-14, а в конце июля - Яшта-10, базировавшуюся у Лилля и входившую в состав эскадры JG-1 Манфреда фон Рихтгофена. Эта «чехарда» с постоянными переводами не могла не сказаться на результативности летчика - с середины мая по август 1917 года Фосс сбил только 6 самолетов.

Асы 1МВ. Воздушный гусар кайзера

В августе его Яшта-10 получила на вооружение истребители Пфальц D.III. Эти самолеты несколько уступали в скорости истребителям «Альбатрос», к которым привыкли летчики эскадры Рихтгофена; поэтому Пфальцы не вызвали у них восторга. Но лично Фоссу новый аэроплан очень понравился – прочностью, хорошим обзором из кабины, что важно в круговерти боя, и отличной маневренностью, лучшей, чем у «Альбатроса». И, имея возможность выбирать машину, любивший «крутить карусель» в бою Вернер предпочитал отправляться в полет именно на Пфальце, одержав на нем еще 4 победы. Однако вскоре Фосс получил другой самолет, который вообще вызвал у Вернера восторг своей потрясающей маневренностью, способностью «вертеться чуть ли не вокруг своего хвоста». Для фронтовых испытаний в JG-1 прибыли два экспериментальных триплана Фоккер F.I (прообразы будущего знаменитого Фоккера Dr.I); три ряда их крыльев и придали этим самолетам их уникальную маневренность. На одном из экземпляров начал летать барон фон Рихтгофен, другой же выдали лучшему после «Красного барона» асу эскадры - гауптману Вернеру Фоссу. И обожавший разукрашивать свои машины Вернер тут же взялся за кисть, нарисовав на капоте Фоккера «рожицу» - брови, глаза и усы…

Вернер Фосс и его экспериментальный триплан Fokker F.I
Вернер Фосс и его экспериментальный триплан Fokker F.I

Первую победу на «Триплане» Вернер одержал 30 августа 1917 года. Всего же на Фоккере F.I Фосс сбил 10 самолетов, доведя свой счет до 48 побед. Последнюю победу Вернер одержал 23 сентября 1917 года: уничтожил вскоре после полудня британский бомбардировщик DH-4. А около 19-ти часов вечера того же дня Фосс поднялся в воздух в последний раз в своей жизни. Над линией фронта Вернер встретил и атаковал одиночный истребитель SE-5. Фосс уже вышел англичанину в хвост и приготовился открыть огонь, как вдруг на него обрушилась шестерка истребителей 56-й британской эскадрильи, которую вел известный ас Джеймс Мак Кадден. Атака немца оказалась сорванной, и одиночный «Эсифайф» ушел на свою территорию. Однако, к удивлению британского патруля, Фосс не попытался спастись бегством; «крылатый гусар» отважно вступил в бой с превосходящими силами противника. Ожесточенная схватка продолжалась более десяти минут. Британцы (а за штурвалами всех шести «Эсифайфов» сидели асы) никак не могли поймать в прицелы верткий германский «Триплан»; немец же сумел послать по точной очереди в каждый из британских истребителей! Четыре SE-5 получили особо серьезные повреждения, а командиру эскадрильи капитану Мак Каддену, чей самолет превратился в сито, пришлось даже сесть «на вынужденную». Наконец воспользовавшийся тем, что Фосс «завис» на хвостах сразу трех пытавшихся вырваться из его прицела «Эсифайфов», лейтенант Артур Рис-Девис подобрался к немцу снизу и прошил очередью мотор его машины. Двигатель заглох, и тогда британцы «отвели душу», по очереди расстреляв все свои боекомплекты по беспомощно планирующему Фоккеру. Изрешеченный германский самолет рухнул на землю за линией британских окопов. Когда английские пехотинцы подбежали к «Триплану», они обнаружили в груде обломков бездыханное тело немецкого летчика...

Последний бой Вернера Фосса - один против шести асов!
Последний бой Вернера Фосса - один против шести асов!

Вернер Фосс был истребителем всего 10 месяцев. Однако за это время он успел стать командиром эскадрильи и одержать 48 побед, выйдя по результативности на второе место после знаменитого Манфреда фон Рихтгофена. Только после его гибели вперед вырвались Эрнст Удет и Эрих Ловенхардт, отодвинувшие погибшего Фосса на четвертое место в списке самых результативных асов кайзеровской Германии...

Видео реконструкция последнего боя Вернера Фосса

Другие статьи канала на тему «Асы 1-й мировой войны»:

Асы 1МВ: тройка лучших пилотов Австро-Венгрии

Асы 1МВ: тройка лучших американцев USAS

Асы 1МВ: пятерка лучших американских наёмников

1МВ: тройка самых результативных русских асов

1МВ: лучшие асы противника на русско-австро-германском фронте

1МВ: тройка лучших французских асов

Асы 1МВ: "Красный черт" британской авиации

Асы 1МВ: тройка лучших тевтонцев

1МВ: тройка лучших асов Италии

1МВ: тройка лучших асов Великобритании

Асы 1МВ: первый и единственный ас Турции

Асы 1МВ: немецкие крылья французского дракона

1МВ. Пфальц - в тени грозного «Альбатроса» (03). Асы Пфальцев

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи по разным вопросам военной истории