14K подписчиков

Железный крест - самая почетная боевая награда Германии

3,9K прочитали
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Железный крест был самой почетной боевой наградой Германии в 19-20 веках, вплоть до окончания 2-й мировой войны. Железный крест, а затем и его более высокие степени вручались за храбрость и воинские подвиги в бою, а так же за успешное планирование боевых операций и умелое управление войсками. Это была не только самая боевая, но и самая демократичная награда Германии - с момента его создания в 1813 году Железным крестом награждались не только генералы и офицеры, но и рядовые солдаты, отличившиеся в бою личной храбростью и героизмом.

История Железного креста

Орден Железный крест был учрежден 10 марта 1813 года прусским королем Фридрихом Вильгельмом III во время войн с Наполеоном. Разгромленная французами в войне 1806-1807 гг. Пруссия была вынуждена отправлять свои войска в состав Великой армии Наполеона и участвовать в его дальнейших завоеваниях. Однако это отнюдь не стимулировало прусских солдат к подвигам ради чуждых им интересов (недаром французы отзывались о пруссаках как о трусливых, никудышных солдатах). Но поражение французов в Московском походе и катастрофа, постигшая Великую армию Наполеона в России, вдохнули силу и решительность в пруссаков и оживили их антифранцузское движение. Всеобщий патриотический подъем в стране и привел короля Пруссии Фридриха Вильгельма к решению учредить новую боевую награду.

В основу нового ордена был положен черный равносторонний тевтонский крест с серебряной окантовкой. Лишенный орлов, корон и мечей, без которых в ту пору не обходилась ни одна немецкая награда высокого ранга, он выделялся и был узнаваем издалека благодаря четким и простым линиям, а также контрасту черного и белого цветов. С тех пор форма и цветовое решение Железного креста практически не менялись.

На крестах первого учреждения на лицевой стороне в центре были отчеканены барельефы трех дубовых листьев, на верхнем луче - короны и букв «FW», а на нижнем - дата «1813». Изначально были учреждены 3 класса награды: 2-й, 1-й и «Большой крест Железного креста». Железный крест 1-го класса прикалывался на грудь; более низкий 2-й класс и более высокий Большой крест носились на одинаковой черно-белой ленте. Причем 2-й класс носился как медаль на ленте на груди, или только в виде ленты в петлице мундира. Большой крест имел точно такой же вид, что и первые два класса, но большего размера; он носился на шее. Кроме этого, 2-й (низший) класс делился на две версии: «боевую» и «не боевую». При этом сами кресты ничем не отличались, а версии определялись цветами ленты — у «не боевого» креста они были обратными по отношению к черно-белым полосам ленты военной версии. «Не боевую» версию Железного креста получали те, кто отличился на войне не в сражениях, не находясь непосредственно под пулями и ядрами противника: военные хирурги, инженеры, снабженцы, картографы.

Железный крест 2-го класса образца 1813 г. и Железный крест 1-го класса образца 1914 г.
Железный крест 2-го класса образца 1813 г. и Железный крест 1-го класса образца 1914 г.

Вскоре было учреждено дополнение к Большому кресту Железного креста - как высшее отличие: Большая звезда Железного креста. Это была исключительно полководческая награда за выдающиеся победы в крупных сражениях. Единственным обладателем Большой звезды и Большого креста стал генерал-фельдмаршал князь Блюхер. Именно он переломил ход битвы при Ватерлоо, подоспев со своей армией, преследуемой французскими корпусами маршала Груши, к месту сражения армии Наполеона с англо-бельгийскими войсками герцога Веллингтона. Блюхер, оторвавшись от Груши, атаковал измотанные французские дивизии, после чего была поставлена победная точка не только в этом сражении, но и во всей борьбе Европы с Наполеоном Бонапартом.

По окончании наполеоновских войн награждения Железным крестом прекратились. Новые учреждения Железного креста производилось для каждой новой большой войны, в которую вступала Германия - в 1870, 1914 и 1939 годах. О том, к какой войне относилась данная награда, свидетельствовали даты в нижней его части на лицевой стороне; на обратной стороне всегда чеканился год первого учреждения — «1813». С окончанием очередной войны всякие награждения крестом опять прекращались. Таким образом, крест учреждался за всю свою историю 4 раза.

В период 1-й мировой войны Железный крест стал настоящим символом германской армии. Кавалеры креста 1-го класса преподносились в прессе как национальные герои. Пропаганда этой самой демократичной и массовой военной награды стала государственной политикой. Ею особо гордились и рядовые, и генералы - несмотря на то, что в ту пору в Германии было великое множество красивых крестов, звезд и медалей.

1 сентября 1939 года - в первый же день 2-й мировой войны - Гитлер учредил новую версию Железного креста. Внешне кресты образца 1939 года отличались от своих предшественников наличием выпуклой свастики в центре и надписью «1939» на нижнем луче; с обратной стороны по-прежнему чеканилась дата «1813». Несколько изменилась и расцветка ленты награды – центральная полоса стала красной. При новом учреждении Гитлер отменил «не боевой» вариант, но добавил к существовавшим ранее классам Рыцарский крест Железного креста (носился на ленте на шее). По рангу он располагался между крестом 1-го класса и Большим крестом, который по-прежнему оставался высшей, полководческой степенью. Но это было только начало; к концу 2-й мировой войны общее количество степеней Железного креста выросло до восьми.

Но малый временной промежуток между 1-й и 2-й мировыми войнами стал причиной того, что много кавалеров Железного креста за подвиги во время Великой войны вновь очутились в действующей армии. И возникла ситуация, с которой ранее немцам не приходилось сталкиваться: ведь награждать повторно одним и тем же крестом было нельзя. А Рыцарскую степень нового Железного креста вручали только после того, как снова заслужишь его первые два класса. Точно так же владелец креста 2-го класса образца 1914 года не мог рассчитывать на крест 1-го класса нового образца. Таким образом, с одной стороны, «старые» кресты считались полноправными и уважаемыми, но, с другой, в зачет в новой войне не шли. Проблема была разрешена изобретением совершенно нового наградного знака, учрежденного в двух степенях (соответственно для 2-го и 1-го классов Железного креста).

Итак, владельцы Железных крестов образца 1914 года продолжали носить именно их, а для того, чтобы отметить их заслуги в новой войне, были учреждены шпанги (пристежки, пряжки) Железного креста образца 1939 года 1-го и 2-го классов. Шпанга - знак повторного награждения - представляла собой знак серебристого цвета в виде имперского орла с трапецеидальной планкой и датой «1939». Шпанга 2-го класса крепилась к черно-белой орденской ленточке креста 1914 года 2-го класса, продетой в петлицу. Шпанга 1-го класса, отличавшаяся более длинными крыльями орла, пристегивалась к кителю непосредственно над Железным крестом 1-го класса.

Правила ношения шпанг к Железным крестам 1-й мировой войны: слева - шпанга на ленте креста 2-го класса, справа - крепление шпанги к кресту 1-го класса
Правила ношения шпанг к Железным крестам 1-й мировой войны: слева - шпанга на ленте креста 2-го класса, справа - крепление шпанги к кресту 1-го класса

В соответствии с правилами, награждаемый Железным крестом более высокой степени должен был иметь все предшествующие его степени. Железные кресты разных степеней могли носиться одновременно лишь на парадах; в повседневной жизни владельцы креста 1-го класса не носили крест 2-го класса, а лишь ленту от него, продетую в петлицу. Однако военнослужащие, получившие за заслуги на шею Рыцарский крест, продолжали носить на груди и крест 1-го класса.

Железным крестом награждались не только за проявленную храбрость перед лицом врага, но и за успешное планирование военных операций и за общие военные заслуги перед Третьим рейхом. Также им награждали за превосходные командирские способности - многие офицеры получили эту награду за достижения своих подчиненных. В число награжденных Железным крестом включались и женщины, однако кресты 1-го класса за время 2-й мировой войны получили лишь две из них.

Железный крест 2-го класса

Железный крест был самой почетной боевой наградой Германии в 19-20 веках, вплоть до окончания 2-й мировой войны.-4

Орден учрежден 1.09.1939 г. Им награждался личный состав вооруженных сил Германии за проявленные храбрость и героизм в отдельно взятом боевом эпизоде. Общее количество награжденных превысило 3.000.000 человек (включая пристежку для этой награды).

Железный крест 2-го класса носился на мундире только в день награждения, и на парадах при полной парадной форме. В остальных случаях вместо креста в петлице мундира крепилась только его лента.

Эта награда выдавалась также гражданам других стран, воевавшим на стороне Германии. Известно, что этой награды были удостоены 39 женщин. Самым юным кавалером Железного креста 2-го класса стал 12-летний Альфред Цек. Он был награжден за спасение двенадцати немецких солдат, которых вынес из-под тяжелейшего артобстрела в боях у реки Одер в марте 1945 г.

Железный крест 1-го класса

Железный крест был самой почетной боевой наградой Германии в 19-20 веках, вплоть до окончания 2-й мировой войны.-5

Орден учрежден 1.09.1939 г. Награждения им производились, если данный военнослужащий был ранее представлен к награждению Железным крестом 2-го класса или пристежкой этого же класса.

Военнослужащие сухопутных войск награждались за выполнение от 3 до 5 особо сложных заданий и проявление отваги в бою. Пилотам истребительной авиации для награждения нужно было набрать 5 баллов (1 балл начислялся за уничтожение одномоторного самолета, 2 балла — за двухмоторный и 3 балла — за четырехмоторный самолет; за сбитые ночью баллы удваивались). В бомбардировочной авиации Железный крест 1 класса выдавался за 25 боевых вылетов (это в 1939 г.; к 1943 г для награждения этой наградой требовалось совершить уже 40 боевых вылетов). Морские офицеры награждались за потопление кораблей и судов общим водоизмещением не менее 50.000 т или за выполнение от 3 до 5 особо трудных заданий и проявление отваги в бою.

Железный крест 1-го класса носили слева на груди на булавке. Общее количество награжденных Железным крестом 1-го класса и пристежкой для этой награды - более 45.000 человек. Известно, что к этой награде были представлены две немецкие женщины.

Большой крест ордена Железного креста

Железный крест был самой почетной боевой наградой Германии в 19-20 веках, вплоть до окончания 2-й мировой войны.-6

Орден учрежден 1.09.1939 г. как полководческий. Им мог награждаться только высший командный состав Вермахта не за личную храбрость, а за принятие стратегически важных решений, которые могли повлиять на ход военных действий. Во время 2-й мировой войны состоялось только одно награждение этим орденом – 19 июля 1940 г. к нему был представлен Герман Геринг за успехи в кампании во Франции (одновременно с получением звания рейхсмаршала). Вместе с Большим крестом Геринг получил и Звезду Большого креста, которая носилась на груди (сам Большой крест вешался на ленте на шею).

Рыцарский крест Железного креста

Железный крест был самой почетной боевой наградой Германии в 19-20 веках, вплоть до окончания 2-й мировой войны.-7

Орден учрежден 1.09.1939 г. Им награждался личный состав вооруженных сил Германии за выдающиеся военные заслуги или конкретный подвиг в бою. Награждение производилось, если военнослужащий был ранее награжден Железным крестом 1-го класса, или пристежкой этого же класса. Рыцарский крест носили на шее на ленте. Затем в ходе затянувшейся войны были введены дополнительные степени Рыцарского креста; при награждении более высокой степенью младшая степень Рыцарского креста заменялась на старшую.

Военнослужащие сухопутных войск представлялись к награде за выполнение особо сложных заданий и проявленную отвагу в бою. Пилоты истребительной авиации награждались по указанной выше балльной системе (которая постоянно возрастала: в 1941 - за 20 баллов, в 1942 – за 40, в 1943 – за 80, а в 1944 – за 100 баллов). В бомбардировочной авиации Рыцарский крест выдавался в 1939 г за 100 боевых вылетов, в 1941 - за 200, а в 1944 – уже за 400 боевых вылетов. Морские офицеры награждались Рыцарским крестом за потопление кораблей и судов общим водоизмещением не менее 100.000 т или за выполнение особо трудных заданий и проявленную отвагу в бою.

Первое представление к ордену состоялось 30.09.1939 г. – Рыцарскими крестами были награждены генералы Федор фон Бок и Вильгельм Лист за успешные операции по захвату Польши. У моряков первым кавалером Рыцарского креста стал командир подводной лодки Гюнтер Прин (19.11.1939), потопивший британский линкор «Роял Оук». В Люфтваффе 8.05.1940 были удостоены Рыцарского креста пилоты пикирующих бомбардировщиков Герхард Гренцель, Мартин Мобус, Пауль Хоццель и Элмар Шеффер, а 29.05.1940 - истребитель Вернер Мёльдерс, сбивший 20 самолетов. В этот же день первым среди «нижних чинов» был награжден наводчик орудия ефрейтор Бринкфорт, уничтоживший в одном бою 12 французских танков.

Общее число награжденных Рыцарским крестом – 7.361 человек. Из них 7.318 немцев, и 43 иностранца (17 в Румынии, 9 в Италии, 8 в Венгрии и по двое в Японии, Финляндии. Словакии и Испании).

Рыцарский крест являлся очень почетной и желанной наградой; в Люфтваффе именно кавалеры Рыцарского креста считались гордостью германской авиации; такое же отношение к морякам, награжденным Рыцарским крестом, было и в Кригсмарине. Многие пехотные офицеры получили эту награду не только за отдельные подвиги, но и за умелое командование своими боевыми частями и подразделениями.

Рыцарский крест с Дубовыми Листьями

Железный крест был самой почетной боевой наградой Германии в 19-20 веках, вплоть до окончания 2-й мировой войны.-8

Орден учрежден 3.06.1940 г. как более высокая степень Рыцарского креста. Им награждался личный состав вооруженных сил Германии за выдающиеся военные заслуги. Награждение производилось, если данный военнослужащий уже имел Рыцарский крест. Внешнее отличие новой награды от предыдущей - золотые дубовые листья, прикрепленные над крестом.

Первое награждение - 19.07.1940: генерал Эдуард Дитль получил Рыцарский крест с Дубовыми Листьями за умелое командование боями под Нарвиком. 21.09.1940 первым в Люфтваффе Дубовые Листья получил Вернер Мёльдерс, уничтоживший к этому времени уже 40 вражеских самолетов. А 20.10.1940 г кавалером новой награды стал командир подводной лодки Гюнтер Прин, потопивший 28 судов.

Общее число награжденных Дубовыми Листьями - 890 человек; из них 882 немца и 8 иностранцев (3 из Румынии, 2 из Японии и по одному из Финляндии, Венгрии и Испании).

Рыцарский крест с Дубовыми Листьями и Мечами

Железный крест был самой почетной боевой наградой Германии в 19-20 веках, вплоть до окончания 2-й мировой войны.-9

Орден официально учрежден 28.09.1941. Им награждался личный состав вооруженных сил за выдающиеся военные заслуги, если военнослужащий уже имел Рыцарский крест с Дубовыми Листьями. Отличием нового креста были скрещенные мечи под дубовыми листьями.

Первое награждение состоялось 21.06.1941 - то есть еще до того как награда была официально утверждена. Ее удостоится подполковник Люфтваффе Адольф Галланд за 69 воздушных побед. В Кригсмарине первым кавалером Мечей (26.12.1941) стал командир подводной лодки Отто Кречмер, уничтоживший 44 судна. А вот в Вермахте первый кавалер Мечей появился только 15.09.1943: генерал Герман Гот получил эту награду за бои под Курском.

Общее число награжденных Мечами - 160 человек; из них 159 немцев и 1 иностранец — японский адмирал Исоруку Ямамото (27.05.1943) .

Рыцарский крест с Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами

Железный крест был самой почетной боевой наградой Германии в 19-20 веках, вплоть до окончания 2-й мировой войны.-10

Орден учреждался почти одновременно с Мечами (выдавался с 15.07.1941, официальный указ опубликован 28.09.1941). Награждение орденом производилось за выдающиеся военные заслуги, при этом кандидатом мог быть только кавалер Рыцарского креста с Дубовыми Листьями и Мечами. Крест отличался от предыдущих фрагментом в виде дубовых листьев со скрещенными мечами, изготовленным из серебра и украшенным 50 бриллиантами. Каждому награжденному вручались два экземпляра дополнительного фрагмента: один с настоящими бриллиантами, а другой (для ношения в боевой обстановке) с камнями, имитирующими бриллианты.

Первое представление к награде состоялось 15.07.1941 - Вернер Мельдерс получил крест за свою 101-ю воздушную победу. В Вермахте Бриллианты первым получил генерал Эрвин Роммель (17.03.1943) за действия в Африке; во флоте (9.08.1943) – командир подводной лодки Вольфганг Лют, потопивший 43 судна.

Общее количество награжденных - 27 человек; почти половина из награжденных – асы Люфтваффе (12 пилотов). В Кригсмарине Бриллианты заработали только 2 моряка (оба – подводники). Остальные 13 наград достались пехотинцам и танкистам.

Рыцарский Крест с Золотыми Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами

Железный крест был самой почетной боевой наградой Германии в 19-20 веках, вплоть до окончания 2-й мировой войны.-11

Это – высшая степень Рыцарского креста, самая высокая воинская награда Третьего рейха. Орден учрежден 29.12.1944, причем Гитлер установил жесткий лимит награжденных – не более 12 человек, подвиги которых отмечены всеми степенями Рыцарского креста ордена Железного креста. Этот Рыцарский крест выглядел так же, как крест с Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами, но фрагмент с листьями и мечами над крестом был сделан из золота и украшен 50 бриллиантами ручной работы. Носился так же, как и предыдущие степени Рыцарского креста, на ленте на шее.

Этой высшей степенью Рыцарского креста был награжден (1.01.1945) только один человек - Ганс Ульрих Рудель, пилот бомбардировщика Ju.87 и командир 2-й эскадры пикирующих бомбардировщиков (StG.2). Он был награжден за то, что время войны совершил 2.350 боевых вылетов, и (по немецким данным) лично уничтожил 532 (по другим сведениям 519) советских танков, 800 автомашин и 150 орудий, потопил 2 боевых корабля, 70 десантных судов, и одержал 11 воздушных побед.

Железный крест был самой почетной боевой наградой Германии в 19-20 веках, вплоть до окончания 2-й мировой войны.-12

Литература:

Klietmann Kurt. Auszeachnungen des Deutschen Reiches 1936-1935. Motorbuchverlag, 2004.

Lumsden Robin. Medals and Decorations of Hitler's Germany. Airlife, England.

Великая Отечественная война. Боевые знаки СССР-Германия. Досье-коллекция №1 2010.

Курылев О.П. Боевые награды 3-го Рейха: иллюстрированная энциклопедия. М.: ЭКСМО, 2008.

Макдоннелл Л. Знаки различия и награды Второй мировой. М.: ЭКСМО, 2003.

Петрашков С.В., Лившиц И.И. Награды Второй мировой войны. М.: ЭКСМО, 2008.

Тарас Д. Боевые награды СССР и Германии Второй мировой войны. М.:АСТ, 2002.

Ульянов В.Б. Металлическая символика фашистской Германии. М., 2001.

Шунков В.Н. Вермахт. Мн.: Харвест, 2003.

Другие статьи на моем канале по теме военных наград:

Крест Виктории – высшая боевая награда Великобритании

2МВ: боевые награды СССР. Довоенные награды

2МВ: боевые награды СССР. Награды, учрежденные в 1942 году

Наполеоновские войны. Российские награды: офицерские ордена

Наполеоновские войны. Российские награды для солдат

Наполеоновские войны. Особые российские награды 1812 г

Наполеоновские войны. Награды Франции

1МВ: боевые награды Австро-Венгерской империи