35 подписчиков

Крым-Юг-Жара

Впервые я увидел море уже совсем взрослым человеком, студентом четвёртого курса, потому что в среде, где я вырос, ни ездить по южным санаториям, ни отдыхать дикарями, было не принято - у кого на это не было денег, у кого - связей, у кого - желания, и, хотя в школьные годы наш класс путешествовал по волго-вятскому региону, это было в совсем другую сторону от моря. В институте же таких, как я, было не так уж и много. Много было людей с большим опытом походов, в том числе, и среди моих друзей, и они не преминули заняться моим "воспитанием". Я был совершенным деревом в этом смысле - ни опыта, ни физической подготовки, ни даже желания. Но меня соблазнили пойти в настоящий большой поход. То есть, многодневный пеший, по горам-по долам, а, конкретно, по южному берегу Крыма, и соблазнил меня своими рассказами один будущий доктор наук. Тогда все его звали Вовочка, по ассоциации с известным героем анекдотов, а сейчас, конечно, Владимир Александрович... Вот чей канал на Дзене я бы с удовольствием почитал - но он в сети нигде не замечен.

Итак, отправились мы с Володей и ещё одним молодым человеком на поезде Москва-Симферополь в Крым. Планы были такие - доехать на троллейбусе до Алушты, потом на автобусе до Рыбачьего, а дальше - пешком на Караби. Там нас ждали несколько пещер, ибо все мои сопоходники были спелеологами, а Вовочка - ещё и фотографом по призванию. Уже на Караби мы должны были встретиться с четвёртым участником этого похода - предполагалось, что он будет в условленный день ждать нас в условленном месте.

Поскольку дело происходило в первых числах октября, то мне пришлось, для "отмазки" от военной кафедры и лабораторных работ запастись донорскими справками в количестве двух штук - остальные занятия можно было прогулять без обязательной кары. Кто сдавал кровь в советское время, тот знает, что, даже при бесплатной сдаче крови полагался один безусловный выходной. Поэтому донорство в МФТИ было довольно популярным явлением, и у некоторых я видел даже значки, которые говорили, что они сдали уже больше 10 литров крови :) Но это я отвлёкся.

"Капельки" я даже не считаю, но вот такой знак заработать было уже сложно. А у моих однокурсников были!
"Капельки" я даже не считаю, но вот такой знак заработать было уже сложно. А у моих однокурсников были!

Вова был старше меня на четыре года, и, как самый опытный путешественник, разруливал раскладку по нашим рюкзакам. Мой был не особенно тяжёл, но упаковал я его неграмотно, о чём мне со смехом и поведали; и прямо на Курском вокзале, перед поездом, стали перепаковывать. Ушло на это не так много времени, но рюкзак стал более "управляем" и "дисциплинирован" - с ним стало можно везде пройти, и я реже задевал им разные окружающие предметы.

Поезд шёл почти ровно сутки, меня очень впечталил переход железной дороги через Сиваш, мало суши и много воды вокруг, непонятно, на чём держится путь. Хотя СССР тогда был ещё един и сравнительно прочен, памятный знак, отмечавший въезд в Крым, был на двух языках, и русском, и украинском.

Галерея Симферопольского вокзала
Галерея Симферопольского вокзала

В Симферополе нужно было высадиться очень быстро - задачей было успеть на последний троллейбус до Алушты. Успели, хотя по привокзальной площади пришлось пробежаться. Но стемнело гораздо раньше, чем мы доехали до автостанции - октябрь всё-таки. Я впервые ехал на таком странном транспорте - междугородном троллейбусе, и, вдобавок, по горной дороге, где часто ни черта уже не было видно - южные ночи темны. Иногда было страшновато ехать, думалось, не завалится ли троллейбус на таком серпантине. Умом я понимал, что такие аварии происходят гораздо реже, чем с легковыми автомобилями, но пустой зад троллейбуса так болтало на поворотах и неровностях, что селезёнка ёкала. :) Место для палатки нам пришлось искать в практически полной темноте.

Ночью место показалось вполне подходящем, утром же мы обнаружили, что стоим, фактически, на куче мусора, стихийной свалке, созданной местными жителями. Впрочем, не воняло, и то ладно, собрались и пошли обратно на автостанцию. Нужного нам автобуса до Рыбачьего не было, поехали на другом, который не доезжая пары остановок, сворачивал в другую сторону, а последние четыре километра было решено пройти пешком. Туристы мы или не туристы?

Вот примерно таким Рыбачье и открылось нам, когда мы до него дошли
Вот примерно таким Рыбачье и открылось нам, когда мы до него дошли

Сойдя с автобуса, мы выяснили, что четыре километра - это по прямой, а по шоссе, которое петляло вдоль берега, это гораздо больше выйдет. Ну и пошли напрямик. Тут же выяснилось, что в горку лезть с такой скоростью, как остальные, я не могу - очень быстро начинаю задыхаться. Зато я их легко догонял на горизонтальных участках пути. В общем, неизвестно, сколько мы времени сэкономили, но, вроде, дошли до нужного населённого пункта. От него уже нужно было лезть на Караби. Дорога проходила через виноградник. Виноградник, ага! :)

Владимир Александрович, как следопыт, ведший нас по одному ему ведомым признакам, довёл до начала горной дороги, больше похожей на козью тропу, которая круто уходила вверх. Не всякий ГАЗ-53 мог по ней взобраться, что мы скоро и увидели. Грузовик взбирался по этим склонам, насилуя первую передачу, и останавливаясь на поворотах, чтобы остудить двигатель. В какой-то момент он заглох, и покатился назад, перед поворотом затормозил, на повороте остановился, водитель вылез из кабины и полез в мотор. Только трактора более-менее без проблем по ней поднимались.

Когда мы долезли доверху, попробовав при этом немного винограда, оказалось, что знакомых ориентиров Володя не видит. Несколько позже выяснилось, что он ошибся долиной - подниматься нужно было по следующей. Поэтому наверху, на плато, мы тоже немножко поплутали - GPS-навигаторов в восьмидесятые годы у студентов быть не могло. В итоге, оговорённое место встречи мы нашли с небольшим опозданием. Примерно трёхчасовым. Нашего четвёртого там не было. Это было странно, по договорённости он должен был поставить там палатку и ждать нас. Либо он опаздывал, как предположил Володя, либо что-то перепутал в объяснениях. Прождав на этом месте час, мы двинулись в сторону входа в пещеру "Виола". Это не официальное её имя, но известное в среде спелеологов. Пещера простейшая, для самых-самых новичков типа меня, но с красивым и большим подземным залом, вход в который, правда, предваряется каменным колодцем высотой метров двадцать или тридцать, а вход в колодец кривой, чем-то напоминающий канал внутри унитаза.

Возле пещеры мы нашли подходящее место для лагеря, и поставили там палатку. Спуск в пещеру был отложен на следующие сутки. Место было очень красивым, вокруг росли буки, и всё было усыпано их треугольными семечками. Однако мы устали и были обескуражены нарушением планов. Дров на костёр набрать оказалось достаточно несложно, и после ужина мы легли спать.

Продолжение следует...