🌺 10 ювелирных шедевров последнего ремесленника Англии.

3,4k full reads
5,9k story viewsUnique page visitors
3,4k read the story to the endThat's 57% of the total page views
2 minutes — average reading time

Это может показаться странным, но на рубеже 19-20 веков в индустриальной Англии вполне успешно процветало ремесленное производство. Отчасти заслуга в этом принадлежала Уильяму Моррису и его движению «Искусства и ремесла», которое пропагандировало ценность ручного труда и воспевало естественную красоту природы.

Подобные устремления оказались очень востребованными в этой промышленной стране по ряду причин, главной из которых была эстетически непривлекательная и однообразная фабричная продукция. Многочисленные мастера и ремесленники предлагали куда более интересные и красивые изделия, позволявшие в полной мере реализовать природное стремление человека к прекрасному.

К сожалению оборотной стороной их творчества была относительно высокая стоимость производимых шедевров: каждое творение ручного труда благодаря исключительности своей идеи и формы, благодаря старинным, часто даже средневековым технологиям производства, стоило в разы дороже своих фабричных аналогов.

В итоге идеи и чаяния многих сторонников Уильяма Морриса не выдержали испытания временем и оказались неконкурентоспособными в борьбе с такими гигантами бизнеса как Liberty.

Многие из них вынуждены были навсегда покинуть художественный мир декора и перейти на службу капиталистам-предпринимателям, кто-то сменил сферу деятельности и переквалифицировался в писателя или преподавателя, но были и те, кто держался до конца.

Одним из них был Чарльз Роберт Эшби — успешный архитектор, вошедший в историю декоративного искусства как один из последних дизайнеров-ювелиров, пытавшихся воплощать в жизнь традиции ремесленного мастерства.

Ч.Р. Эшби (1863-1942) вообще-то изначально имел мало общего с ювелирным искусством. Архитектор по призванию и по образованию, он сначала работал в фирме Bodley & Garner, которая специализировалась на готической архитектуре и архитектуре эпохи Возрождения.

А уже позже, видимо под влиянием архитектурного стиля этой фирмы, восхищенный красотой прошлого, он обратился к идеям Уильяма Морриса и стал одним из самых ярких сторонников движения «Искусства и ремесла».

Вместе с другими представителями движения он активно осваивал старинные техники, материалы и методы, стремясь воссоздать красоту декоративных шедевров из прошлого в духе устремлений и чаяний новой эпохи — эпохи прекрасного модерна.

Однако, в отличие от остальных он одним из первых осознал угрозу, которую навлекли на себя сторонники Морриса: благодаря красоте, исключительности и какому-то особому очарованию, их шедевры очень быстро стали популярными и модными, что привлекло внимание к их творчеству со стороны крупных предпринимателей и промышленников.

Многие из них стали переманивать талантливых художников к себе на службу, использовать их идеи для развития собственного бизнеса и производства. Успешнее всего в этом отношении оказалась небезызвестная сейчас фирма Liberty, над ювелирными линиями которой трудился ни один представитель течения «Искусств и ремесел», но только не Ч.Р. Эшби.

Стремясь продолжить дело У.Морриса, он в 1888 году основывает школу и Гильдию ремесленников, основной целью которой было совмещение традиционных ценностей ремесленного производства с решением социальных проблем. В частности, предполагалось, что Гильдия, расположившаяся одном из беднейших кварталов лондонского Ист-Энда сможет обеспечить население этого района дополнительными рабочими местами.

Поначалу основным направлением Гильдии было производство мебели и кожаных изделий, но с 1891 года началось производство ювелирных украшений, а уже в 1893 году Эшби организовал первую выставку драгоценностей, произведенных учениками Гильдии.

Грубоватые и несколько вычурные эти шедевры ювелирного искусства тем не менее быстро снискали популярность в среде покупателей — их яркость и нарочитая простота очень удачно вписались в эстетику многогранного модерна. Излишек средств позволил Эшби нанять для обучения ремесленников Гильдии нескольких профессиональных ювелиров.

Вместе с тем, будучи человеком всесторонне одаренным Эшби и сам довольно быстро освоил технологии дизайна ювелирных украшений — многие из шедевров Гильдии создавались именно по его эскизам.

К сожалению установить точное их количество не представляется возможным — Гильдия просуществовала всего 20 лет, закрывшись из-за финансовых проблем в 1908 году, и большинство из ее произведений оказалось навсегда утрачено в более поздние годы. Но, некоторые все-таки смогли сохраниться до наших дней, о самых лучших из них и пойдет речь далее.

  • 1. «Ожерелье с павлином» 1892-1893 гг. - наверное самая известная работа Гильдии по дизайну Р.Ч.Эшби. Павлин вообще был излюбленным мотивом в ювелирном творчестве Эшби, эта птица была для него неким символом: гордая красота на фоне серости обыденного мира.
Ожерелье с павлином, дизайн Ч.Р.Эшби, из экспонатов музея Виктории и Альберта
Ожерелье с павлином, дизайн Ч.Р.Эшби, из экспонатов музея Виктории и Альберта
Ожерелье с павлином, дизайн Ч.Р.Эшби, из экспонатов музея Виктории и Альберта

Исключительной особенностью данного ожерелья является доминирование золота, хотя в творчестве Гильдии, как и вообще в английском модерне, практически повсеместно отдавалось предпочтение серебру.

  • 2. Ожерелье с жемчугом и перидотами, 1903г. Несмотря на вполне традиционный дизайн и огранку камней нетипичные для модерна, это ожерелье, тем не менее, выглядит очень оригинально и своеобразно. Дорогой, изумрудный блеск полудрагоценных перидотов, кажется несколько необычным и странным в сочетании с причудливой формы золотой оправой и кривыми жемчужинами.
Ожерелье с перидотами и жемчугами, из экспонатов музея Виктории и Альберта
Ожерелье с перидотами и жемчугами, из экспонатов музея Виктории и Альберта
Ожерелье с перидотами и жемчугами, из экспонатов музея Виктории и Альберта
  • 3. Брошь «Павлин», 1900 г. - и снова изображение прекрасной царственной птицы в тонком обрамлении золота, серебра, классической огранки бриллиантов и причудливой формы жемчужин. Согласно одной из версий эта брошь была создана мастерами Гильдии по дизайну Эшби в качестве его подарка своей супруге — Джаннет.
Брошь "Павлин", из экспонатов музея Виктории и Альберта
Брошь "Павлин", из экспонатов музея Виктории и Альберта
Брошь "Павлин", из экспонатов музея Виктории и Альберта
  • 4. Медная брошь, 1896 г., украшенная серебряной проволокой и тремя барочными жемчужинами — один из самых ранних образчиков творчества Гильдии, созданный по дизайну Эшби.

Не смотря на относительную простоту рисунка, некоторую грубоватость отделки, это изделие лучше всего иллюстрирует будущие стилистические особенности последующих произведений Гильдии. В частности — преобладание свободных, натуралистических спиралевидных или волнообразных линий и форм, простоту сюжетов.

Медная брошь, дизайн Ч.Р. Эшби, из экспонатов музея Виктории и Альберта
Медная брошь, дизайн Ч.Р. Эшби, из экспонатов музея Виктории и Альберта
Медная брошь, дизайн Ч.Р. Эшби, из экспонатов музея Виктории и Альберта
  • 5. Ожерелье с бирюзой, 1903 г. — лучше всего отражает любовь Эшби к крупным полудрагоценным камням грубой огранки и узорам эпохи Возрождения. О последнем так же должны были напоминать многочисленные подвески, которые крепились к ожерелью, но, к сожалению, не сохранились до наших дней.
Ожерелье с бирюзой, из экспонатов музея Виктории и Альберта
Ожерелье с бирюзой, из экспонатов музея Виктории и Альберта
Ожерелье с бирюзой, из экспонатов музея Виктории и Альберта
  • 6. Подвеска в виде корабля, 1889 г., в которой одновременно сочетаются роскошь золота и строгость серебра, благородный блеск бриллиантовой крошки и яркие краски эмалей и полудрагоценных опалов.

Корабль, в частности галеон, так же был одним из любимых сюжетов в творчестве Эшби и мастеров Гильдии, во многом благодаря игре слов: «Craft of the Guild» («Гильдия ремесел» с англ.), craft на английском могло обозначать и ремесло и морское судно.

Подвеска в виде корабля, из экспонатов музея Виктории и Альберта
Подвеска в виде корабля, из экспонатов музея Виктории и Альберта
Подвеска в виде корабля, из экспонатов музея Виктории и Альберта
  • 7. Цепочка и кулон с павлином, 1902 г. — еще одна трансформация образа любимой птицы-символа на этот раз воплощенный в традиционных и так любимых мастерами модерна разноцветных эмалях. Общей стилистики не нарушают и вставки из полудрагоценной бирюзы — во многом это относительно простое, но очень изящное ювелирное украшение является одним из лучших образцов английского модерна.
Цепочка и кулон с павлином, из экспонатов музея Виктории и Альберта
Цепочка и кулон с павлином, из экспонатов музея Виктории и Альберта
Цепочка и кулон с павлином, из экспонатов музея Виктории и Альберта
  • 8. Брошь, 1903 г. И снова изображение корабля — на этот раз в виде подвески к увы не дошедшему до нас колье. Трансформация одних украшений в другие: подвесок и кулонов в броши и корсажные украшения и наоборот, - была обычной практикой в ювелирном мире задолго до воцарения прекрасного модерна. Подобная функция обеспечивала более широкое использование того или иного украшения, и в некотором роде способствовала его сохранению.

В этой броши опять применены традиционные для эпохи модерна материалы — разноцветные яркие эмали и полудрагоценные камни (снова бирюза), а также более типичное для Англии — серебро.

Брошь, из экспонатов музея Виктории и Альберта
Брошь, из экспонатов музея Виктории и Альберта
Брошь, из экспонатов музея Виктории и Альберта
  • 9. Брошь «Павлин», 1900 г. Последний павлин из творчества Эшби в данной подборке. Снова полудрагоценные камни, эмаль и серебро и снова — образ любимой птицы. Доподлинно известно, что на рубеже 19-20 веков по эскизам Эшби мастерами Гильдии было создано более дюжины украшений с павлинами.
Брошь "Павлин"
Брошь "Павлин"
Брошь "Павлин"
  • 10. Кулон, 1897 г. — своеобразная трансформация еще одной страсти Ч.Р. Эшби: искусства и культуры эпохи Возрождения.

Подобное увлечение было нетипичным для мастеров-последователей Уильяма Морриса, практически все они были прерафаэлитами — восхищались средневековым искусством донормандской эпохи, считая именно его исконно национальным для своей страны. Достижения же итальянских художников Возрождения были, по их мысли, чуждыми английской культуре.

Кулон, дизайн Ч.Р. Эшби
Кулон, дизайн Ч.Р. Эшби
Кулон, дизайн Ч.Р. Эшби

Однако Эшби наоборот был страстным поклонником мастеров Возрождения, настолько, что даже перевел для своих учеников трактаты Бенвенуто Челлини по ювелирному делу и скульптуре, надеясь узнать из них давно забытые техники доиндустриальной эпохи…

Однако, успехи и достижения средневековых мастеров оказались бессильны перед мощностью и равнодушием машинного производства. Эшби долго и упорно сопротивлялся быстрорастущей популярности унифицированных украшений Liberty, но в конечном итоге проиграл…

Произведения его мастеров-ремесленников были слишком дорогими для широких слоев населения, но не слишком роскошными и изысканными для представителей элиты, которые обеспечивали выживаемость причудливых и утонченных изделий ювелирного мира модерна.

В новой, активно наступавшей эпохе бурного капитализма, неугомонной и ненасытной жажде наживы и торжества рационализма уже не было места скромным ремесленникам, воспевавшим простую и изящную красоту. Мир прекрасного, который по мысли Уильяма Морриса должен был трансформировать человеческое общество в нечто лучшее и счастливое, в конечном итоге оказался еще одним миражом, пока еще недостижимой утопией...

Больше о шедевров английского модерна с кельтскими нотками можно увидеть здесь

По традиции сайт музея (раздел, посвященный модерну): https://www.vam.ac.uk/collections/art-nouveau

🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺

Интересные статьи канала: