🌺Осколки прекрасного модерна на берегах туманного Альбиона.

407 full reads
904 story viewsUnique page visitors
407 read the story to the endThat's 45% of the total page views
3 minutes — average reading time

Поскольку предыдущая статья была посвящена предыстории блистательного модерна и личности его отца-основателя — Уильяма Морриса, мне кажется вполне логичным немного задержаться на берегах туманного Альбиона.

Здесь наследие этого великолепного стиля лучше всего изучать на примере экспонатов, являющихся достоянием самой большой сокровищницы шедевров мирового декоративного искусства — музея Виктории и Альберта.

Немного истории.

Итак, сначала несколько слов о самом музее. В 1852 году в Лондоне по инициативе принца-консорта Альберта был создан Южный Кенсингтонский музей или музей Мануфактур, основной целью которого было коллекционирование лучших образцов мирового ремесленного и промышленного производства, для обучения английских мастеров, художников и декораторов.

К такому шагу принца подвигло разочарование от итогов международной выставки 1851 года, которая продемонстрировала глобальный упадок английского декоративного искусства в угоду промышленному производству.

Популярность нового музея (он был первым в истории музеем декоративного искусства), активно растущие коллекции (в 1879 году в его распоряжение были переданы экспонаты музея Индии Ост-Индской торговой компании) привели к тому, что в 1899 году для него было решено построить новое здание, первый камень в фундамент которого был заложен королевой Викторией.

И хотя королева изначально хотела дать обновленному музею иное название - «Музей Альберта», - после завершения строительства, в память о славных временах викторианской эпохи, название было переделано: «Музей Виктории и Альберта».

Сейчас это одна из самых больших коллекций предметов декоративно-прикладного искусства в мире, а применительно к эпохе средневековья — самая большая. Всего в музее насчитывается более двух миллионов экспонатов, охватывающих более 5000 лет истории человечества практически во всех уголках земли — следствие огромных колониальных владений.

Естественно, что и эпоха модерна нашла свое отражение в шедеврах этой богатейшей сокровищницы мирового значения. Их здесь столько, что материала хватит для написания нескольких очень масштабных научных работ.

Поэтому я предлагаю остановиться лишь на нескольких самых интересных. (естественно что это моя субъективная точка зрения, возможно для кого-то применительно к данной эпохе ценность будут представлять совсем другие экспонаты)

Осколки модерна...

1. Рене Лалик — модерн без шедевров этого ювелира немыслим даже в Англии, вобщем-то весьма негативно настроенной по отношению к легкомысленной соседке Франции.

Кулон, Рене Лалик, 1899, из экспонатов музея Виктории и Альберта
Кулон, Рене Лалик, 1899, из экспонатов музея Виктории и Альберта
Кулон, Рене Лалик, 1899, из экспонатов музея Виктории и Альберта

Однако популярность этого «короля ювелирного мира» не смотря на его французские корни на берегах туманного Альбиона, обусловлена одним простым фактом. Знаменитый Рене Лалик прежде, чем основал собственную фирму в Париже проходил в течении двух лет обучение в Англии, в художественной школе при Хрустальном дворце в Сиденхеме.

Это вполне резонно, учитывая, что именно Англия была родиной модерна, тех веяний и настроений, идей и фантазий, из которых позже выросло хрупкое и изящное дерево этого прекрасного художественного стиля.

В коллекции музея Виктории и Альберта хранится относительно немного шедевров Лалика — всего 63 экспоната, которые в большей степени иллюстрируют поздний этап творчества знаменитого француза, в частности — его стеклянные творения в стиле Арт-Деко.

Ваза, Рене Лалик, 1921, из экспонатов музея Виктории и Альберта

Но есть и несколько выдающихся образчиков ювелирного дела, которые при всей своей малочисленности тем не менее все-таки достаточно полно демонстрируют основные черты стиля Лалика.

Например: Диадема-гребень и корсажное украшение основным материалом которого является рог, стекло и эмаль (есть конечно и тонкие золотые стебли, и огненные опалы, но явно в меньшем количестве) — Рене Лалик первым поставил приоритет эстетической значимости над стоимостью материалов, из которых он изготавливал свои ювелирные шедевры.

Диадема и украшение для корсажа, Рене Лалик, 1903-1904, из экспонатов музея Виктории и Альберта

Или серебряная пряжка, единственным украшением которой являются тонкие, изящные и невероятно реалистичные металлические ирисы — любовь Рене Лалика к растительным природным мотивам общеизвестна.

Пряжка, Рене Лалик, 1897, из экспонатов музея Виктории и Альберта
Пряжка, Рене Лалик, 1897, из экспонатов музея Виктории и Альберта
Пряжка, Рене Лалик, 1897, из экспонатов музея Виктории и Альберта

2. Еще один выдающийся француз, которому нашлось место на просторах коллекций самого значимого английского музея — Луи Мажорель. Этот представитель знаменитой школы Нанси в отличии от Рене Лалика отметился практически во всех сферах декоративного искусства, начиная от мелких металлических деталей: решеток, дверных ручек, подставок для ламп и ваз, - и заканчивая дизайном целого дома — виллы Мажорель.

Но самую большую славу ему конечно принесли предметы мебели, к созданию которых он подходил в строгом соблюдении традиций модерна, рассматривая любой предмет декоративного искусства исключительно как единое художественное произведение.

Шкаф-кабинет "Купальщицы", Луи Мажорель, 1900, из экспонатов музея Виктории и Альберта
Шкаф-кабинет "Купальщицы", Луи Мажорель, 1900, из экспонатов музея Виктории и Альберта
Шкаф-кабинет "Купальщицы", Луи Мажорель, 1900, из экспонатов музея Виктории и Альберта

В этой связи особенно интересными кажутся такие экспонаты музея Виктории и Альберта, как два шкафа-кабинета, созданные Мажорелем для всемирной выставки 1900 года. Их дизайн одновременно разный и стилистически одинаковы.

Так, один шкаф «Купальщицы» выполнен с применением мозаичной техники, когда из отдельных кусочков древесины мастера создавали сложные узоры, используя разницу в расцветке различных пород дерева. Мажорель же пошел дальше: его орнамент — это полноценная картина, благодаря которой обычный предмет мебели превращается в целостное художественное произведение — самое яркое воплощение идеи основателя модерна Уильяма Морриса о единстве искусства и повседневной жизни.

Шкаф-кабинет, Луи Мажорель, 1900, из экспонатов музея Виктории и Альберта

Что касается второго шкафа, то здесь главным украшением служат изящные изгибы металлических растений, обрамляющих деревянный корпус подобно причудливой раме. Изделия из металла всегда были любимым элементом дизайна Луи Мажореля.

3. Для соблюдения баланса и справедливости ради стоит акцентировать внимание на мастерах Великобритании, творчество которых представлено в коллекции музея Виктории и Альберта эпохи модерна.

Естественно, что особенно значимым здесь является имя знаменитого шотландского мебельщика — Чарльза Ренни Макинтоша (1868-1928). Будучи представителем «группы четырех» и в большей степени архитектором, нежели декоратором, он создавал вещи, обладающие исключительной формой и дизайном даже в рамках такого изысканного стиля, как модерн.

Комплект мебели для чайных комнат миссис Крэнстон в Глазго, Ч.Р. Макинтош, 1907, из экспонатов музея Виктории и Альберта
Комплект мебели для чайных комнат миссис Крэнстон в Глазго, Ч.Р. Макинтош, 1907, из экспонатов музея Виктории и Альберта
Комплект мебели для чайных комнат миссис Крэнстон в Глазго, Ч.Р. Макинтош, 1907, из экспонатов музея Виктории и Альберта

В частности, мебель Макинтоша обладала некой геометричностью и простотой форм, порой совершенно аскетичной, абсолютно не свойственной сложной изысканности модерна.

Такая стилистика надолго поставила Макинтоша в оппозицию представителям классического модерна, свято соблюдающим заветы Уильяма Морриса, в первую очередь — природную естественность форм и расцветок как исходного материала, так и всего изделия в целом.

Один из шести стульев, созданных для чайных комнат миссис Крэнстон в Глазго, Ч.Р. Макинтош, 1907, из экспонатов музея Виктории и Альберта
Один из шести стульев, созданных для чайных комнат миссис Крэнстон в Глазго, Ч.Р. Макинтош, 1907, из экспонатов музея Виктории и Альберта
Один из шести стульев, созданных для чайных комнат миссис Крэнстон в Глазго, Ч.Р. Макинтош, 1907, из экспонатов музея Виктории и Альберта

Однако без изделий Ренни Макинтоша общая панорама модерна будет неполной, равно как и без представителей австрийского Сецессиона — да их шедевры были не так экзотичны и причудливы как творения их французских и бельгийских коллег, но не смотря на это они обладали какой-то внутренней утонченностью, некой строгой красотой, и глубокой символичностью, которая в любом виде всегда была неотъемлемой чертой модерна.

4. Еще один известный англичанин, без творчества которого немыслим модерн — Уильям Френд де Морган (1839-1917). Этот художник был последователем Уильяма Морриса, с которым в первые годы активно сотрудничал в сфере дизайна керамики и плитки.

В частности, им был вновь «открыт» для широкого производства метод люстр — глазурь с металлическим обжигом. Помимо этого он также экспериментировал и с другими техниками изготовления керамики и фаянса, создавал многочисленные очень яркие и красочные изделия , наполненные сложными растительными узорами и причудливыми созданиями.

Ваза, У.Морган, 1888, из экспонатов музея Виктории и Альберта

Однако, этот разноцветный мир, с едва заметными нотками восточных мотивов не снискал широкой популярности в рядах английских потребителей: в 1907 году Морган был вынужден закрыть свою фабрику по производству керамики, переквалифицировавшись во вполне успешного писателя.

Что же касается его хрупких шедевров, то благодаря своей яркости и исключительности они оказались навсегда вписанными в историю самого прекрасного стиля, хотя и получили мировое признание уже после его смерти…

4. Наконец в заключении стоит отметить один исключительный экспонат — ювелирное украшение для волос Филиппа Вольферса (1858-1929) в виде изящной и невероятно прекрасной орхидеи.

Этот бельгийский ювелир в годы модерна был не менее популярен нежели знаменитый Рене Лалик. Его изделия столь же уникальны, чувственны и пронизаны таким же глубоким символизмом, таким же восхищением природными формами и узорами, как и шедевры великого француза.

Правда фирма Вольферса была официальным поставщиком королевского дворца, а поэтому была вынуждена придерживаться некой консервативности. В частности — избегать совсем уж провокационных сюжетов в виде обнаженных лесных нимф, змей и жуков, хотя некоторые из них все-таки проникали в ювелирные мир Вольферса, правда в очень сдержанных формах.

Украшение для волос, рубины, бриллианты, золото, эмаль lique-à-jour, Ф.Вольферс, 1905-1907, из экспонатов музея Виктории и Альберта
Украшение для волос, рубины, бриллианты, золото, эмаль lique-à-jour, Ф.Вольферс, 1905-1907, из экспонатов музея Виктории и Альберта
Украшение для волос, рубины, бриллианты, золото, эмаль lique-à-jour, Ф.Вольферс, 1905-1907, из экспонатов музея Виктории и Альберта

А еще Вольферс сохранял верность исконно ювелирным материалам, особенно — бриллиантам и серебру. Даже для изготовления эмали он использовал совершенно особую технику — plique-à-jour, т. е. «пропускающую дневной свет».

Такая эмаль не имела стенки основы, была полупрозрачной и технически очень сложной в изготовлении, но зато позволяла сохранить ювелирный блеск изделия и придать ему исключительную форму и дизайн.

Конечно, творческими достижениями этих выдающихся мастеров коллекции музея Виктории и Альберта применительно к эпохи модерн отнюдь не исчерпываются. Здесь есть и шедевры Эмиля Галле, и Тифани и Йозефа Хофмана, и многих-многих других.

Рассмотреть их творчество в рамках одной статьи просто невозможно, но даже те немногие шедевры, о которых шла речь выше, дают полное и всестороннее представление как об эпохе модерна, так и о масштабах коллекции самого известного английского музея.

Больше о шедевров английского модерна с кельтскими нотками можно увидеть здесь

По традиции сайт музея (раздел, посвященный модерну): https://www.vam.ac.uk/collections/art-nouveau

🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺

Интересные статьи канала: