🌺Путешествие online: музей Рене Лалика как способ прикоснуться к красоте

Знаете что стало для меня самым большим разочарованием в моей поездке во Францию — моя неспособность быстро принимать решения и менять планы. А всего-то и требовалось — уточнить где находится музей лучшего ювелира в истории.

Но нет же, оглушенная великолепием коллекций музея декоративного искусства, Лувра, околдованная аурой весеннего Страсбурга и величественной готикой Руана, я упустила главное — не смогла прикоснуться к хрупким шедеврам Рене Лалика. А между тем, его музей находился всего в получасе езды от Страсбурга, где я провела целый день…

Рене Лалик, подвеска со стрекозами, из экспонатов музея Лалик
Рене Лалик, подвеска со стрекозами, из экспонатов музея Лалик
Рене Лалик, подвеска со стрекозами, из экспонатов музея Лалик

Рене Лалик (1860-1945) — каждый кто, хоть немного знаком с миром ювелирных украшений, или со стилем модерн, слышал о гении этого выдающегося дизайнера. Собственно, если говорить на чистоту, до Лалика дизайнеров в мире украшений не было, были просто ювелиры — представители ремесленного производства, достигшие правда невероятных высот на пути к прекрасному.

Что и не удивительно, учитывая какие «материалы» использовались в этом ремесле: бриллианты, золото, серебро, драгоценные камни — все, что так или иначе могло символизировать роскошь и богатство.

И вот в одночасье ювелирный мир изменился: в 1885 году в Париже открылась ювелирная мастерская Рене Лалика — прекрасный мир бабочек, стрекоз, фей, вакханок, растений и цветов.

Рене Лалик, гребень "Фиалки", 1901-1903, из экспонатов музея Лалик
Рене Лалик, гребень "Фиалки", 1901-1903, из экспонатов музея Лалик
Рене Лалик, гребень "Фиалки", 1901-1903, из экспонатов музея Лалик

Правда материалы, которые использовались молодым ювелиром (Лалику на тот момент еще не исполнилось и 25 лет) вызывали у его коллег лишь улыбку и сочувствие: эмаль, перламутр, дешевые полудрагоценные камни, слоновая кость, черепаховый панцирь, а иногда и вовсе обычное стекло, - ни один уважающий себя ювелир никогда не пошел бы на такое.

Но, как оказалось, все они мыслили старыми стандартными представлениями, уравнивая понятия роскоши и прекрасного. Рене Лалик же был человеком новой эпохи в мире искусства — эпохи, когда творческий замысел, идея шедевра стала намного важнее ценности материалов, используемых для его создания. Иначе говоря, он стал первым дизайнером, а потому и творчество его — нечто совершенно особенное…

Рене Лалик, Кольцо "Портрет женщины и лилии", 1898-1902гг., стекло, эмаль, искусственная слоновая кость, из экспонатов музея Лалик
Рене Лалик, Кольцо "Портрет женщины и лилии", 1898-1902гг., стекло, эмаль, искусственная слоновая кость, из экспонатов музея Лалик
Рене Лалик, Кольцо "Портрет женщины и лилии", 1898-1902гг., стекло, эмаль, искусственная слоновая кость, из экспонатов музея Лалик

В чем же заключались основные, ключевые черты шедевров Лалика — давайте попробуем разобраться вместе с помощью сайта музея фирмы Лалик.

  • 1. Все сюжеты в его творчестве так или иначе были связаны с тремя «F»: femmes, flore, faune - «женщины, флора, фауна».

Неважно в каком качестве представала каждая из этих магических F: в виде изысканных цветов или причудливых хитросплетений стеблей и листьев, в виде тоненькой прозрачной фигурки античной нимфы или стрекозы, крылья которой переливались разноцветным блеском эмалей и перламутра - в любом случае она так или иначе проскальзывал, пусть даже как легкий, едва уловимый мотив…

Рене Лалик, подвеска с изображением женщины-стрекозы, 1898-1900, из экспонатов музея Лалик
Рене Лалик, подвеска с изображением женщины-стрекозы, 1898-1900, из экспонатов музея Лалик
Рене Лалик, подвеска с изображением женщины-стрекозы, 1898-1900, из экспонатов музея Лалик

Конечно, эти символы были типичны для модерна в целом и отличали творчество практически каждого художника той поры, но в таком качестве и количестве как у Лалика их не было нигде.

Так, большинство его коллег искали вдохновение в изысканных формах загадочных орхидей, изящных ирисов или роскошных роз, Лалик же предпочитал чертополох, боярышник и плющ.

Рене Лалик, колье-чокер"Боярышник", 1902-1904, золото, эмаль, жемчуг, из экспонатов музея Лалик

Эти грубые, неказистые растения в его шедеврах представали в совершенно новом виде: наделенные магическим светом полудрагоценных камней, солнечным блеском позолоты, - они превращались в нечто сказочное, непостижимое, поистине прекрасное….

Лалик с помощью своего творчества словно пытался показать, что у творений природы не может быть плохих форм и неудачных созданий — она в любом состоянии красива.

Не случайно, что самым любимым у Лалика был нежный цветок ландыша — тонкий, изящный, обладающий невероятно притягательным ароматом, он как нельзя лучше символизировал творчество знаменитого художника: скромную, едва уловимую красоту. Научиться видеть ее, понимать и главное воплощать, - вот что он считал своим призванием, своей целью.

Рене Лалик, браслет "Ландыш", 1895-1900, серебро, эмаль, золото, опал, из экспонатов музея Лалик
Рене Лалик, браслет "Ландыш", 1895-1900, серебро, эмаль, золото, опал, из экспонатов музея Лалик
Рене Лалик, браслет "Ландыш", 1895-1900, серебро, эмаль, золото, опал, из экспонатов музея Лалик
  • 2. Эта особенность является логическим продолжением первой: Рене Лалик — это модерн во всех его проявлениях и вариациях.

Плавные изгибы линий, причудливое смешение стилей предыдущих эпох, подражание природе, стремление передать ее красоту всеми доступными способами.

Именно из-за этого Лалик одним из первых стал использовать такие странные для ювелирного дела материалы: ведь природа переменчива и капризна, а значит и передать ее характер можно только с помощью очень пластичных, гибких и мягких материалов, обладающих к тому же всеми возможными цветами и оттенками

Рене Лалик, подвеска "Четыре стрекозы", 1903-1905, из экспонатов музея Лалик
Рене Лалик, подвеска "Четыре стрекозы", 1903-1905, из экспонатов музея Лалик
Рене Лалик, подвеска "Четыре стрекозы", 1903-1905, из экспонатов музея Лалик

В сочетании с присущим всему направлению модерна глубоким символизмом, подобные качества привели к тому, что для Лалика, как для любого художника той поры сюжет, замысел его украшений стал важнее роскоши и декоративности. А подобная характеристика, как мы знаем, больше присуща дизайнерам и деятелям современного искусства, нежели простым ремесленникам-ювелирам, основной девиз которых: «дорого-богато».

  • 3. Главная: в большинстве своем шедевры Рене Лалика — это не ювелирные украшения и изысканные драгоценности, которые принесли ему славу и признание, а хрупкие декоративные изделия из стекла. Именно стеклянному миру этот гениальный художник модерна посвятил более 40 лет из своей 60-летней творческой карьеры.
Рене Лалик, фигурки кошек, 1932, стекло, из экспонатов музея Лалик

Причина была банальна: в процессе творчества Рене Лалик перепробовал массу материалов, разные техники обработки, но так и не смог воплотить одно из самых обыденных явлений в мире природы — легкость, изменчивость и красоту облаков.

И только благодаря стеклу, его способности принимать совершенно разные формы, плавно перетекающие из одной в другую, все грани цветового спектра и все состояния вещества подобно воде, Рене Лалик смог воплотить все свои самые смелые идеи и замыслы.

Рене Лалик, флаконы для духов, 1920-егг., из экспонатов музея Лалик

Неудивительно, что этот в сущности обычный материал стал самой большой страстью в творчестве знаменитого мастера. И во многом благодаря ей фирма Лалик не только существует по сей день, выпуская изысканные стеклянные шедевры, но и сохраняет наследие знаменитого художника для будущих поколений.

Именно на стекольном заводе Рене Лалика в Вагезах, приобретенном им вскоре после окончания первой мировой войны, сейчас находится его основной музей, обладающий одной из самых больших коллекций произведений не только самого Лалика, но и его талантливых потомков (семейное дело, основанное им, процветает до сих пор).

Музей.

Сейчас этот музей — центр притяжения не только для всех поклонников творчества великого художника и его прекрасной эпохи, но и для дизайнеров-неофитов, искусствоведов-исследователей и просто всех тех, кто хочет увидеть нечто прекрасное.

Конечно, здесь есть ювелирные изделия Лалика, но их немного, поскольку большая часть осела в частных руках — увлечение его творчеством не знало границ, ему заказывали украшения актрисы, дамы полусвета, аристократки, представительницы богемы и даже русская императрица.

Рене Лалик, подвеска "Осы и сливы", 1904г., из экспонатов музея Лалик
Рене Лалик, подвеска "Осы и сливы", 1904г., из экспонатов музея Лалик
Рене Лалик, подвеска "Осы и сливы", 1904г., из экспонатов музея Лалик

А когда он внезапно ушел из ювелирного дела в мир стеклянного дизайна, те из его шедевров, которые все эти дамы успели приобрести, в дополнение к изначальной стоимости автоматически попали в разряд драгоценностей эксклюзивных, превратившись в семейное достояние, с которым никто не спешил (и не спешит сейчас) расставаться.

Основа же экспозиции музея — коллекции стеклянных шедевров, чрезвычайно обширные и многоликие, иллюстрирующие все грани творчества великого мастера, начиная с его встречи с Франсуа Коти и создания первых уникальных флаконов для духов, и заканчивая люстрами, лампами и целыми стеклянными панно.

Рене Лалик, ночник "Два павлина", стекло, 1920г., из экспонатов музея Лалик

Большая часть из них сделана уже в стиле Ар-Деко — последнем ярко выраженном художественном стиле в истории декоративного искусства: пластичность стекла позволила Лалику с одинаковым мастерством воплотить не только свои замыслы, но и такие разные устремления двух совершенно противоположных направлений.

Рене Лалик, лампа "Колосья пшеницы", 1919г., из экспонатов музея Лалик

Однако самая ценная, на мой взгляд, экспозиция — наброски и эскизы дизайнера, позволяющие увидеть сам момент рождения идеи, замысла того или иного шедевра, проследить его эволюцию.

Ничто другое не иллюстрирует масштаб гениальности Лалика, особенности его личности с такой точностью как эти скромные карандашные рисунки на листах пожелтевшей бумаги…Увидеть произведения Лалика пусть и единичные можно в разных музеях, а вот оценить силу его фантазии - только здесь.

Рене Лалик, предварительный эскиз-набросок для колье-чокера "Скарабеи", из экспонатов музея Лалик

Как ни парадоксально, но обладая такой уникальной коллекцией, музей Рене Лалика, в отличии например от своих английских собратьев или наших — отечественных, не пытается скрыть свои шедевры или ограничить к ним доступ на электронном пространстве.

Наоборот, даже поощряет знакомство с коллекциями online, создавая обзоры на самые интересные произведения и экспозиции. Каждый из таких обзоров снабжен прекрасной галереей с изображениями высочайшего качества.

Рене Лалик, эксклюзивный флакон для ароматаRoses d'Orsay Лалик, 1914, из экспонатов музея Лалик

Конечно, это только маленькая толика того, что экспонируется в залах музея или хранится в его запасниках. Но, во-первых, она постоянно пополняется, а во-вторых, даже при столь ограниченном объеме иллюстрирует полную ретроспективу всего творчества дизайнера, всю его многогранность и изменчивость. А еще — позволяет каждому прикоснуться к миру хрупкой, изящной красоты совершенно бесплатно.

Ведь, как говорил сам Рене Лалик: «Стремление к красоте лучше чем демонстрация роскоши» - девиз, прекрасной эпохи, совершенно недостижимый в российских реалиях...

Всех желающих познакомиться с историей творчества и личностью этого знаменитого ювелира приглашаю на мой сайт: http://artdecoratif.ru/rene-lalik-sozdatel-hrupkoj-krasoty/.

А еще на канале можно прочитать статью о ювелире, который был вторым после Рене Лалика в эпоху модерна. Или пройти тест на знание техники двух лучших ювелиров эпохи модерна.

Сайт музея Рене Лалика во Франции: https://www.musee-lalique.com/en

🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺

Первая часть цикла виртуальных путешествий - Музе моды города Парижа;

Вторая часть цикла - Музей Клюни, музей Средневековья;

Третья часть цикла - Модерн школы Нанси.