Блог
158 subscribers

Здесь деньги

Путеводитель ПОШ по паркам впечатлений для инвесторов и девелоперов. Эта глава про тематические парки с аттракционами, самый денежный сегмент.

Тематические парки впечатлений с аттракционами являются самыми посещаемыми в мире.

Theme Index and Museum Index 2018
Theme Index and Museum Index 2018

В 2018 году 25 крупнейших парков впечатлений посетило более 250 млн человек. Вот как менялась посещаемость топ-25 парков с 2010 года:

Theme Index and Museum Index 2018
Theme Index and Museum Index 2018

Программа парка состоит из трех элементов

  1. Тематизация или глубокое погружение в историю бренда.
  2. Аттракционы на открытом воздухе и закрытых помещениях.
  3. Шоу.

Соотношение этих трех элементов определяет финансовую модель парка и размер целевой аудитории.

Факторы успеха

Кроме локации и транспортной доступности, к основным факторам успеха относятся:

  • Бренд и герои, которые покрывают широкий спектр целевых аудиторий. По этой причине лидирует Disney, у которого есть бренды и герои для каждой целевой аудитории.
  • Доступ к международным технологиям. Крупные корпорации редко делятся своими технологиями без подписания дорогого лицензионного соглашения, поэтому девелоперам приходится либо заключать лицензионные соглашения, либо покупать людей с опытом. Худший сценарий ー когда девелопер начинает самостоятельно "изобретать велосипед".
  • Сбалансированная программа. Сложнейшая задача найти свой баланс между брендами и тематизацией, аттракционами и шоу, разбить на очереди, не переборщить с торговлей, сформировать целевой поток лояльных клиентов и так далее.
  • Адаптивность. Аттракционы, материалы и сценарии быстро устаревают. Disney тратит миллиарды долларов на реконструкцию своих парков. Необходимо заранее предусмотреть простые решения по замене устаревших элементов.

Главная ошибка девелоперов

Главная ошибка, которая тянет за собой все остальные ошибки ー экономия на создании своего центра компетенции. Если посмотреть отчетность публичных операторов тематических парков, то затраты на планирование и проектирование парков составляют от 5% до 10% от общего бюджета инвестиций.

Девелоперы, которые создают свой первый парк, как правило стремятся потратить на свой центр компетенции не более 1%; они думаю, что нет ничего сложного создать парк на международном уровне. Это ошибка тянет за собой все последующие ошибки с завышением доходной части проекта, занижением капитальных и операционных затрат, ошибки с подбором аттракционов, созданием контента, рекламой и так далее.

Поэтому главный совет девелоперам ー хотите построить окупаемый и долгосрочно устойчивый тематический парк, будьте готовы инвестировать в свой центр компетенции, планирование и проектирование около 10%.

Второй совет ー сами, без семьи, посетите парки в США, Европе, Китае, Японии и Южной Корее. Такой тур займет 3 недели, в итоге вы почувствуете особенности и закономерности парков. Если вы этого не сделаете, вы не сможете корректно оценить предложения от своих специалистов и подрядчиков, будете затягивать, сокращать или просто блокировать необходимые решения. Закончится карантин, покупайте билеты и вперед.

Доходность

Только не пугайтесь, но многие парки впечатлений убыточны. Диснейлэнд в Париже до сих пор убыточен, слишком большая территория у парка, которая тянет вниз операционную экономику. Часто крупные парки субсидируются государственными структурами, так как создание парка положительно влияет на социально-экономическую ситуацию в регионе.

Хорошая новость ー большинство парков прибыльны. Позднее мы опубликуем подробный обзор финансовых показателей парков из каждой категории.

Здесь деньги
Бизнес-модель

У каждого оператора своя структура выручки, которая зависит от стратегии. Есть парки, у которых выручка от билетов составляет 30%, у других 60%.

  • Входные билеты
  • Продажа сувениров
  • Питание
  • Размещение в отелях
  • Дополнительные услуги
  • Девелопмент других видов недвижимости рядом с парком

Категории парков

Парки с аттракционами делятся на 3 категории в зависимости от масштаба:

  1. Глобальные
  2. Региональные
  3. Локальные

Глобальный тематический парк

Эти парки еще называют мегапарками. Инвестиции в них начинаются от $1 млрд. Целевая посещаемость до безубыточности начинается от 3 миллиона в год. В эти парки туристы приезжают с разных уголков мира.

Walt Disney

Абсолютным лидером в этой категории является компания Walt Disney Attractions ー 8 из 10 самых популярных парков в мире работают под брендом Disney.

Парки Disney ー это тематическая среда с широким спектром мультимедиа и брендов, включая Pixar, Star Wars и Marvel. Поездки и развлечения ориентированы на семейный отдых, а не на острые ощущения. Характерной чертой парков Disney является высокая доля доходов от вспомогательных сегментов (сувениры, питание), которые иногда превышают доходы от продажи билетов.

Высокая посещаемость парков обусловлена популярностью героев из мультиков и фильмов, а также широким покрытием целевых аудиторий от маленький детей до взрослых. В Disney есть один-два бренда почти для каждого сегмента аудитории.

Как правило, открытие парка Disney оценивается в несколько миллиардов долларов. Например, новый парк в Гонконге оценивается в $4.2 млрд. Значительную часть инвестиций покрывают государственные субсидии.

Перспективы в России. Учитывая размер инвестиций и требуемые субсидии для окупаемости, мы считаем, что шансы на открытие парка Disney в России близки к нулю.

Universal Studios

4 из 20 самых популярных парков в мире работают под брендом Universal. Самый популярный парк Universal находится в Японии в Осаке ー в 2018 году 14.3 млн посетителей купили билеты в этот парк; на 4.3% меньше, чем в 2017 году.

Впечатления в парках Universal Studios основаны на различных мультимедиа эффектах с акцентом на поездках в закрытых помещениях и шоу. По-сути, создается кинематографического погружение, не имеющий аналогов в других парках по всему миру.

Перспективы в России. В 2016 году сообщалось о намерении бизнесмена Гуцериева открыть парк Universal в Москве. В 2017 году сообщили о переезде парка в Новую Москву. В 2020 году Universal сообщил о выходе из проекта. С учетом реалий 2020 года, мы не ожидаем скорого открытия парка Universal в России.

Можно ли сделать мегапарк без Disney и Universal?

Можно. 8 из 25 самых популярных парков работают под другими брендами. В Европе 5 из 7 крупнейших парков работают под собственными брендами.

В последнее время независимые мегапарки открываются в основном в Юго-Восточной Азии. Самый популярный из независимых парков, Chimelong, занимает 10 место и находится в Китае.

Здесь деньги

Можно ли создать мегапарк без Disney и Universal в России?

Теоретически, такое может получиться у трех игроков.

  • Минобороны с парком “Патриот”, военно-патриотической тематикой и серьезными финансовыми ресурсами. Тема войны и мира неисчерпаема. Некоторые аттракционы могут стать уникальными на мировом уровне, что притянет туристов со всего мира.
  • Госбанк, которому необходимо капитализировать земельный банк на своем балансе. Большими земельными банками рядом с Москвой владеют ВТБ (Домодедово) и Траст (Новая Москва). Мы считаем, что аппетит появится в ВТБ, которые профинансировали “Остров мечты”.
  • Правительство Москвы, которому принадлежит ВДНХ. Считается, что ВДНХ был первым тематическим парком в мире. И хотя сегодня ВДНХ превратилось в городской парк без стройной программы впечатлений, мы считаем, что рано или поздно ВДНХ вновь станет одним из главных тематических парков мира, ради которого туристы будут приезжать из самых дальних стран.

Где главный риск. Открытие мегапарка в первую очередь связано с производством контента, брендов и шоу, и только потом со строительством и финансированием. Сегодня в России нет опыта создания качественного контента для тематических парков, так как такими задачами не занимались 40 лет.

Зато у нас существует собственная кинематографическая школа, потенциально способная решить задачу. Главное не копировать слепо успешные аналоги, и не экономить на контенте ー это доказал опыт первых китайских парков.

Региональный тематический парк

Это тематические парки, которые не являются крупнейшими в мире, но входят в число крупнейших в своем регионе. Как правило, эти парки слабо известны за пределами своих стран. Иногда эти парки представляют собой гибрид парка развлечений и аквапарка. Инвестиции в эти парки составляют несколько сотен миллионов долларов.

К этой категории можно отнести:

  • Большинство европейских парков: Legoland, французские и немецкие парки.
  • Парки с аттракционами в закрытых помещениях. Например, Futuroscope во Франции, китайские сети Fantawild и Movie Wonderland.
  • Парки аттракционов под открытым небом, смесь аттракционов и игр без глубокой тематизации и шоу. Среди крупных игроков: компании Six Flags и китайские Cedar Fair и Happy Valley.
  • Российские парки "Диво-остров" (Санкт-Петербург) и "Сочи-парк".

Российский рынок. К этой категории мы относим парк “Остров мечты” с инвестициями около $700 млн. Уже видно, что из “Острова мечты” не получится мегапарк, зато может случится региональный парк. В худшем случае получится торговый центр с аттракционами.

В эту же категорию может попасть "Парк будущего" на ВДНХ, который по госконтракту за 11 млрд должна построить группа "Ташир". Скоро узнаем, можно ли создать привлекательный парк впечатлений а) за 11 млрд б) по госконтракту.

Нужен ли в Москве второй региональный парк развлечения?

На московском рынке есть место для 2-3 региональных парков. Как показывает международная практика, кластер из нескольких парков только увеличивает популярность каждого парка в отдельности; посетив один парк, детям и родителям хочется посетить второй для сравнения.

Скорее всего, именно региональный парк получится в “Патриоте”. Вместе с парком "Остров мечты" и "Парком будущего на ВДНХ" получится три парка. Возможно к ним добавятся парки от “Киевской площади” и Гуцериева.

Локальный тематический парк

Локальные парки сохраняет большинство элементов больших тематических парков: аттракционы, тематизацию, шоу, выставки и другие развлечения. Однако в этих парках меньше тематизации и шоу, баланс смещен в сторону аттракционов и активного отдыха. Типичный пример Lotte World в Корее или Trans Studio в Индонезии. Примерные инвестиции в такой парк находятся в диапазоне $150-200 млн.

Примерная программа парка

  • Детский парк вроде Kidzania
  • Семейные развлечения
  • Батут с трамплином
  • Квесты с лабиринтами
  • Картинг
  • Лазерные соревнования
  • Воздушная труба
  • Боулинг
  • Мини-гольф
  • VR и многое другое.

Российский рынок. В России уже есть немало локальных парков развлечений. Свой парк аттракционов есть практически во всех городах-миллионниках, однако их качество вызывает много вопросов.

Перспективы в России. Мы считаем, что сегмент локальных парков развлечений в России должен развиваться в сторону глубокой модернизации существующих объектов.

Путеводитель ПОШ по паркам впечатлений для инвесторов

В течение мая ПОШ опубликует обзоры по каждому типу парков. Подписывайтесь на наш канал в Дзене или Фэйсбук.