Паззлы безответной жизни

13 November

Вы давно задумывались о том, как и зачем мы живем? Нет, не «мы» вообще, а именно вы? (В конце концов, какое нам дело до перипетий чужой жизни?) Очередное ужесточение ограничений – не худшее время остановиться и подумать об этом. Тем более, что для этого есть повод.

Буквально за несколько дней до того, как страна во второй раз плавно вошла в локдаун, РО МОО «Равные возможности» и Интегрированный театр-студия «Круг II» запустили новый онлайн-проект. При поддержке проекта Департамента труда и социальной защиты населения «Москва – добрый город» они организовали онлайн-показ 5 спектаклей театра-студии «Круг II» и 2 онлайн-обсуждения с участием создателей постановок и экспертов. Первое состоялось 12 ноября, второе намечено на 16 ноября.

Я слежу за творчеством этого театра уже несколько лет, а потому решила в очередной раз окунуться в его парадоксальную атмосферу. (Чего-чего, а озадачить зрителя худрук театра Андрей Афонин умеет!) Тем более – что среди выложенных спектаклей оказались и те, которые я не видела.

Сцена из спектакля "Отдаленная близость"
Сцена из спектакля "Отдаленная близость"

Начала с самого для меня «вкусного» – постановки «Отдалённая близость». Режиссёры Герд Хартман (Германия) и Андрей Афонин (Россия) выпустили этот спектакль в 2013 году. А в 2014-м он получил премию «Золотая маска» в номинации «Эксперимент». Про этот спектакль я слышала немало: и то, что в нем использованы тексты, написанные людьми с аутизмом, и то, что он несколько сезонов шел в программе московского репертуарного театра. И, честно говоря, немного боялась разочарования. Не секрет, что испытание видеозаписью, которую ты смотришь дома и, значит, можешь в любой момент встать и уйти, выдерживают только самые сильные постановки.

Поэтому очень обрадовалась, когда почувствовала, что «Отдалённая близость», что называется, пошла. Причем – с самых первых минут, когда на авансцену вышла хрупкая девушка в белом воздушном платьице (Марина Козлова) и, волнуясь, попыталась ответить на тот самый вопрос о смысле жизни. «Я не знаю ответа, – признается она, – но продолжаю жить этой безответной жизнью…»

Эту странную, но по-своему точную фразу подхватывают голоса за ширмой. Потом на сцене одна за другой появляются три пары, которые языком пластических миниатюр начинают рассказывать историю своих взаимоотношений… Для себя я определила их суть словами «Дружба», «Любовь» и «Соперничество». Однако на прошедшем 12 ноября обсуждении выяснилось, что мнения зрителей на этот счет расходятся довольно сильно.

Несомненно было одно – жизнь на сцене, что называется, била ключом. Помимо трех пар, в действии участвовало еще два человека в белом (у остальных артистов костюмы цветные) – Марина Козлова и Станислав Большаков. Они казались чем-то вроде распорядителей, передвигающих декорации и изредка подсказывающих другим их мизансцены. Или – людьми, еще не нашедшими себя в этом сложном мире. А три пары «тянули» каждая свою нить, в которой пластические сценки перемежались диалогами. Вначале казавшиеся совершенно независимыми друг от друга, они постепенно складывались в общую картину бытия, в которой есть место и наивной гармонии детства, и эмоциональным перепадам чувства, и бескомпромиссной жажде познания. А еще они по очереди что-то делали за кухонным столом. К середине спектакля становится ясно, что они варят суп. Варят по-настоящему, на электроплитке.

А в конце...

Впрочем, не буду пересказывать, что будет в конце. Посмотрите сами – запись выложена на Ютубе. https://youtu.be/DM9oYQLae_k

Там же можно посмотреть и другие спектакли:

«Школа навыворот», режиссёры Андрей Афонин, Андрей Климак (Россия).

«Родина», авторы концепции и режиссёры-постановщики Андрей Афонин (Россия) и Стаматис Эфстатиу (Греция).

«За ритмом», авторы идеи и создатели сценического и музыкального материала: Андрей Афонин, Алексей Плюснин, Елена Осипова, Иван Афонин (Россия).

«Мистерия льда», автор идеи, режиссёр, хореограф Андрей Афонин, хореограф Татьяна Коновалова (Россия).

А здесь – моя рецензия на один из последних спектаклей «Круга II», «За голосом»:

И – приходите на второе обсуждение спектаклей, которое состоится 16 ноября в 14.00 на платформе Zoom. Зарегистрироваться можно здесь: https://studio-kroog2.timepad.ru/event/1473411/

И напоследок – маленькая цитата из диалогов спектакля «Отдаленная близость»:

«Я есть отражение страхов и внутренних переживаний нормальных людей. Разница лишь в том, что у меня – обостренное восприятие реальности, состояние, которое выражается в виде психозов, безумных переживаний самоопределения себя в системе семьи, общества и государства. И тогда я ухожу из реальности в параллельную реальность…»