Найти тему
Охота нищеброда

Читаю популярный роман "Вонгозеро": настоящий ужас там не в апокалипсисе

Сегодня будет необычный для канала текст. У Нищеброда пригорело!

О дилогии раскрученного сетевого автора Яны Вагнер "Вонгозеро" я узнал еще во Времена До Всего Этого. Помню, что начинал читать, забыл, почему бросил. Потом был сериал Эпидемия, от которого меня бомбило, как немцы - Сталинград. Но тогда я списал происходящее на модные тенденции кино-индустрии и предположил, что в авторском тексте акценты были расставлены иначе. И вот, наконец, движимый самоизоляцией, я уже осознанно попытался второй раз продраться через фекалии к звездам сквозь авторскую логику.

Это не кризис. Это ***дец!
Это не кризис. Это ***дец!

Сразу хочу заявить: это действительно очень тяжелая и гнетущая книга. Каждая страница - это безысходность, обмазанная глазурью из безысходности, и с начинкой из безысходности внутри. Но проблема там вовсе не в апокалипсисе!

Повествование ведется от лица женщины, которая в составе малой группы (две семейные пары и приблудившиеся разнокалиберные родственники) бежит из охваченной эпидемией Москвы. И в фокусе внимания автора (_ки?) находятся не проблемы выживания коллектива, вопросы оскотинивания человеческой натуры, кризис цивилизации или что еще обычно принято живописать в подобных случаях. Акцент сделан только и исключительно на женских ***достраданиях и способах обретения статуса альфа-самки.

В книжках про постапокалипсис цинизма всегда хватало. Начиная с Кинговской Темной башни и заканчивая относительно современными Мародером и Крысиной башней же.

Ахмет, Крыс, Роланд - известные все лица...
Ахмет, Крыс, Роланд - известные все лица...

Однако цинизм этот всегда подчинялся некоей общей идее. Ахметка-мародер одержим инстинктом выживания, хотя и ненавидит себя, раз за разом делая выбор в сторону шкурных интересов в ущерб людской взаимопомощи. Крыс взрослеет и адаптируется в реалиях Нового Мира, про Роланда вы и сами знаете. В Вонгозере на это нет и намека. У героини есть только простое: "хочу здесь и сейчас потому что... хочу!".

Я понимаю, что тема войны полов сейчас в тренде, и куда ее не запихай - получишь резонанс. Однако в такой обертке это дает забавные результаты. К примеру, Леонид, муж "третьей жены", который явно задумывался как антигерой, волею автора гораздо чаще демонстрирует адекватное окружающей ситуации поведение. Когда благоверная закатывает ему истерику на тему: "зачем все ЭТО, мы все умрем", Леня попросту окунает ее в сугроб и умывает снегом. "Все? Успокоилась? Садись в машину, поехали".

ГлавГероиня перманентно неудовлетворена своим положением и возможностями и регулярно транслирует это в окружающий мир. ЭТО - ее стандартное состояние. Более того, когда бывшая жена мужа ГГ, прописанная как классическая "страшная подружка" устраивает нервные срывы, истерики, то автор вербализирует нам внутренний монолог героини: "Хорошо, что я сдержалась. Хорошо, что он (муж) не понял, что Я ТАКАЯ ЖЕ".

Третья "жена" в группе, по мере сил, тоже подбрасывает на вентилятор, автор просто не выдает ей достаточно экранного времени для полного раскрытия.

Кадр из сериала Эпидемия. Вот как выглядит "помеха справа" в 90% конфликтных ситуаций в книге
Кадр из сериала Эпидемия. Вот как выглядит "помеха справа" в 90% конфликтных ситуаций в книге

Можно было бы сказать, что автор показывает, как меняется личность, когда вокруг рушится мир, как примитивные инстинкты берут верх над социальными нормами... но нет. Это не слом личностей женских персонажей, это наоборот их имманентные свойства. Всех трех. Дам, которым абсолютно по Фаренгейту, где и как вожак стаи найдет им сегодня еду и кров, насколько ему это вообще тяжело.

"Немедленно подтверди зримо и наглядно, что именно я - твоя любимая жена, а не та стерва! Тр**ни меня на втором этаже, пусть эта сучка внизу все слышит!".

Да, соития и упоминания о них в книге присутствуют. Вот только освещаются тоже весьма специфически. "Знаешь, почему он к тебе ушел?" - спрашивает героиню бывшая жена. "Потому что после рождения ребенка я ему не давала, а ты раздвинула. Только поэтому. Если бы не это, это мы бы жили в вашем загородном домике, а ты бы вместе со своей родней сдохла в Москве".

Я не ждал от автора дотошности Андрея "стрелковое Наше Все" Круза в мелких деталях. Ну шастают у нее герои с караула погреться у печки в обнимку со стволами. Откуда даме знать, что оружие с мороза в натопленную избу не вносят? Ну жрут они по-прежнему, когда и что захотят, вынимая продукты из виртуального генератора материи, а не получая суточную пайку от назначенного "зампокухне". Это все второстепенно, и режет глаз только узкоспециализированным задротам.

Ну мародерят они по случаю вымершие от эпидемии деревни и контактируют с потенциально зараженными, не подумав буквально о хоть какой-нибудь маске и перчатках.

Кадры из сериала. Заражение показано весьма наглядно!
Кадры из сериала. Заражение показано весьма наглядно!

А вот теперь и вас зацепило, да?

Вирусный апокалипсис, и то, как круто меняется в связи с ним повседневная жизнь героев - это всего лишь декорации, на фоне которых разворачивается сугубо бабская грызня за мужика и право лаять на остальных членов стаи.

Все. Буквально.

Проблема не в картонных персонажах, не в мире, который не имеет собственной логики и автор раз за разом ставит его в те позы, как ей удобнее. Не в фактических бытовых ошибках, и остальном, за что обычно критикуют художественную литературу. Хтонический, блин, ужас пробирает именно от того вопроса, который автор осознанно выводит на первый план, детализирует и старается рассмотреть максимально выпукло.

Статус и уровень комфорта конкретной самки в замкнутом коллективе.

Подходящего кадра из экранизации найти не удалось, поэтому наслаждайтесь тонкой метафорой
Подходящего кадра из экранизации найти не удалось, поэтому наслаждайтесь тонкой метафорой

По моему мнению, эта группа обречена. Какие бы рояли в кустах в виде убежищ, топлива и жратвы не встречались на их пути, непрекращающийся внутренний конфликт разорвет коллектив на сотню маленьких медвежат.

Не менее пугает количество восторженных женских рецензий в Сети. Автор пишет понятным ей языком и находит отклик у аудитории. Маргарет Митчелл до конца жизни пыталась донести, что Скарлетт О'Хара задумывалась как идеальная эталонная мразь, как антипример женщины. Она была ошарашена тем, с какой готовностью миллионы читательниц подняли знамя: "я подумаю об этом завтра".

Что хотела сказать нам Яна Вагнер, прописывая такие выпуклые образы? У дилогии есть и второй том, возможно, в нем скрыты все ответы. Но я искренне не уверен, что меня хватит на то, чтобы до него добраться😬

Дорогие читательницы моего канала! Просто поверьте: описанная в книге модель поведения НЕЖИЗНЕСПОСОБНА! Сумерки богов - это худшее время для демонстрации натуры. Даже если мамочка всегда говорила, что вы достойны самого лучшего. Если у группы, к которой вы прибьетесь, будет более-менее толковый лидер, он выпнет вас на мороз при первых же попытках. Иначе само существование коллектива окажется под угрозой. Задумайтесь об этом хотя бы сейчас.