Биография бога Иеговы

8 May
119 full reads
6 min.
258 story viewsUnique page visitors
119 read the story to the endThat's 46% of the total page views
6 minutes — average reading time

Почему Иеговы, а не Бога-Отца? Потому что Троица многими воспринимается как нечто вечное и неизменное, какая у него может быть биография. Он таким был всегда, и таким будет. Неизменным. Но вот Иегова, оказывается, имеет биографию. Поэтому постараемся на просторах Википедии найти ее.

Открываем русскоязычную статью Иегова, но там только о правилах чтения в Писании. Никакой конкретики. Никакой биографии. Но ведь Иегова это Яхве. Доказательство читаем в статье про Яхве. Там написано:

  • "Я́хве, Йа́хве, Я́гве, часто встречается вариант Иего́ва (современный вариант произношения др.-евр. יהוה — «(Он) будет», «(Он) жив», старослав. Сущий, — одно из многочисленных имён Бога в иудаизме и христианстве (используются также наименования Эль/Элохим, Элион, Адонай, Саваоф, Шаддай). Впервые встречается в Торе в Книге Брейшит / Бытие (Быт. 2:4). На протяжении всей Библии / Танаха упоминается более 7000 раз, что намного чаще, чем какие-либо другие имена Бога. Имя Яхве встречается в первой и четвёртой из десяти заповедей (Исх. 20:2, 3 и Исх. 20:10), согласно Библии, раскрытых еврейскому народу через пророка Моисея на горе Синай. В современном русском языке принято произношение с ударением на первый слог. Имя служит обозначением Бога, как Существа благостного и милосердного."

Из чего видно, что Иегова = Яхве. Будет смотреть, что там написано про Яхве.

  • Первоначальные черты Яхве трудно определить. Некоторые исследователи предполагают, что это бог грозы. Возможно, эта связь с грозой унаследована от его божественного соперника Ваала. Яхве выражается через молнии. Он использует огонь, чтобы показать свое присутствие. Возможно, он тоже бог горы. Он контролирует воду моря, рек и дождь. Он также имеет черты бога пустыни. Он связан с пустынными районами на окраинах городов и деревень. Эта особенность связана с израильской традицией, согласно которой евреи первоначально были кочевыми пастырями, которые эволюционировали в поисках пастбищ.

Яхве - бог грозы. То есть, рядовой бог пантеона богов. Не главный бог (которого нужно было бы писать с заглавной буквы). Читаем далее:

  • Несколько отрывков из Библии, по-видимому, указывают на то, что Яхве не всегда стоял во главе израильского пантеона. В свое время Яхве можно было считать божеством среди других. Несколько библейских отрывков упоминают идею «Божественного собрания» и позволяют предположить, что Яхве мог быть подчинен великому ханаанейскому богу Эль или богу Эль-Элиону. Таким образом, псалом 81 представляет Элохима в собрании Эла и напоминает о том, что все боги земель Леванта — сыновья Эла (Элиона). В Псалме 88 Яхве всё ещё сын богов, но он величайший из них.

Это уже что-то новое, о чем в церкви не услышишь. Оказывается Яхве (Иегова) не Бог-Творец. Он сам сын бога по имени Эль! И у Эля было много детей, но Яхве ... самый главный и почитаемый отрок. Яхве оказывается богом-сыном ханаанейского бога Эля. Поехали дальше:

  • ...каждый из семидесяти богов является богом нации. Среди сыновей Эла, Яхве — Бог Иакова. Богословие, изложенное в этом тексте, состоит в том, что все народы имеют своего бога-опекуна, а среди народов Яхве является особым Богом Израиля.

У ханаанейского бога Эля 70 детей. Каждая нация (в библейском понимании этого термина) имеет своего бога. Яхве один из сыновей, которому достался род Иакова.

  • ...после принятия Израилем Яхве продолжает сожительствовать с другими западно-семитскими божествами. Как и в других семитских пантеонах, Яхве стоит во главе божественного собрания (1 Царей 22:19). Сначала это собрание состоит из божеств низшего ранга. Когда эти традиции позже будут перечитаны в соответствии с монотеистическим богословием, тогда эти божества будут интерпретированы как ангелы. ... члены Собрания Яхве не имеют индивидуального имени, роли или собственной воли.

Вот вам подробности биографии, вернее трансформация представлений древних народов Израиля о боге по имени Яхве. Сначала они полагают Яхве стоящим во главе собрания богов, потом, с приходом монотеизма (которым так гордятся в иудаизме), божества "низшего ранга" стали именоваться ангелами.

А что же с главным богом Элем? Читаем:

  • Эль — ханаанское божество. В конце бронзового века он особенно почитается в Угарите, где его ставят во главе пантеона, хотя его авторитет, по-видимому, снижается до бога Ваала. В Библии имя 'ēl появляется 230 раз. Его использование двояко: оно служит как для обозначения чужеземного бога, так и для обозначения бога Израиля. В древнем Израиле Эль, по-видимому, почитался в святилище Шило и, возможно, в Сихеме и Иерусалиме в формах Эль-берит и Эль-Элион. Яхве впоследствии мог быть отождествлен с Элем и затем унаследовать эти титулы. Местные формы бога Эль могли стать эпитетами для Яхве. В Книге Исхода 6:2 Яхве отождествляется с Эль-Шаддаем. Согласно преданиям Иакова, вытекающим из библейских повествований, бог Эль представляется богом патриархов. Эта связь с повествованием о Патриархах, вероятно, отражает древнее богословие религиозной истории Израиля

Да, со временем почитание Главного Бога - Эля, который дал жизнь будущему Богу-Отцу, снижается. И постепенно титулы Бога Эля переходят к Богу Яхве (Иегове, Богу-Отцу). Как говорится "sic transit gloria mundi". И постепенно Яхве отбирает у своего отца все его атрибуты и всю его славу. Сам становится Элем, вбирает в себя его характеристики и его черты:

  • Некоторые аспекты личности Яхве, вероятно, происходят от личности Эла, черты которой он перенял. Подобно Эль, Яхве описывается как пожилой бог (Исайя 40:28) во главе Божественного совета. Представление о Яхве как о старом Боге сохранилось до поздней библейской литературы. Он возглавляет божественное собрание, члены которого называются кедошимами, «святыми». В монотеистической корректуре члены этого собрания становятся членами ангельского, а не божественного собрания. Описание места проживания Яхве в шатре ('ōhel) (Псалом 15,1, Псалом 27,6) напоминает шатёр, в котором проживает Эл.

Боги - мужчины? Без женщин? Нереально, должны быть женщины, даже у богов. Где же они? А вот где:

  • Яхве также связан с Ашерой в двух надписях, Кунтиллет Аджруд на Синае и Хирбет эль-кум к западу от Хеврона. Эти надписи относятся к «Яхве и его Ашера». Они прямо не упоминают богиню, а скорее культовый предмет, символизирующий Ашеру. С точки зрения филологии грамматическое построение означает, что ашера здесь — общее имя, а не собственное. Эти надписи датируются концом IX века до н. э. и второй половиной VIII века до н. э. В Библии Ашера предстаёт как божество и как объект (h’ašērâ или 'ašērîm), который является культовым деревом. Его поклонение совершается вплоть до Иерусалимского храма (4 Царей 23:4).

Кто же такая Ашера? Имя собственное или предмет? В статье Вики "Ашера" написано:

  • Остается открытым вопрос, что обозначает слово «ашера» — имя богини или объект, используемый в культе Яхве. В древнееврейском языке к собственным именам не присоединяются местоименные суффиксы, следовательно, упоминание «его Ашера» указывает на то, что речь идет скорее о предмете, а не о богине. С другой стороны, сомнительно, чтобы формула благословения, используемая для снискания защиты и покровительства, объектом имела деревянный столб. Если надписи говорят о богине Ашере, то это означает, что она играла значительную роль в народной религии древних израильтян, выступая в качестве супруги Йахве. Возможно, множество женских фигур из терракоты, найденных на территории древнего Израиля, представляют собой изображения Ашеры.

Вот уже у Бога Яхве (Иеговы, Бога Отца) появилась жена - Ашера.

  • Большинство исследователей полагают, что Ашера, вероятно, была богиней-консортом Яхве. Культ «Яхве и его Ашера», безусловно, практикуется очень долго. Когда Яхве присваивает себе черты бога Эль, он, очевидно, также берёт на себя роль консорта богини Атират, родственной формой которой является Ашера.

Здесь мы видим незнакомое для многих слово - консорт. Что такое королева-консорт смотрим в Вике:

  • Королева-супруга или королева-консорт — жена правящего короля (императрица-супруга в случае императора). Королева-супруга как правительница имеет равный с супругом социальный ранг и носит женский эквивалент монархического титула супруга, но не обладает политическими и военными полномочиями регента.

Итак, мы можем говорить о семейной паре - Яхве + Ашера = супружеская пара на божественном троне.

Читаем дальше. На этот раз в разделе "Яхве в древнееврейской религии". Там мы узнаем, что монотеизм не всегда существовал на территории современного Израиля. До монотеизма там был... политеизм. Богов было много. А монотеизм наступает тогда, когда один бог захватывает всю полноту власти на божественном олимпе. Ну все как в мире людей.

  • Многочисленные фигурки, в том числе «статуэтки столпов», указывают на сильное присутствие женских божеств в религиозной деятельности израильтян в VIII—VII веках до н. э. Однако Библия не дает полного описания религии древних израильтян. При окончательном редактировании текстов Библии был проведён отбор. Сохранились лишь некоторые остатки информации, подтверждающие эту политеистическую ситуацию. В книге Второзакония монотеистические отрывки (Второзаконие 5:35) находятся рядом с отрывками, которые принимают существование других богов (Второзаконие 5:7 и 6:4). Если Яхве, по-видимому, имеет статус национального бога, то его поклонение является лишь одной из форм преданности израильтян своей нации.

А вот еще немного конкретики:

  • Яхве изначально является местным южным Богом, привязанным к определённой географии, вероятно, из племен Идума, которые понимают друг друга через посредника (Моисея), и вводят своего бога Яхве на территорию Вениамина и горы Ефремовой (Гризим), и Яхве становится богом-опекуном Израиля при царе Иеровоаме

Как вам? Бог-Отец, оказывается, был "местным южным Богом"! но и это еще не все:

  • Ряд исследователей соотносит Яхве с языческим божеством некоторых семитских народов по имени Йево, Йехи (Йихави) или Йаву. Предполагается, что эти имена родственны имени Яхве. Предполагают, что в общезападносемитском пантеоне Яхве/Йево был владыкой водной стихии, возможно, соответствующим в шумеро-аккадской мифологии богу Эа (что, однако, вызывает вопросы, ибо Эа был противником грозного Энлиля).

Вы помните про богиню-консорт Ашеру? Вот еще читаем в Вике:

  • По мнению некоторых исследователей, в период перехода к монотеизму у древних евреев Йево считался единственным богом, однако, имеющим супругу. По одним источникам (например, элефантинским папирусам) ею являлась Анат, по другим — Ашера

Вы спросите - а какое отношение Йево имеет к Яхве? Самое прямое. Это одно и то же лицо:

  • Ряд исследователей соотносит Яхве с языческим божеством некоторых семитских народов по имени Йево, Йехи (Йихави) или Йаву. Предполагается, что эти имена родственны имени Яхве. Предполагают, что в общезападносемитском пантеоне Яхве/Йево был владыкой водной стихии.

А как выглядели эти богини? В Вике есть фото скульптур из музеев:

Ну а дальше иудейский монотеизм, а потом и христианская Троица. Иудеи Троицу не признают. Так что у нас сейчас две версии Бога - иудейская и христианская.

Подводим итог нашего прочтения всего одной статьи Википедии - "Яхве" (с небольшими экскурсами в статьи "Ашера" и "Иегова)

1. Яхве - один из 70 богов-сыновей Бога Эла

2. Яхве вытесняет с божественного трона своего отца и сам становится во главе божественного пантеона. Это политеизм. Одновременно он забирает все титулы и достижения своего отца и приписывает их себе

3. В это время Яхве имеет жену-соправительницу Ашеру

4. Все это не так прямолинейно и односложно. В разных локациях Ближнего Востока имеются свои версии Яхве, которые немного отличаются от главной линии, которая впоследствии привела к монотеистическому Богу иудеев. Братья Яхве были низведены до уровня ангелов (то есть не богов), а жена исчезла. Бог остался один

5. Пришло христианство. Бог стал трилик. У него появился Сын. А также Дух Святой, которого не было у иудеев.

Предвижу возражения (если они последуют), что мол Википедия это несерьезно. Если будут такие возражения, отвечу