4,5K subscribers

Лунная программа... помечтаем?

241 full read

Последний раз люди были на Луне 50 лет назад. С тех пор о колонизации Луны и обустройстве там лунных баз можно только мечтать. И специалисты мечтали. Их мечты были часто оформлены в весьма солидные проекты. Интересно на них посмотреть?

1969-72 годы

Лунный модуль программы Аполлон
Лунный модуль программы Аполлон

Начнем с реального лунного модуля. Конспирологи, которые сомневаются в полетах на Луну, иногда называют его "Скворечником" или "Пепелацем". И это не удивительно. Сами авторы этого самого дорого летательного аппарата называли его примерно такими же эпитетами. Но главное было доставить человека на Луну, а не выставить красивый макет в музее. Лунный модуль красивым не был, но свою работу выполнял. Хотя для инженера красота аппарата кроется в его функциональности.

Таких лунных модулей на Луне уже не осталось. Там стоят только нижние посадочные ступени, верхние взлетные ступени улетали на лунную орбиту, потом падали на Луну и разбивались. На длительное пребывание на поверхности Луны лунные модули не были рассчитаны. Равно как и скафандры. Жить и работать в них долгое время было нельзя.

Но свою задачу они выполнили: доставили человека на Луну и вернули его обратно в целости и сохранности. И сохранили ему жизнь на Луне. А потом настало время долговременного поселения на нашем естественном спутнике. А это уже другой масштаб. И другие деньги.

1988 год

Eagle Engineering Lunar Base Systems Study
Eagle Engineering Lunar Base Systems Study

Одноразовые высадки на Луну остались в прошлом. Теперь нужно было планировать нечто большее. Лунный модуль 1988 года был рассчитан уже на шесть человек. Были разработаны три варианта. Первый - модуль совершает только посадку на Луну с грузом. Взлет не планируется, поэтому можно не заботится о дополнительном топливе. Второй вариант - это посадка с грузом, а затем взлет снова на орбиту. Третий - посадка и взлет с экипажем. Все три варианта предполагали многоразовое использование лунного модуля и отказ от двух блоков - посадочного и взлетного. Был только один. Он садится, он же и взлетает. Был разработан шлюз для выхода на поверхность. Подумали и об аварийном взлете с Луны БЕЗ взлетного модуля. Вот даже так! Наверное, как Марк Уотни в фильме "Марсианин".

Данная программа была разработана на стадии концепта. Можно даже посмотреть на документ в полторы сотни страниц с подробным ее описанием и расчетами:

"Lunar lander conceptual design" 1988
"Lunar lander conceptual design" 1988

Разработчики прикинули и стоимость проекта: около девяти миллиардов долларов. Стоимость доставки на лунную орбиту сюда не входила. Остался на стадии предпроекта. Сам проект бы стоит более миллиарда долларов. Желающих профинансировать не нашлось.

1992 год

Началось все в 1989 году, в 20-ю годовщину первой высадки человека на Луну. Президент Буш старший решил повторить инициативу Джона Кеннеди и предложил программу по дальнейшему освоению Луны. Понятно, что стоимость ее была бы астрономической. Следующая администрация благоразумно решила сэкономить доллары налогоплательщиков, и программу закрыли. На проект остался, и мы можем оценить задумки проектировщиков:

First Lunar Outpost Lander
First Lunar Outpost Lander

Обратите внимание: художник кратер под лунным модулем не вырыл, но расходящиеся лучи на реголите обозначил. Кстати, завершает конструкцию то, что можно было бы назвать командным модулем. То есть той частью, которая возвращалась на землю.

First Lunar Outpost Lander
First Lunar Outpost Lander

Главная особенность этого проекта состояла в том, что были грузовые модули, и были модули с астронавтами. Модуль с грузом прибывал на Луну незадолго до прилета астронавтов. Возвращение грузового модуля не предполагалось. Доставил груз и все. Главное привезти на Луну все необходимое для обитания астронавтов. Питание, проживание на период до 45 дней. Потом прибывали астронавты и начиналась работа. Вспомним, что 45 дней означали пребывание на Луне лунной ночью. А лунной ночью очень холодно. А в полдень очень жарко. Так что работы по подготовке к полету было бы много.

Программа астронавтов на Луне - каждый астронавт мог или должен был совершать по три восьмичасовых выхода на Луну в неделю. А это требовало разработки новых удобных в использовании долговременных скафандров. Радиус работы астронавтов составлял 25 километров. Поездки совершались, конечно, не пешком. Новые лунные роверы должны были перевозить до 4-х астронавтов. Был предусмотрен и специальный модуль, который позволял в автоматическом режиме без экипажа управлять ровером. Ровер в таком случае мог перевозить грузы на расстояние до 100 километров.

Программа предусматривала также доставку на Луну и научного оборудования объемом до трех кубических метров. Астронавты должны были помимо всего прочего попытаться выделить кислород из лунной породы и научиться делать лунные кирпичи.

Взлетная ступень теперь уже могла самостоятельно отправиться к Земле. А это означало, что никому не надо было оставаться на лунной орбите в ожидании возвращения астронавтов с Луны. Да это было бы нереально. 45 дней на орбите потребовали бы слишком больших вложений в жизнеобеспечение одного астронавта, и поставило бы жизнь тех, кто на Луне, в зависимость от модуля и астронавта на лунной орбите. А с ними могло случиться всякое. Это большой риск.

1993 год

Старая программа президента Буша отправилась в архивы. Слишком дорогая. Настало время поискать и поизобретать что-нибудь подешевле. Если такое вообще возможно при освоении Луны человеком.

Вот на рисунке внизу показан целый комбинат по производству лунного топлива. И в самом деле. С Земли везти накладно. А почему бы его не добывать на месте? Не проще ли построить завод на Луне? И вот в 1993 году космический центр имени Линдона Джонсона представил проект под названием LUNOX (аббревиатура слов Луна и Кислород):

программа LUNOX
программа LUNOX

На рисунке выше непилотируемый лунный модуль доставляет на Луну "завод" по добыче кислорода, емкости для его хранения и ... ядерную установку для работы всего комплекса. Это, по мнению разработчиков, должно было привести к сокращению стоимости лунного проекта минимум на 50 процентов. Лунные модули на Луну должны были доставлять уже не Сатурны, а шаттлы. И здесь большой сюрпрайз:

программа LUNOX
программа LUNOX

Лунную базу выводит на околоземную орбиту российская "Энергия"! Да. Этот лунный проект предполагалось сделать международным. Россия платит за "энергии" и еще за один разгонный блок, а американцы за все остальное. Ну и команды на Луне должны были стать международными. Груз должен был быть стандартным и пригодным для перевозки как на Энергиях, так и на Шаттлах.

А после того, как беспилотные миссии доставят на Луну все необходимое: завод, машины, танкеры, тяжелую технику, роверы, мобильные энергоустановки, туда отправятся астронавты+космонавты в количестве 4-5 человек. На снимке внизу показано, как они туда летят. И снова там модуль, на котором люди должны были вернуться на Землю. Никаких стыковок на лунной орбите.

программа LUNOX . Лунный аппарат под названием ФЕНИКС совершает посадку на Луне
программа LUNOX . Лунный аппарат под названием ФЕНИКС совершает посадку на Луне

А дальше все как в научно-фантастическом фильме: террификация маленького кусочка Луны в полном разгаре:

программа LUNOX
программа LUNOX
программа LUNOX
программа LUNOX
программа LUNOX
программа LUNOX

Или как в фильме "Луна 2112". Только без клонов.

Если кто-то думает, что все дело ограничилось лишь рисованием красивых картинок в стиле журнала "Техника - Молодежи" или "Кольерс", то вот вам страница из 280 страничного фолианта: "Conceptual design of a Lunar Oxygen Pilot Plant" 1988:

"Conceptual design of a Lunar Oxygen Pilot Plant" 1988, 51-я страница
"Conceptual design of a Lunar Oxygen Pilot Plant" 1988, 51-я страница

Все по-серьезному. Проводились и научные конференции, на которых участники представляли работы, связанные с освоением Луны. С работами можно ознакомится всем желающим, они в отрытом доступе. Двухтомный сборник 92-х научных работ тянет на 900 страниц.

Лунных проектов было еще очень много. Но о них, возможно, в другой раз... Ну а пока картинки, как когда-то в "Технике - Молодежи" (если кто помнит). Посмотрим о чем мечтали в конце 20 века:

S90‐29612 (1990)
S90‐29612 (1990)

1992. Модель базового аппарата для передвижения по лунной поверхности и сопровождения астронавтов во время внекорабельной деятельности

 S92‐49394 (1992)
S92‐49394 (1992)

1992. Однометровый телескоп, установленный на роботизированном лунном спускаемом аппарате на поверхности Луны. Конспирологи часто (или всегда) спрашивают - а вот почему астронавты программы Аполлон не снимали звезды. Снимали. С помощью ультрафиолетового телескопа. Авторы будущих проектов учли опыт Аполлона-16 и решили установить на Луне нечто более серьезное. Проиллюстрированный инструмент представляет собой ультрафиолетовый телескоп (LUTE), который использует преимущества стабильной и свободной от атмосферы лунной поверхности и использует вращение Луны для наблюдения за небом в ультрафиолетовом диапазоне. То есть, самому телескопу вращаться не нужно, двигаться будет небо. Это изображение было создано для НАСА, Джоном Фрассанито.

S88‐33646 (April 1988)
S88‐33646 (April 1988)

Эта картина была использована в качестве наглядного пособия на состоявшейся в апреле 1988 года в Хьюстоне конференции под названием "Лунные базы и космические стратегии 21 века". Здесь команда исследует небольшой лавовый туннель, чтобы определить, может ли он служить естественным убежищем для жилых модулей Лунной базы. Картина написана Джоном Лоури из Eagle Engineering и была выполнена по субподряду и под техническим и научным руководством компании Lockheed Engineering and Management Services Company. Работа была спонсирована Космическим центром имени Джонсона Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства.

S88‐33648 (1988)
S88‐33648 (1988)

Эта картина была написана художниками Eagle Engineering, которые работают с Eagle и инженерами НАСА над концепциями, созданными в рамках спонсируемого НАСА проекта под названием "Исследование систем лунной базы". Это изображение также использовалось в качестве наглядного пособия на состоявшейся в апреле 1988 года в Хьюстоне конференции под названием "Лунные базы и космическая деятельность 21 века". Картина была написана для НАСА художником Eagle Engineering Марком Доуманом. Главным исследователем этой концепции был Эрик Кристиансон.

Пока все. Но за бортом осталось еще много проектов. Тех, что ушли в историю, и тех, что, возможно, будут претворены в жизнь.