4,5K subscribers

Почему Голливуд в 1970-х не снимал фильмы про полеты астронавтов на Луну?

3,8K full reads

Этот вопрос я слышу время от времени. Евгений Миронов его задавал, если я не ошибаюсь. Вот и Сергей Шубин задал:

Почему Голливуд в 1970-х не снимал фильмы про полеты астронавтов на Луну?

Суть вопроса в следующем: "Почему Голливуд не снимал красочные фильмы про то, как на Луну летали Армстронг с Олдриным. Ну и про то, как Коллинз нарезал круги вокруг Луны, пока астронавты собирали камни на нашем спутнике. А причина, по какой они задают этот каверзный, как им кажется, вопрос, в следующем - а никуда никто не летал. Вот совестливые работники Голливуда и не снимали про полеты на Луну. Это они так фигу в кармане показывали. Это они так выражали протест и "подавали знаки" тем, кто в состоянии понять. Конспирологи поняли эти тайные знаки и теперь сообщают всем - не снимали в Голливуде фильмы, потому что не летали астронавты на Луну. А иначе непременно сняли бы. А прямо сказать, что не летали, а снимали в студиях, не могли. Боялись. Или подписки дали. А в США как в пионерском лагере - дал подписку, будь верен. Хоть умри, но не выдай страшную тайну.

А могли снять? Конечно, могли. Так считают конспирологи. Они же по пять раз на день перечитывают публикации "профессора" Коновалова, который что ни пост, то рассказывает еще об одном хитром приеме или специальном эффекте. Слова типа "фронтпроекция", рирпроекция", "скочлайт" и линза Френеля уже глубоко засели в головах фолловеров знаменитых кинооператоров.

Вот так бы "профессор" снимал полеты на Луну
Вот так бы "профессор" снимал полеты на Луну
Ему немного не хватает, соберет кинобригаду и снимет
Ему немного не хватает, соберет кинобригаду и снимет

Одним словом, конспирологи с легкой руки кинооператора-экстрасенса уверены, что снять правдоподобное кино о полете на Луну раз плюнуть. Если уж Леонид Васильевич может (как он утверждает, правда сам он ничего подобного не снимал), то уж Голливуд и подавно.

А давайте посмотрим, что там Голливуд может, что он реально снимал в 60-х (разница с 70-ми небольшая, компьютеров же не было в 70-х, а рирпроекции, фронтпроекции и линзы Френеля были как в 70-х, так и в 60-х.

Вот что снимали в это время:

кадр из фильма 60-х
кадр из фильма 60-х

астронавт летит на фоне звездного неба. Окантовка вокруг фигуры человека ясно показывает, что снимали на зеленом (или каком там) фоне

кадр из фильма 60-х
кадр из фильма 60-х

Астронавт вылезает из люка. Мы видим несколько теней, причем направлены они в противоположные стороны

кадр из фильма 60-х
кадр из фильма 60-х

Этот снимок (стопкадр из фильма) просто мечта всех конспирологов. Звездное небо с Млечным путем посредине. Правда тени с двух сторон портят все впечатление. Да и скафандры какие-то неправильные, и идут по земному

кадр из фильма 60-х
кадр из фильма 60-х

А это слева огромное чудовище - гусеница-монстр. Наверное - фронтпроекция...

кадр из фильма 60-х
кадр из фильма 60-х

Космический пейзаж. Правда, очень натурально выглядит?

кадр из фильма 60-х
кадр из фильма 60-х

А это вершина киномастерства. Одиссея. Земля огромная! Хотя вам любой фотограф скажет, что такой величины она была бы видна лишь в длиннофокусный объектив. Но тогда бы посадочный модуль был бы не в резкости. Да и вообще, не было бы такого панорамного вида. Но откуда Кубрику это было знать...

Но это все только для разогрева. А теперь фильм 1969 года "Отрезанные от мира" (Marooned)^

Официальный постер фильма 1969 года "Отрезанные от мира" (Marooned)^
Официальный постер фильма 1969 года "Отрезанные от мира" (Marooned)^

Звездный состав: Грегори Пек, Джин Хэкмен, Ричард Кренна (помните полковника Траутмена, наставника Рембо? Это он). Тут уже не убогая съемка Кубрика, тут уже про настоящую ракету Сатурн, настоящие (почти) корабли серии Аполлон. И два часа экранного времени.

Посмотрим, смогли ли голливудские мастера снять нечто, что могло бы претендовать на натуралистичность. И есть ли в этом фильме киноляпы.

Киноляпы это мое хобби. А когда-то поиск киноошибок мне даже приносил небольшой дополнительный доход. Была на ТВ программа, в которой телезрители присылали свои находки ошибок, а киногруппа делала программы с этими ошибками. Открою секрет телебизнеса. Я был всеми теми телезрителями, которые искали ошибки. Я их искал. За неделю я должен был найти ошибок минут на 10 экранного времени и передать режиссеру на диске. Что я и делал. Это было не сложно. Киноляпов море разливанное. Поэтому я и прошу - найдите хоть ОДИН киноляп в десятках часов ТВ и киносъемки полетов на Луну, и я признаю факт аферы. Но никто так и не смог предъявить хоть один такой ляп.

Итак, начинаем смотреть фильм:

"Отрезанные от мира" (Marooned) 1969
"Отрезанные от мира" (Marooned) 1969

За минуту до старта. И тут же показывают монитор с той же ракетой:

"Отрезанные от мира" (Marooned) 1969
"Отрезанные от мира" (Marooned) 1969

А где шахта? Где все эти конструкции, когда их успели утащить?

"Отрезанные от мира" (Marooned) 1969
"Отрезанные от мира" (Marooned) 1969

И это все в течение минуты ракетного времени. Хотя в реале все эти конструкции убирают за сутки до полета.

Ракета поднялась на низкую орбиту. А Земля уже... круглая!

"Отрезанные от мира" (Marooned) 1969
"Отрезанные от мира" (Marooned) 1969

Ляп? Да. Таким шариком Земля с высоты 200-300 километров не будет выглядеть. Есть ли подобная глупость в лунной съемке? Нет.

А вот это нам показывают Средиземное море и Пиренейский полуостров:

"Отрезанные от мира" (Marooned) 1969
"Отрезанные от мира" (Marooned) 1969

Географы и путешественники, оцените квалификацию голливудских художников:

"Отрезанные от мира" (Marooned) 1969
"Отрезанные от мира" (Marooned) 1969

Ляп? Несомненно. если кто-то найдет подобные "контуры" земных объектов, я признаю лунную аферу. Ищите.

В здесь Джин Хэкмен вышел в открытый космос и сделал оборот вокруг оси:

"Отрезанные от мира" (Marooned) 1969
"Отрезанные от мира" (Marooned) 1969
"Отрезанные от мира" (Marooned) 1969
"Отрезанные от мира" (Marooned) 1969

Как этот "крутой" эпизод снимали голливудские гении? Они вырезали картинку с астронавтом и повернули ее на 360 градусов. Посмотрите на астронавта - тени от Солнца не поменялись ни разу, если бы астронавт действительно вращался. Ляп? Ну почти. Техническая халтура.

"Отрезанные от мира" (Marooned) 1969
"Отрезанные от мира" (Marooned) 1969

Сколько источников света мы здесь насчитаем? Два или три по меньшей мере. Любителям искать дополнительное освещение во время спуска Олдрина по трапу предлагаю посмотреть и понять, КАК должны выглядеть тени от дополнительного освещения. Естественно, что при внимательном анализе снимков Олдрина никаких дополнительных теней нет.

"Отрезанные от мира" (Marooned) 1969
"Отрезанные от мира" (Marooned) 1969

И здесь признаки дополнительного освещения. А уж звезды! Надо ли говорить, что наличие звезд это шаг в сторону от реальной съемки. Если бы кто-то захотел снять нечто реалистичное, звезд бы там не было. Хотя предполагаю, что есть не согласные с этой точкой зрения.

"Отрезанные от мира" (Marooned) 1969
"Отрезанные от мира" (Marooned) 1969

Астронавты выходят в открытый космос с незафиксированными предметами. Камера может спокойно уплыть в космос. Реально? Нет.

И еще особенность предметов в невесомости в этом фильме - если их не держат, они начинают двигаться сами по себе. Мало того. Потом они вдруг меняют направление и двигаются в другую сторону! Почему? Вероятно, потому что красиво. Красиво, но нереалистично. Найдете такие свободно плавающие предметы в киносъемке Аполлонов, в студию факты.

"Отрезанные от мира" (Marooned) 1969
"Отрезанные от мира" (Marooned) 1969

Я не знаю, что это - рир или фронт проекция. Или вообще снято на зеленом фоне. Но смотрится по-детски. И кто-то нас уверяет, что с такой технологией можно снять что-то хоть близко стоящее с реальными кадрами полетов Аполлонов?

Столь же примитивно был снят и телевизионный фильм 1975 года "Без билета на Луну":

"Stowaway to the Moon" 1975 год
"Stowaway to the Moon" 1975 год
"Stowaway to the Moon" 1975 год
"Stowaway to the Moon" 1975 год

А вот и шедевр Кубрика:

 "Космическая Одиссея 2001 года" 1968
"Космическая Одиссея 2001 года" 1968

Недосмотрели. Темная пища то слева, то переместилась правее. Но кто это заметит. А это и есть самый натуральный ЛЯП.

Найдете такой ляп в теле и кинозаписях программы Аполлон, признаю аферу НАСА! Только не надо выезжать с кратером, которого нет, и цветом Луны, который не такой, какой бы хотелось. Это не ляпы.

Теперь, я думаю, можно ответить на заглавный вопрос - "Почему не снимали фильмы о полетах на Луну в 70-х". Ответ простой как яйцо Колумба. Потому что НЕ МОГЛИ! Не могли снять хоть мало мальски близко к кадрам, снятым астронавтами программы Аполлон. Такие фильмы, какое можно было бы снять, показались бы зрителям просто карикатурными. Такие фильмы были бы просто не достойны того, что сделали люди Земли. Их и не снимали.

А вот видеоряд сериала "Ради всего человечества" 2019 года никаких претензий к натуралистичности у меня не вызывает. В 2019 году могут снять. В 1970-х снять НЕ МОГЛИ!

В завершении снова процитирую слова Сергея Шубина:

"В 60-х - 70-х годах Америка совершает грандиозное свершение - полет на Луну. Это достижение пока никем не превзойдено. И где же блокбастеры о таком событии? Могу припомнить только Аполлон-13. Мне одному кажется, что одного фильма для такого грандиозного события маловато? За полвека? Представьте себе киноэпопею про жизнь Армстронга. Как он рос, как осваивал летную работу, как впервые поцеловал свою будущую жену. Момент взлета Сатурна-5. Момент, когда у Армстронга пульс за 150 - когда топливо посадочной ступени на исходе, а внизу камни и надо принимать решение, садиться или взлетать. Первый шаг на Луне. Момент, когда астронавт смотрит на такую далёкую Землю. В фильме можно было бы использовать кадры, снятые на Луне. Как в Титанике применили съемки, снятые подводными аппаратами. Какой эффектный фильм мог бы получиться!"

Почему нет блокбастеров я уже написал. НЕ МОГЛИ снять достойный фильм. Не было технической возможности.

Зато фильм о первом полете на Луну Коллинза, Олдрина и Армстронга сняли. Вот он. 1970 год. Кто-нибудь видел этот фильм?

"Moonwalk One" 1970. Режиссерская версия. 2009 год
"Moonwalk One" 1970. Режиссерская версия. 2009 год