Найти тему
Лунная программа

Валентин Глушко о ракете Сатурн, двигателе F-1 и полетах на Луну

Оглавление

Я уже приводил слова Бориса Чертока о космической гонке между СССР и США, дневниковые записи генерала Каманина о полетах астронавтов на Луну. Ни тот, ни другой ни на йоту не сомневались в реальности высадки американских астронавтов на Луну. Убедило ли это конспирологов, которые являются сторонниками теории невозможности полетов на наш естественный спутник? Нет. Ответом было - Борис Черток или не специалист в ракетостроении, или продался, или ничего не понял, а генерал Каманин - не специалист, ничего не понял, дневники подделали. Оба ничего не понимают в двигателях. Что им скажут, тому и верят. Как дети малые.

Допустим, генерал Каманин действительно не был специалистом по двигателям, допустим, что Борис Черток тоже двигатели не проектировал, а занимался системами управления ракет и космических аппаратов, и слепо верил в то, что ему показывали. Допустим, что оба продались, или что их труды сфальсифицировали. Ну а кто же в СССР был специалистом в двигателестроении?

Самым главным специалистом по космическим двигателям был, как известно даже конспирологам, Валентин Петрович Глушко.

В.П.Глушко
В.П.Глушко

Для тех, кто не знаком с послужным списком Валентина Петровича, небольшая справка:

Родился в Одессе 2 сентября 1908 г. В юности увлекся проблемами космонавтики, переписывался с К.Э.Циолковским. Учился в Ленинградском университете (1925-1929), был приглашен для работы в Газодинамическую лабораторию, где с 15 мая 1929 года возглавлял небольшое подразделение, ставшее впоследствии прославленным предприятием НПО Энергомаш. В Ленинграде под руководством В.П.Глушко были изготовлены и испытаны первые в нашей стране жидкостные ракетные двигатели серии ОРМ. С 1934 года работа коллектива В.П.Глушко продолжилась в составе РНИИ в Москве, где была продолжена разработка двигателей серии ОРМ, включая один из лучших двигателей того времени — ОРМ-65, предназначенный для ракетоплана РП-318 и крылатой ракеты 212. Был репрессирован в 1938 г. В заключении продолжил работу в Тушино, а затем в Казани, где под его руководством были разработаны вспомогательные самолетные ЖРД РД-1...РД-3. После своего освобождения в 1944 г. побывал в 1945-46 гг в командировке в Германии, а с 1946 г работал главным конструктором ОКБ-456 в Химках. Здесь под его руководством и были созданы мощные жидкостные ракетные двигатели, которые успешно и надежно работали в практически всех отечественных космических ракетах-носителях, а также на многих боевых баллистических ракетах. В 1974 году В.П.Глушко был назначен директором и генеральным конструктором НПО «Энергия», где под его руководством были созданы уникальная многоразовая космическая система «Энергия»-«Буран», базовый блок долговременной орбитальной станции «Мир» и т.д. Несколько десятилетий возглавлял Научный совет при Президиуме АН СССР по проблеме «Жидкое ракетное топливо», был главным редактором трех изданий энциклопедии «Космонавтика».

з.к. Глушко В.П. Вклад Отца Народов в дело развития отечественной космонавтики
з.к. Глушко В.П. Вклад Отца Народов в дело развития отечественной космонавтики

Теперь, когда даже самый упертый конспиролог уже не сможет усомниться в профессиональной подготовке Валентина Петровича, посмотрим, что он говорил о знаменитом двигателе F-1, о ракетах серии Сатурн и о полетах американских астронавтов на Луну. Сомневался ли?

Глушко В.П. (гл. ред.) "Космонавтика (Энциклопедия)" 1985, стр. 27
Глушко В.П. (гл. ред.) "Космонавтика (Энциклопедия)" 1985, стр. 27

В энциклопедии "Космонавтика", главным редактором которой был Валентин Павлович, много статей о программе Аполлон, ракете Сатурн и полетах на Луну американских астронавтов. Ни тени сомнения в энциклопедии нет.

В научно-редакционном совете цвет советской космической отрасли. Никто не отказался от участия в коллективном труде, который писал о покорении Луны, как о свершившемся факте:

-4
-5

А состав редакционной коллегии - это сама история отечественной космонавтики. Кто-то сомневается в полетах на Луну? Нет. Напротив, в энциклопедии написано очень много и подробно о полетах на Луну:

Глушко В.П. (гл. ред.) "Космонавтика (Энциклопедия)"  1985, стр. 224
Глушко В.П. (гл. ред.) "Космонавтика (Энциклопедия)" 1985, стр. 224

Из докладных записок, из документов В.П.Глушко:

12.03.1962

"Заслуживает внимания то, что в США для разработки тяжелой ракеты Сатурн-5 привлечено несколько фирм: для разработки I ступени — Боинг, II ступени — Норт Америкен, III ступени — Дуглас. Выводимые на орбиту спутники различных назначений разрабатываются другими фирмами. Ракета, разрабатываемая Европейским объединением, осуществляется в такой кооперации: I ступени — Англия, II ступени — Франция, III ступени — ФРГ. В разработке головных частей выводимых на орбиту принимают участие перечисленные страны, Италия и др." (Председателю Комиссии Президиума СМ СССР По Военно-Промышленным Вопросам Тов. Устинову Д.Ф.Председателю ГК СМ По Оборонной Технике тов. Смирнову Л.В.)

31.03.1964

"Для обеспечения господства в космосе (создания тяжелых спутников-станций различного назначения, достижения Луны и планет) в США интенсивно разрабатываются две тяжелые ракеты-носители: 1) Сатурн I (полезный груз, выводимый на орбиту — до 9 тонн), его модификация Сатурн IB должна выводить на орбиту полезный груз до 15 тонн; 2) Сатурн V предназначен для вывода на орбиту полезного груза до 120 тонн. Сопоставление с разработками, ведущимися в СССР, показывает, что Сатурну I и IB может быть противопоставлена ракета УР-500, в первых двух вариантах обладающая теми же грузоподъемностями. Реализация весьма ценного предложения ОКБ-52 по удлинению баков всех ступеней УР-500 и добавлению на 1-й ступени двух баков горючего с двумя двигателями 11Д43 позволит выводить на орбиту 25 тонн полезного груза и, тем самым, обеспечит нам преимущество в этом классе ракет. По-другому обстоит дело с более тяжелой ракетой-носителем. Разрабатываемая ракета Н-1 сможет вывести на орбиту полезный груз весом 75 тонн или несколько больше (использование ядерных двигателей или водородных в ближайшие годы нереально), то есть по своим возможностям является промежуточной между Сатурном IB и Сатурном V. Кроме того, в Н-1 заложены особенности, отличающие её от Сатурна V, которые неизбежно скажутся на сроках её отработки: нетранспортабельность (завершение изготовления, сборка и испытание возле старта) и обилие двигателей (на 1-й и 2-й ступенях — 30 шт., вместо 10 шт. у Сатурна V).

07.12.1964

"Нужно отметить, что Н-1 уже в настоящее время по своим проектным возможностям существенно отстает от разрабатываемого в США тяжелого ракеты- носителя Сатурн-5 (С-5), создаваемого для решения тех же задач. Полезный груз, выводимый на низкую орбиту спутника Земли, должен составлять для С-5 около 110 тонн, в то же время, как для Н-1 — 85 тонн. Кроме того, С-5 имеет преимущество большей простоты по сравнению с Н-1, что также повышает его надежность, так как число двигателей в трех первых ступенях составляет лишь 11 шт (5+5+1), против 44 шт (30+8+6) у Н-1. По состоянию разработки С-5 находится далеко впереди Н-1."

16.10.1965

Для решения задачи высадки экипажа на Луну с возвращением на Землю в США разрабатывается ракета Сатурн-5 (С-5), выводящая на низкую орбиту спутника Земли около 127 тонн полезного груза. Для решения той же задачи в Советском Союзе разрабатывается ракета Н-1 с выводом на орбиту около 90 тонн. Помимо большой грузоподъемности С-5 имеет преимущество большей простоты по сравнению с Н-1, что повышает надежность, так как число двигателей в трех первых ступенях С-5 составляет лишь 11 шт. (5+5+1), против 44 шт. (30+8+6) у Н-1. По состоянию разработки С-5 находится далеко впереди Н-1. Особую по важности проблему составляет обеспечение надежности ракеты Н-1. Серьезные опасения вызывает использование на борту Н-1 чрезмерно большого количества двигателей, доходящего до 50. Заложенная в проект система отключения двигателя в случае возникновения аварийной ситуации не гарантирует успех, так как в значительном числе случаев выход из строя двигателя сопровождается его разрушением, способным вывести из строя ракету. Наличие на борту 50-ти основных двигателей делает проблему надежности трудноразрешимой. Изложенное показывает назревшую необходимость поиска другого пути решения полета на Луну, лучше решающего проблему надежности и приводящего к созданию ракеты, не уступающей основным техническим характеристикам американской С-5. 16.10.1965г.

12.12.1966

Для осуществления высадки космонавтов на Луну в США успешно разрабатывается ракета-носитель Сатурн-5 с космическим кораблем «Аполлон». Выполнение этого полета ожидается в 1968-69 гг. со значительной вероятностью завершения в 1968 г.

...

В связи с изложенным возникает угроза того, что США первыми осуществят высадку двух космонавтов на Луну. В этом случае последующая посадка одного космонавта на Луну с помощью системы Н-1 — Л-3 может рассматриваться как свидетельство отставания СССР в соревновании с США в развитии ракетной техники.

Следует также отметить, что форсирование Сатурна-5, неоднократно проводившееся в США в последние годы, создало значительный разрыв в грузоподъёмности носителей Н-1 (проектная 95 т на орбите ИСЗ) и Сатурн-5 (около 130 тонн). Создание модифицированного носителя Н-1 на жидком водороде с грузоподъемностью 130 т и более фактически означает разработку новой ракеты. 12.12.1966г.

19.07.1967

За последние годы США по ряду направлений обогнали СССР в освоении космоса, напр., достигли длительности непрерывного полета космонавтов по орбите ИСЗ до 14 суток, сделали много успешных сближений и стыковок на орбите, через 2-3 месяца пускают «Сатурн-5» и др. Нужно дать объяснение, почему мы, имея почти вдвое более тяжелые космические корабли, чем в США, и первые располагая ими, остановились на 5-суточном полете, выполненном В.Ф.Быковским еще в 1963 г.; почему мы, много лет работая для отработки стыковки на орбите, еще не приступили к ней; почему мы, обязавшись совершить облет Луны космонавтами к 50-летию Советской власти, непрерывно срываем свои графики. Наконец, почему накануне полета «Сатурн-5» грузоподъемностью на орбиту 130 тонн полезного груза, мы тщимся создать любой ценой ракету Н-1 с грузоподъемностью 75-95 тонн, сильно отстающую по готовности от «Сатурн-5» и не имеющую перспективу дальнейшего развития. (Предлагаемый ЦКБЭМ переход на жидкий водород связан не с модернизацией Н-1, а с созданием новой ракеты). 19.07.1967

19.07.1967

Следует наконец признать, что Н-1 — Л-3 неконкурентноспособно с «Сатурн-5» — «Аполлон» ни по техническим данным, ни по срокам готовности к выполнению задачи.

04.12.1968

В США разработан двигатель F -1 тягой 680 т, используемый на Сатурн-5, и отсутствие двигателя этого же класса тяги в СССР лишило бы нас возможности дальнейшего развития ракетно-космической техники.

21.07.1972

В этом же труде Кондратюк предложил использовать сопротивление атмосферы для торможения ракеты при спуске на небесные тела с целью экономии топлива. Для экономии энергии при полетах к небесным телам он предложил выводить космический корабль на орбиты искусственных спутников с последующим отделением от этого корабля посадочно-взлетного аппарата, собственно и осуществляющего эту посадку и связь с небесным телом, что естественно приводит к большой экономии энергии. Мы знаем, что американцы отмечали в своей печати, что "Аполлон" как раз выполнен по схеме, предложенной Кондратюком. К сожалению, они первые на это указали в печати, а не мы. (Кондратюк предложил в этой работе располагать базы для снабжения космических кораблей не на Земле, и даже не на орбите спутника Земли, а на орбите спутника Луны и на Луне, приводя энергетические обоснования этому, с использованием солнечной энергии для обработки лунных пород с целью получения из них компонентов топлива для снабжения ракет). 21.07.1972

1974

В 1965 г. на американских двухместных космических кораблях "Джемини" астронавты Г.Купер и Ч.Конрад выполнили 8-суточный полёт, а Ф.Борман и Дж.Ловелл — 14-суточный. В 1970 г. космонавты А.Г.Николаев и В.И.Севастьянов на корабле "Союз-9" совершили 18-суточный полёт. Длительность полётов экспедиционных кораблей "Аполлон" на Луну была более короткой. Так, наиболее длительный полёт на Луну и обратно корабля "Аполлон-17" длился с 7 по 19 декабря 1972 г. 1974

1988

Большой опыт организации посадки и взлета экипажа с поверхности Луны получен в США: в 1969-1972 годах американские астронавты в лунной кабине корабля «Аполлон» совершили 6 посадок и взлетов с Луны.

А что знали в СССР о двигателе F-1?

Вот лишь немногие примеры:

Скворцов Г.В. (ред) "Иностранные авиационные и ракетные двигатели (По данным иностранной печати)" 1971. (Книга не продавалась в магазинах, а распространялась по организациям)
Скворцов Г.В. (ред) "Иностранные авиационные и ракетные двигатели (По данным иностранной печати)" 1971. (Книга не продавалась в магазинах, а распространялась по организациям)
Гахун Г.Г. (ред) "Конструкция и проектирование жидкостных ракетных двигателей" 1989
Гахун Г.Г. (ред) "Конструкция и проектирование жидкостных ракетных двигателей" 1989

Это издание для советских ВУЗов:

-9

О двигателе F-1 в СССР могли прочитать даже простые граждане:

Волков Е.Б. "Ракетные двигатели" (Изд. 2-е) 1969
Волков Е.Б. "Ракетные двигатели" (Изд. 2-е) 1969

Как видим, никто никаких сомнений в работоспособности двигателя не выказывал. Хотя среди конспирологов в устойчивом обращении циркулирует непонятно откуда взявшаяся информация о том, что С.П.Королев о двигателе F-1 отозвался презрительно - "летать не будет". Даже не хочется идти по цепочке и искать автора этого бреда. Пускай СК этим занимается.

И тем более никто не говорил о том, что ракета Сатурн-5 выводила полезный груз лишь в Бискайский залив.