Почтовые открытки как средство пропаганды в ХХ веке

<100 full reads
126 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 65% of the total page views
1 minute — average reading time

В годы Первой мировой войны (1914 - 1918) иллюстрированная почтовая карточка вместе с газетами, журналами, плакатами, лубочными картинками встала «под ружье» военной пропаганды. Ее несомненными преимуществами были соединение изображения и текста, легкость «прочтения» визуальных образов даже малограмотными слоями населения, а также массовость, невысокая стоимость производства, оперативность, универсальность в доставке. Мощный пропагандистский потенциал открытки активно использовался всеми участниками масштабного военного конфликта.

Пропагандистская открытка Германии. Первая мировая война. Офицеры союзных войск (немец, австриец, турок,  болгарин) . На открытке надпись: «Мы держимся верно и крепко вместе»
Пропагандистская открытка Германии. Первая мировая война. Офицеры союзных войск (немец, австриец, турок, болгарин) . На открытке надпись: «Мы держимся верно и крепко вместе»
Пропагандистская открытка Германии. Первая мировая война. Офицеры союзных войск (немец, австриец, турок, болгарин) . На открытке надпись: «Мы держимся верно и крепко вместе»

Тематика открыток, выпускавшихся в разных странах, была во многом схожа и соответствовала основным идеям военной пропаганды, которые условно можно обозначить тезисами: «Враг жесток и вызывает ужас», «Враг — это дьявол», «Мы не хотели войны», «Наше дело — правое», «Наша миссия — святая», «Всё для фронта»… Особой популярностью пользовались карикатурные открытки.

Карикатурная французская открытка. Первая мировая война. Одним из самых «любимых» персонажей сатирических рисунков был германский император Вильгельм II. В его карикатурном образе ярко подчеркивались такие черты, как агрессивность, жестокость, глупость и беспомощность.
Карикатурная французская открытка. Первая мировая война. Одним из самых «любимых» персонажей сатирических рисунков был германский император Вильгельм II. В его карикатурном образе ярко подчеркивались такие черты, как агрессивность, жестокость, глупость и беспомощность.
Карикатурная французская открытка. Первая мировая война. Одним из самых «любимых» персонажей сатирических рисунков был германский император Вильгельм II. В его карикатурном образе ярко подчеркивались такие черты, как агрессивность, жестокость, глупость и беспомощность.
Слева. Союзники по Антанте — Россия, Британия и Франция представлены в виде трёх прекрасных дев — Веры, Надежды и Любови. Россия (в центре) олицетворяет оплот духовности,  Франция — чувственность, а Британия, как морская держава, опирается на якорь надежды.  Справа. Германские солдат и матрос охраняют Древо мира.
Слева. Союзники по Антанте — Россия, Британия и Франция представлены в виде трёх прекрасных дев — Веры, Надежды и Любови. Россия (в центре) олицетворяет оплот духовности, Франция — чувственность, а Британия, как морская держава, опирается на якорь надежды. Справа. Германские солдат и матрос охраняют Древо мира.
Слева. Союзники по Антанте — Россия, Британия и Франция представлены в виде трёх прекрасных дев — Веры, Надежды и Любови. Россия (в центре) олицетворяет оплот духовности, Франция — чувственность, а Британия, как морская держава, опирается на якорь надежды. Справа. Германские солдат и матрос охраняют Древо мира.

Как продемонстрировать нерушимое единство народа, армии и власти в государстве? В России и Германии к решению этой задачи подошли по-разному.

Слева. Его Императорское Величество Государь Император Николай II Александрович поздравляет солдата с Пасхой и дарит ему, по-отечески, пасхальное яйцо.  Справа. Германский император Вильгельм II, скорее, символ могущества рейха, чем живой человек.
Слева. Его Императорское Величество Государь Император Николай II Александрович поздравляет солдата с Пасхой и дарит ему, по-отечески, пасхальное яйцо. Справа. Германский император Вильгельм II, скорее, символ могущества рейха, чем живой человек.
Слева. Его Императорское Величество Государь Император Николай II Александрович поздравляет солдата с Пасхой и дарит ему, по-отечески, пасхальное яйцо. Справа. Германский император Вильгельм II, скорее, символ могущества рейха, чем живой человек.

В Музее петербургского авангарда (ул. Профессора Попова, 10) в 2018 году была выставка «Почтовая карточка на службе военной пропаганды», приуроченная к 100-летию окончания Первой мировой войны, и вышел одноименный каталог. Экспозиция объединила 200 открыток того периода из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Демонстрировались открытки стран, сражавшихся по разные стороны фронтов, – Россия, Великобритания, Франция - Германии, Австро-Венгрия, Турция.

Некоторые издания  разных городов мира по почтовым открыткам. Этот формат достаточно популярен во многих странах мира.
Некоторые издания разных городов мира по почтовым открыткам. Этот формат достаточно популярен во многих странах мира.
Некоторые издания разных городов мира по почтовым открыткам. Этот формат достаточно популярен во многих странах мира.

Февральская революция в России 1917 года происходила в дни Великого поста. У участников и очевидцев она, между тем, нередко вызывала ассоциации с Пасхой. Это зафиксировано в дневниках того времени и в воспоминаниях, нашло впоследствии отражение в литературе (эпопея «Красное колесо» А.И. Солженицына) и служит предметом анализа для современных исследователей.

«Современники сравнивали революцию с "возрождением", "воскресением", "воскрешением" России и ее народа. <...> Грандиозный переворот сравнивался (а подчас и переживался) как праздник Пасхи. <...> Часто и ритуалы Пасхи использовались современниками для выражения своего отношения к происходящему. <...> Но если революция часто сравнивалась с Пасхой, то и Пасха сопоставлялась подчас с революцией. Продавались даже пасхальные открытки с характерным и политически актуальным поздравлением "Христос воскресе. Да здравствует республика". <...> Поздравления же <...> с праздником Пасхи носили в этот год политический характер <...>. В некоторых случаях писали о празднике "великого двойного Воскресения"» , – отмечал доктор исторических наук Б.И. Колоницкий в книге «Символы власти и борьба за власть» (2001).

«Атмосфера в храме была революционная, жуткая... На приветствие "Христос Воскресе!" среди гула "Воистину Воскресе!" какой-то голос выкрикнул: "Россия воскресе!!"».

Митрополит Евлогий (Георгиевский). «Путь моей жизни»

Открытки Февральской революции, 1917 год.

В дни Февральской революции, по наблюдению Б.И. Колоницкого, символы православной Пасхи «революционизировались», и выражение «красная Пасха» приобретало новый смысл. Пройдет всего несколько лет, и к середине 1920-х годов со словосочетанием «красная пасха» станут ассоциироваться уже антипасхальные сборники, выпуском которых широко займутся центральные и местные издательства, и издевательские инсценировки – «комсомольские пасхи».

Революция 1917 года, перевернувшая жизнь миллионов людей, отразилась и на издании поздравительных открыток, в том числе новогодних. Их просто запретили печатать как элемент быта буржуазного общества. Но люди настолько привыкли слать друг другу открытки, что использовали любые иллюстрированные карточки, близкие по сюжеты тому или иному празднику.

Поздравительные Новогодние открытки в СССР впервые были изданы в 1942 году и их выпуск продолжался вплоть до окончания войны. Это помогало поднять боевой дух солдат., это сближало их с родными, давало им надежду.

Новогодняя почтовая открытка, СССР, 1942 – 1945 годы.

Массовое же производство поздравительных Новогодних почтовых открыток в СССР было налажено лишь в 1953 году.

Почтовые открытки. СССР. 1953 год. Возрождение почтовой карточки.

В основном на открытки помещали сюжеты с достижениями страны.

В 1960-е годы особенно популярны были сюжеты с космосом (космическая программа).

В этот же период происходит укоренение персонажа Деда Мороза как друга всех советских детей. Разные сказочные персонажи становятся героями новогодних открыток. Лучшие художники страны работают над почтовыми поздравительными открытками. Открытки, нарисованные Каневским, Зарубиным, Четверяковым, до сих пор популярны. Рождественская же тема вернулась на открытки в России лишь в начале 1990-х годов.