T1V
2 subscribers

10 техник социального влияния, которые надо знать!

10 техник социального влияния, которые надо знать!

Как понять, что вами манипулируют, играя на вашей доброте, воспитании, желании нравиться другим?

Техники социального влияния активно используются продавцами, маркетологами и рекламщиками. Они подталкивают нас к совершению необдуманных действий (в первую очередь, покупок).

Чаще всего мы не осознаем, что именно заставило нас совершить шаг, о котором теперь жалеем.

Научившись распознавать расставленные манипуляторами ловушки, мы сможем их миновать.

1. Привлекательная внешность

Если нам нравится то, как человек выглядит, мы автоматически начинаем приписывать ему положительные черты: например, честность, надежность, наличие чувства юмора. Особенно активно это происходит на стадии знакомства: хочется нарисовать максимально подробный портрет, информации не хватает, приходится строить гипотезы. И изменить первое впечатление крайне сложно — даже если у вас будет такой шанс.

Психологи Гарварда поставили эксперимент: одна группа студентов училась у профессора на протяжении всего семестра, другая видела его в течение 10 секунд — в видеоролике без звука. Мнение учившихся у преподавателя студентов совпало с первым впечатлением испытуемых, посмотревших ролик. Это в очередной раз доказывает: мы — это то, как мы выглядим. Или как минимум то, что на нас надето.

Симпатичным или даже красивым может быть не только человек, но и сайт компании или косметический салон. Это, безусловно, аргумент в их пользу, но он должен быть решающим только в том случае, если внешний вид — единственное, что вам необходимо для принятия решения.

2. Принцип дефицита

Если получить желаемое сложно или в принципе невозможно, это только увеличивает для нас его ценность. Сумка Hermès может стоить несколько тысяч фунтов и доставляться лишь спустя два года после заказа. И это вовсе не потому, что производственные мощности Hermès не позволяют выпускать нужное количество сумок.

Помните: схватившись за первое попавшееся предложение, вы можете упустить лучший вариант

Другой пример: в свое время население Европы пытались приучить к картошке. Только когда крестьянам было сказано, что картошка — собственность государства, а поля огорожены и взяты под охрану, картошку стали незамедлительно воровать, есть и выращивать.

С использованием техники дефицита мы ежедневно сталкиваемся в интернете. Сайт по бронированию отелей настойчиво предупреждает, что осталось всего несколько номеров, счетчик отсчитывает время до конца акции.

Принцип дефицита вгоняет нас в состояние легкой паники: надо брать, а то не успею! — и толкает на импульсивные покупки. Чтобы этого избежать, помните о том, что, схватившись за первое попавшееся предложение, вы можете упустить лучший вариант.

10 техник социального влияния, которые надо знать!

3. Предварительное согласие

Как правило, мы стараемся быть последовательными: если объявили о чем-то во всеуслышание, то повести себя наперекор сказанному будет очень сложно, даже спустя некоторое время.

Поэтому обычно нас просят сделать маленький шажок навстречу и согласиться с чем-то незначительным, после чего переходят к основной просьбе. Просто попросив денег на защиту окружающей среды, велик риск получить отказ. Но что, если сначала спросить: «Вам важно состояние окружающей среды?» Человеку, ответившему «да», сложно будет отказать в пожертвовании.

Взяв в руки вещи или оставив личную почту, вы вроде бы не берете на себя никаких обязательств, но в будущем это может быть использовано, чтобы на вас надавить. Попав в подобную ситуацию, помните: даже дав предварительное согласие, вы всегда вправе отказаться.

4. Возможность выбрать «меньшее из зол»

Оказывается, и первоначальный отказ может стать стимулом к дальнейшему согласию. Так работает принцип «меньшего из зол». Сначала нам предлагают купить что-то дорогое, а когда мы отказываемся, делают более умеренное предложение.

Представьте ситуацию: вам предлагают приобрести дорогую технику. Вы отказываетесь. Продавец: «Может, хотя бы возьмете батарейки для пульта? Ведь их вечно не хватает…» Вероятность того, что, отказав в первый раз, вы согласитесь во второй, достаточно велика. Вы чувствуете, что вам уступили, не став настаивать и убеждать. У вас рождается потребность отблагодарить, купив чего-нибудь взамен.

5. Акцент на схожести

Нам нравятся похожие на нас люди, а также те, кто разделяет наши интересы и взгляды. Бессознательно мы склонны доверять людям «своего круга». Незнакомцев же мы относим к этому кругу по самому доступному для оценки параметру — одежде.

Мошенники давно пользуются этим. Возможно, вы сталкивались с ситуацией, когда прилично одетый человек или семейная пара просят деньги на улице, ссылаясь на чрезвычайные обстоятельства. Их шансы получить деньги «на проезд» значительно выше, чем у настоящего бездомного.

Сближает не только внешний вид, но и наличие автомобилей одной марки или участие в одном и том же сообществе социальной сети. Но как бы ни был похож на вас продавец, помните: жить вам придется не с ним, а с той вещью, которую вы у него купите.

10 техник социального влияния, которые надо знать!

6. Ставка на авторитет

Мы доверяем тому, что говорят влиятельные люди. При этом зачастую экспертом становится тот, у кого есть для этого необходимые атрибуты.

В рамках эксперимента одного и того же актера представляли трем разным группам людей как «студента», «лаборанта» и «профессора» из Оксфорда. После участников попросили оценить его рост. «Профессор» показался испытуемым на 12 сантиметров выше, чем «студент». Если статус эксперта обманывает наше зрение, он обманет и мышление.

Обязательно проверяйте реальный статус эксперта, в особенности если это касается важного для вас вопроса.

7. Зависимость от социального одобрения

Нам нравится, когда наши действия одобряются, а предпочтения разделяются другими. Именно поэтому мы скорее заглянем в переполненный ресторан, чем в пустой.

Чтобы получить необходимый эффект, достаточно продемонстрировать, что точка зрения популярна в обществе. Именно поэтому на большинстве сайтов можно встретить раздел «Наши благодарные клиенты».

Социальное одобрение может побудить даже к противоправным действиям. Известный американский психолог Роберт Чалдини как-то предложил установить в парке запретительную надпись: «Многие посетители уносят с собой на память куски окаменелых деревьев, уничтожая природу...». И число хищений возросло почти в четыре раза! Пытаясь обозначить неправильность воровства, эта надпись скорее «узаконила» его, ведь, как оказалось, «все так делают».

Часто то, что мы считаем мнением большинства, — просто боязнь высказать свое мнение и стать первым

Другой пример использования этой техники — закадровый смех в сериалах. Несмотря на то что почти всех он раздражает, по результатам многочисленных исследований этот смех нужен: так шутки действительно начинают казаться более смешными.

Важно понимать: часто то, что мы считаем мнением большинства, — просто боязнь высказать свое мнение и стать первым. Вам знакома ситуация, когда на совещании никто не осмеливается возражать, и лишь когда самый смелый высказывает противоположную точку зрения, остальные начинают его поддерживать? Вспоминайте о своей тяге к социальному одобрению и не идите наперекор себе и своим желаниям.

8. Игра на чувстве благодарности

Согласитесь, когда вы получаете пусть даже небольшой подарок, вам, скорее всего, хочется отблагодарить дарителя — причем совершенно неважно, испытываете ли вы к нему теплые чувства и нужен ли вам подарок как таковой.

На этом построена вся индустрия промоакций, экскурсий на фабрики и дегустаций: получив подарок, человек начинает думать (пусть и не осознавая этого), что должен что-то купить взамен.

Если вы чувствуете, что в силу вашего характера даже маленький сувенир вынудит вас на ответную и несоразмерную благодарность в виде покупки чего-то ненужного, не берите его.

10 техник социального влияния, которые надо знать!

9. Использование аргументов

Социальный психолог и автор теории осознанности Элен Лангер провела эксперимент с посетителями библиотеки, стоявшими в очереди к копировальной машине. 94% испытуемых согласились пропустить ее вперед, услышав: «У меня пять страниц. Не могли бы вы пропустить меня, потому что я спешу?»

Интересно, что причиной согласия послужил не маленький объем копий. На просьбу «У меня пять страниц — не могли бы вы пропустить меня?» откликнулись только 60% испытуемых. Все дело — в наличии фразы «потому что».

По сути, нам безразлично, в чем заключаются причины: мозгу важен только факт, что мы узнали об их наличии. Если просьба необременительна, то, услышав «потому что», мы не тратим время на анализ содержания аргумента, а сразу готовы идти на уступки.

Будьте внимательны: действительно ли выдвигаемые доводы весомы, или это лишь замаскированные пустышки?

10. Комплименты

Исследования доказывают, что сказанный в нужный момент комплимент увеличивает шансы на покупку. В ситуации выбора мы часто испытываем неуверенность: что лучше взять — то или это? Метания могут закончиться тем, что мы просто уйдем из магазина. Но если именно в этот момент консультант похвалит наш выбор и чувство стиля, сконцентрировав наше внимание на одной вещи, то, скорее всего, мы уйдем с покупкой.

Нами правит жажда комплиментов. Если вы пришли на работу с новой стрижкой, то, скорее всего, запомните всех, кто похвалил вашу прическу. Даже тех, кто ограничился фразой: «О, отличная стрижка».

В случае с комплиментом лучше всего понять, с какой целью он был сделан, а потом просто продолжать наслаждаться им.

***

К счастью, от перечисленных выше уловок мы чаще всего защищены тем, что большинство людей и компаний применяют их с ошибками, которые снижают наше желание идти на уступки. Манипуляции на основе социальных норм очень дешевы в использовании, но научиться применять их правильно сложно.

Теперь, когда вам знакомы основные манипулятивные ловушки, осталось только научиться вовремя их замечать и избегать.