Стоял мартовский день 1987 года. На улице была пасмурь, и казалось, что к третьему уроку так и не рассвело. На переменках Ольга с таинственным видом подсовывала двойной листочек, потёртый на сгибах, то Маринке, то ещё кому из наших девчонок. Девчонки внимательно читали, на лицах отображалась скорбь и живой интерес.
Ольге очень, очень хотелось, чтобы окружающие спрашивали, что она принесла в класс. «Будешь плакать!» - со сдержанной печалью предупредила Ольга, давая мне шанс отказаться и жить дальше беззаботной, но гораздо, гораздо менее духовно насыщенной жизнью. «Посмотрим. Давай уже» - поторопила я и устроилась за парту (ещё старую, с откидной крышкой бледно-зелёного цвета).
Так состоялось моё знакомство с шедевром поэтической мысли, до сих пор гуляющим по интернету. Удивительно, но приписывающих себе это произведение найдется с десяток. По запросу выдается автором даже душещипательный Асадов. Но уж это-то точно вряд ли, Эдуард Аркадьевич ритм держал чётко и с рифмой в целом дружил.
Стихотворение я прочитала. Проняло до слёз.
В 14 я была девочкой начитанной и идиотизмы вызывали у меня бурную и радостную реакцию. Стишок обратно не отдала, пока не переписала.
Мой вариант может отличаться от гуляющих по сети, ну да тут как с дореформенной литературой (я про церковную, XVII века) – каждый переписывал нарратив по-своему, добавлял знаки препинания и вообще разъяснял непонятное у предыдущего переписчика.
Общая канва стихотворения сохраняется, но вот с именами героини изрядно разночтений – и Алёнка, и Лялька, и Алька.
Итак, наслаждайтесь :
Что только не делала зависть.
Убивала, сводила с ума.
Приносила девчонкам страдания.
Вот послушайте, быль есть одна.
В класс девчонка вошла, новичок.
И ребята, конечно, встали.
И директор прервал урок.
(Сцена из Золушки, Явление 1. Народ безмолвствует. )
Сразу весть облетела всю школу:
«Ах, красавица, ангел какой!»
И должен сказать, что девчонки
Ещё не видали такой.
(Не знаю, такой конкретно не видали или у девчонок школы насмотренность была мала).
Русы волосы, гладко причёсаны,
Не сходила улыбка с лица
И большие карие глазки,
Словно в них отражалась весна.
(Анекдот про слишком туго заплетённую косичку помните? Вот и я вспомнила).
Полюбили все в школе девчонку,
Не гордилась она красотой.
Так как имя ей было Алёнка,
Просто куклой звали её.
(Логику я не поняла, но потом сообразила, что да, кукол действительно часто называли непопулярными в народе именами. Алёнки, Машеньки, Настеньки – девочек в 70-80 с такими именами встречалось мало. А вот куклы с подобными именами в магазинах действительно продавались ).
Атаманом был в школе Серёжка.
Тоже славился он красотой.
Все девчонки к нему так и липли.
Только думал он о другой.
(Прекрасный пример народной школьной речи! Причем уровень явно не самой образованной среды, автор вряд ли выходец из советской интеллигенции, где максимумом допустимого сентиментализма было цитирование Есенина). Но мы возвращаемся, возвращаемся, дело идёт к трагедии!
Понимали всё в школе девчонки.
Отомстить захотела одна.
И в одно мгновение школу
Облетела её клевета.
(Опять нелогично, месть – ответное действие по умолчанию. Или же мы чего-то не знаем?)
Алёнка, ты ведь не знаешь,
Что о тебе говорят.
Лишь один не поверил Серёжка.
Он поднялся и крикнул: «Молчать!»
Кто-то подло над ней подшутил!
Всё равно я всю правду узнаю!
Ну тогда уж пощады не жди!
А Алёнка ничего не знала.
В класс спокойно вошла.
На лице её была улыбка
И румянец играл на щеках.
(Удивительно безмятежная девочка. Ну и мама каждое утро старательно косичку переплетала).
Но вдруг подошел к ней Серёжка
И серьёзно он ей говорит.
«Это правда? Только без смеха!
Ты вот эту записку прочти!»
(«Только без смеха» - тоже удивительно точно ухвачена лексика, воистину любой бред – отражение эпохи, и культура – это не только Боттичелли с Львом Толстым).
До того ли ей было.
По записке промчались глаза.
Улыбнулась, но вдруг изменилась:
«Люди, зачем так жестоко,
Люди, зачем вы так?»
И она, как стрела из класса,
Мелькнула в школьных дверях.
(В этой строфе явно видны отголоски русской соборности. Недаром героиня взывает к народной совести, а не спрашивает у героя, что это в принципе за образец эпистолярного жанра он ей предъявляет?).
Школьный парк, машины, дорога.
И не видит она ничего.
Окрик, и рядом Серёжка.
По дороге она бежала,
Завизжали вдруг тормоза
И от боли столкнулись глаза.
(Шок, аффект, неустойчивая подростковая психика, а чего ж вы хотели? Ну и безопасность дорожного движения недостаточно в школе была проработана, да.)
И лежала она неподвижно
Только сердце билось в груди.
И в последние жизни минуты вдруг сказала она тяжело:
«Я люблю тебя, слышишь, Серёжка?
Я люблю тебя одного!»
На дороге она лежала.
Рядом с ней сидел атаман.
А вокруг них люди стояли.
Каждый всё без слов понимал.
(Чего стоять, скорую вызывать надо! Милицию! А вообще тут хорошо так по уровням складывается – она лежит, стало быть, в мать сыру землю собирается, он сидит, на пороге жизни и смерти то бишь, и толпа сочувствующих, принадлежащих исключительно бренному и суетному миру стоит. Но зрители столкнулись с проявлением Истинной Любви и, так сказать, приобщились. Что-то архетипическое тут из-за куста вроде выглядывает).
«Алёнка, стой, погоди не спеши!
Люди, зачем так жестоко! Люди, зачем вы так!»
Так кричал Серёжка всё тише
Над девчонкой любимой своей.
«Ну зачем вы её погубили!»
Повторял он вновь и вновь.
Пусть же вечно живёт на свете
Вера, Надежда, Любовь!
Дивный стишок, откровенно сказать. Прекрасный срез нормативных отношений и нормативных эмоций.
Серёжка, стало быть, атаман – воплощение мужественности. Можно даже параллель со Стенькой Разиным провести, который в школьных учебниках выглядел образцом Настоящего Мужика. Правда, если верить фольклору и истории про княжну, там всё тоже плохо кончилось, и опять-таки не без участия общественности.
Алёнка – воплощение эдакой невинной зарождающейся женственности, живущей в идеальном мире грёз (тут влияние романтической литературы XIX века, наверно). Опять же, противопоставление героев толпе, гибель невинной героини (сентиментализм? Карамзин?).
Логического завершения нет, по сути – открытый финал. Пойдёт ли герой помирать к любимой на могилку (такие рукописные рассказы бытовали, правда в 80-х были уже редкостью, по крайней мере в наших краях); будет ли герой мстить, как обещал? (тоже бродячий сюжет).
Ну, а Ольгу я очень разочаровала. И в другой раз томик Асадова, взятый в библиотеке, она мне в руки не дала. Я потом сама взяла, и что-то оттуда даже переписала себе в тетрадку.
#фольклор #ссср #советский быт #школьная любовь #стихи о любви #юмор
И ещё о фольклоре: