Путь к философии

20 November 2020

Путь к философии у всех – разный. Не бывает чего-то одного, какого-то единственного толчка, после которого человек решает, что его жизнь до этого момента была недостаточно (или совсем не) осмысленной, наполненной и самим же им осознаваемой. Это всегда результат столкновения множества факторов, накопления множества вопросов, не дающих покоя, кризисов в миропонимании, в ощущении своего места во Вселенной, в формулировании своих правил, законов и принципов жизни.

У меня такой момент кризиса наступил в 2014 году. Я не сразу стал задавать вопросы о его причинах или делать из этого выводы. Я много читал и смотрел разных вещей, чтобы заполнить пустоту, с которой я остался, в очередной раз потерпев крушение планов и оказавшись на пороге смерти. И со временем я стал замечать, как живут другие люди (и вымышленные персонажи) в тех художественных фильмах, книгах и всяких non-fiction вещах вроде документальных произведений или лекций и дискуссий, записанных на видео. Становилось понятно, что чего-то у меня в жизни не достаёт.

Когда внутри пусто и твёрдого мировоззренческого фундамента нет (а мне довелось за годы сменить множество уже упакованных и готовых к употреблению взглядов на мир), то в моменты кризиса велика опасность ухватиться за какое-нибудь простое, удобное для восприятия и применения в жизни видение мира, оправдывающее удовлетворение определённых страстей, затыкающее важные смыслообразующие и целеполагающие вопросы ответами-заглушками вроде "это не важно", "это не интересно", "на это не стоит тратить время" или "займусь этим потом, когда время будет". Но они никогда не станут важны и интересны, а времени никогда не будет, если и так живётся относительно сыто, удовлетворённо, и пустота заполняется какими-либо развлекательными продуктами и информационными отвлечениями-однодневками. Опасности у меня получилось избежать: фундамент был рыхлый, но уже начинал складываться, материалы для него уже готовились и одним из главных был вопрос о том, чего же мне не хватает.

Удивительно, но даже некоторые мультсериалы, явно рассчитанные на детскую аудиторию, оказались способны поразить такого человека, каким я был на момент переживания кризиса: они показывали персонажей, у которых было то, чего не было у меня. Ценности. Представления о должном и недолжном. Смысл, как на уровне повседневном (что для этого персонажа значит то или иное), так и на уровне смысла и значимости жизни (к чему он стремится, почему он поступает так, а не иначе).

Вот оно! Вот то, чего мне не хватало последние годы. У меня не было опоры, не было точки отсчёта для построения смыслов и целей, поэтому я дрейфовал от идеи к идее, от возможности развлечься к возможности отдохнуть, спрятаться от мира, где всё это было. Это было важным осознанием, первым ключевым шагом. Мне стало интересно искать и находить смыслы для себя и вне себя.

Ещё одним ключевым моментом стало то, что я всегда был расположен к творчеству и с любовью внимал разного рода искусствам. Музыка, моя первая и главная любовь, кино, которое заставляет о нём думать ещё долго после просмотра, литература, творящая удивительные истории всего лишь какими-то буквами. Видеоигры.

Для тех, кто сам давно в теме или читает и смотрит меня в других местах, не секрет, что помимо привычных нам с детства игр давно существуют – и меньше их не становится – и проекты иного рода. Интерактивные медиа, которые чаще всего называют "играми" (из-за чего к ним порой бывает некоторое пренебрежение со стороны людей, совсем далёких от игр, потому что со словом "игра" часто связывают что-то несерьёзное, сугубо развлекательное) давно перестали быть новомодным развлечением для узкого круга гиков (если говорить о самых древних ролевых играх) или новой детской забавой в залах с аркадными автоматами. Существуют разного рода оригинальные авторские проекты, экспериментальные и необычные работы. Иногда это просто интерактивные музеи, иногда – дневник в форме стихов, стилизованный под интерфейс компьютеров конца 90-х и начала 00-х, или такие эксперименты с формой и содержанием, каких никогда ещё никто не предпринимал; они возможны только благодаря интерактивной природе этого молодого медиа, и способны удивить, вдохновить и стать неожиданной терапией, какой уже давно по всеобщему согласию могут быть и более традиционные формы искусств.

Но не только авангардные и "артовые" игры оказываются великими проводниками к пониманию других людей, мира вокруг себя и своего места в нём. В моём случае – даже не столько такие проекты, сколько более традиционные игры стали ещё одним важным шагом к философии, к попыткам учиться мыслить и находить смыслы, причины и основания в жизни, поступках и взглядах. Те, кто давно следят за моими постами в Телеграме, уже могли догадаться, что я говорю о серии Ultima.

Ещё до того своего большого кризиса мне были интересны старые игры, и я занялся изучением истории конкретно жанра RPG. Я уже в 2007-2008 узнал о "рогаликах", знал, что вдохновляло и где лежат корни ролевых игр, которые застало моё поколение, люди, родившиеся примерно в 1990. Знал и про две ключевые серии, Ultima и Wizardry. Но тогда была и учёба, была мечта заниматься музыкой, были знакомства, активности и постижение нового опыта жизни в большом городе, и как-то не очень успевал всё, что хотел.

Тем более значимо и актуально стало очередное возвращение к этому интересу в дни после пика кризиса, когда мне на глаза попался текст Честера Болингброка об Ультиме 4. Там было про добродетели. Слово, давно забытое, вышедшее из ежедневных разговоров и учебных программ, не употребляемое в СМИ. Идея, которую сегодня заменили не равнозначной идеей "ценностей". Качества, которые человек целенаправленно в себе культивирует, чтобы быть достойным человеком, чтобы жить осмысленной и счастливой жизнью.

Final Fantasy IX тоже в курсе.
Final Fantasy IX тоже в курсе.
Final Fantasy IX тоже в курсе.

Добродетель – важный элемент этики, и именно этика служит маяком, мерилом должного и недолжного, благого и вредного. И если в Ультиме 4 воспитание добродетелей и становление своеобразным этическим образцом для людей – это скорее нарративный инструмент, чем нравственная наука для самого игрока (слишком поверхностно и абстрактно о них рассказывается, да и геймплейно взращивание некоторых добродетелей превращается в утомительное повторение одного набор действий, которые лично игроку могут "прокачать" разве что смирение и терпение), то в Ultima 7 Part II: Serpent Isle уже есть практически полноценная этическая модель с теорией добродетелей. Там это называется Путём Баланса или Этической Философией Баланса.

Как у Аристотеля каждая добродетель – это середина между избытком и недостатком, так и в Ультиме баланс является важнейшей идеей. Это тоже баланс между излишне многим и слишком малым, но несколько в другой форме. Два набора добродетелей, представленных в игре, должны быть в балансе, каждая со своей парой.

https://beta.stopgame.ru/blogs/topic/99148
https://beta.stopgame.ru/blogs/topic/99148
https://beta.stopgame.ru/blogs/topic/99148

Простого следования и воспитания добродетели Энтузиазма (в Ультиме это считается энергией, дающей силы на большие поступки, великие дела) недостаточно. Если энтузиазм не будет уравновешен добродетелью Дисциплины (способностью доводить дела до конца и избегать отвлечений), то человек становится распущенным, недисциплинированным, он действует без каких-либо ограничителей. Если же преобладает Дисциплина, то человек погружается в апатию, в Ультиме под этим подразумевается состояние безнадёжности, бесцельности, что вредит возможности человека совершать благие поступки. Только в балансе Энтузиазма и Дисциплины рождается один из трёх кардинальных принципов мира Ультимы7ч2 – Dedication, что в данном контексте лучше всего перевести как целеустремлённость, преданность делу, самоотверженность.

https://www.deviantart.com/bluelynny/art/Undertale-Soul-Traits-17-Dedication-826728253
https://www.deviantart.com/bluelynny/art/Undertale-Soul-Traits-17-Dedication-826728253
https://www.deviantart.com/bluelynny/art/Undertale-Soul-Traits-17-Dedication-826728253

Баланс Этичности (веры в то, что в правильных поступках есть великая ценность) и Tolerance (принятия мира и всех вещей в нём, созвучно одной из идей стоицизма) рождает Гармонию, способность быть в ладах с собой, окружающими и миром – тоже стоический термин, возможность жить в согласии с природой. Принятие без Этичности рождает анархию. В игре под этим подразумевается недостаток правил, принципов, которых следует придерживаться достойному человеку, это в первую очередь анархия внутренняя. Этичность же без Принятия приводит к появлению предубеждения, неспособности уважать взгляды, верования и права других.

https://www.betterreading.com.au/book_list/stories-of-harmony/
https://www.betterreading.com.au/book_list/stories-of-harmony/
https://www.betterreading.com.au/book_list/stories-of-harmony/

Логика, способность ясно выражать мысль и освобождать её от предвзятости и низменных чувств, должна быть уравновешена Эмоциями, возможностью воспринимать и понимать чувства, в том числе и других людей, то есть способность к эмпатии. Из этого баланса получается Рациональность, способность постигать жизнь и понимать мир вокруг нас. Без Эмоций Логика приводит к Ruthlessness, безжалостному стремлению к собственной выгоде без придачи значимости нуждам и желаниям всех остальных. А Эмоции без Логики рождают безумие, неспособность приструнить эмоциональные импульсы рациональным мышлением.

Картинка с Pinterest.
Картинка с Pinterest.
Картинка с Pinterest.

Теперь пришло время подумать о самом важном. О метафизических основаниях всех этих принципов и добродетелей. В Ультиме7ч2 с этим всё просто: там есть божественные сущности, которые трансцендентны и являются источником этики мира игры. И вон он, момент одного из сильнейших толчков, направивших меня на путь постановки вопросов и поисков ответов. В мире Ультимы совершенно ясно, откуда происходит этика и к чему ведёт отказ от следования ей. А в нашем мире всё гораздо сложнее.

У нас огромное множество систем ценностей и верований, море разнообразных глобальных историй, в которые можно себя встроить, диаметрально противоположные взгляды на то, что является важным и значимым, нет однозначного ответа на ключевые вопросы о том, как следует или не следует поступать, есть ли Высший Источник блага, а если есть, то каков Он. Уже не первую тысячу лет стоят эти вопросы, и разговоры о них не перестанут рождать для нас смыслы. И вопросы о том, почему важны те вещи, про которые всё кристально ясно в какой-нибудь игре или художественных книгах с такими же явными источниками морали в сотворённых внутри этих произведений мирах, что за ними стоит и какое оно, это "что", дали мне силы начать заполнять свою пустоту иными вещами, нежели раньше. Не сиюминутными усладителями чувств и развлекательными жвачками для ума, которые в конечном счёте не дают ничего, а тем, что помогает мне понимать, кто я такой, почему я делаю то, что делаю, и как быть с тем, что я ничего не знаю. И именно этим я занимаюсь уже некоторое время и планирую продолжать уже и в такой публичной форме. Возможно, и кто-то из прочитавших этот текст ко мне в этом присоединится.