Гламур и пьяные деньги «Великого Гэтсби»

5 January

Киноверсия «Великого Гэтсби», выпущенная в 2013 году, это не об Америке 1920-х и даже не ретро-вариант с попытками сделать хотя бы похоже на правду. Это — сказочная, рекламно-открыточная вещь-картинка, созданная для восторгов и любования. Это — фильм-праздник, зрелище-декорация. Плакат эпохи Art Deco. Нет, это гимн эпохе Art Deco. А заодно - блистательной эре гламура 2000 - начала 2010-х. «Великий Гэтсби» самым волшебным образом подвёл финальную черту под темой glamour-а.

Это фильм не только по мотивам Фицджеральда, но и по мотивам американской рекламы.
Это фильм не только по мотивам Фицджеральда, но и по мотивам американской рекламы.

При том, что все артисты великолепно играют, а Леонардо ди Каприо в главной роли не просто носит костюмчики — он живёт образом Джея Гэтсби и с такой готовностью меняет выражение лица, что хочется сказать: «Верю!» И в его детскую (но тоже - рекламную) улыбку. И в его неистовую ярость. И в — печаль. Рекламные мальчики умеют рычать. И плакать. И даже страстно, по глупому любить. А Дэйзи любит стабильность и понятные деньги Бьюкенненов. Старые деньги. Пристойные.

Пара Joseph  Christian Leyendecker-а и кадр из фильма.
Пара Joseph Christian Leyendecker-а и кадр из фильма.

Но всё равно — главное тут антураж. За эстетическую основу был взят опыт художника Joseph Christian Leyendecker-а, долгие годы рисовавшего типажи образцовых американцев, тогда как и сам Фицджеральд сравнивает Гэтсби с мужчинами, которых изображают на рекламных плакатах. Гэтсби - воплощение эры нуворишей. Он - это символ больших и безумных , пьяных денег. Тех, что после Первой Мировой буквально валялись на дороге.

Joseph  Christian Leyendecker долгие годы ковал образы эталонных американцев - красивых, богатых и обаятельных.
Joseph Christian Leyendecker долгие годы ковал образы эталонных американцев - красивых, богатых и обаятельных.

Фильм соткан из мишуры, цветов, бриллиантов и — разноцветного шёлка, усеянного стразами. Это именно те люди, что улыбались с открыток, журнальных иллюстраций и обложек 1920-х — в их мире есть исключительно белые диваны и дорогие авто, несущиеся с захватывающей и — смертельной скоростью. Каждая сцена — эффект. Каждый жест — отточен. У каждого лица есть свой открыточно-рекламный прототип из прошлого. Но именно - открыточный. Киношный.

Милейшая Дейзи воплощает образ хорошенькой и - хорошей девочки, которой достаётся всё в этом мире...
Милейшая Дейзи воплощает образ хорошенькой и - хорошей девочки, которой достаётся всё в этом мире...

Изумительна подруга Дэйзи — мисс Джордан Бейкер — спортивно-тощая, изысканная пантера. Теннис, загар и гонки. Совершенный тип Art Deco - длинноногая, узкобедрая, с широкой спиной и гладкой короткой стрижкой. Отлично подан этот контраст Джордан (модно-журнальный, агрессивный тип) и Дэйзи (уютно-очаровательная, без острых углов женщина, которая в те годы очень нравилась мужчинам всех мастей). Податливая недалёкая блондинка и ретивая брюнетка.

Остро-модный тип Джордан Бейкер и типовая реклама 1920-х годов.
Остро-модный тип Джордан Бейкер и типовая реклама 1920-х годов.

«Великий Гэтсби» продолжает линию, заданную «Мулен-Ружем» и «Марии-Антуанеттой» - с бесконечными пирожными, похожими на бальные платья и девушками, напоминающими пирожные. Нарочитость красивостей и прелестей на фоне кошмарного (реального!) мира и — захватывающие танцы, не имеющие ничего общего с эрой джаза — какие-то современные ритмы, а сцена вечеринки напоминает большой роскошный клип. Где люди буквально пьяны от денег.

В 2000-х - в начале 2010-х были популярны фильмы-клипы о красивой жизни. Джей Гэтсби и Мария-Антуанетта с мире розовых тортиков и чарующе-белого цвета.
В 2000-х - в начале 2010-х были популярны фильмы-клипы о красивой жизни. Джей Гэтсби и Мария-Антуанетта с мире розовых тортиков и чарующе-белого цвета.

Примечательно, что тезис о гибели гламура, как системы ценностей и - системы модного поведения, транслировался как раз в 2011-2013 годах. Это слово утратило магический смысл, а главные it-girls глянцевой жизни нулевых переставали маячить на главных страницах дамской прессы. Вместе с экранной смертью Джея Гэтсби словно бы закрылась эта тема. И как было сказано в одной из тогдашних статей: выглядеть слишком роскошно стало немодным...

Zina Korzina / Галина Иванкина (с)