Дихотомия контроля или Как правильно ставить цели по мнению стоиков

Дихотомия контроля или Как правильно ставить цели по мнению стоиков

Дихотомия контроля - это практика, которую придумали стоики. Ровно такая же история есть в гештальт-терапии.

Уж не знаю, сами гештальтисты до неё дошли или позаимствовали, но успешно пользуются ей как те, так и эти ребята.

Практика призывает нас разделить вещи, события и явления в жизни на те, которые мы можем контролировать, и те, на которые можем влиять лишь косвенно. Или не влияем вовсе.

В ситуациях из первой категории нужно сделать всё, что зависит от вас напрямую. В ситуациях из второй категории - не париться.

По сути это принцип "делай, что должен, и будь, что будет", только в более развёрнутом виде.

В гештальте это называется "разделить ответственность". Мы определяем, что входит в зону нашей отвественности, и действуем в ней. В тех областях, где от нас ничего не зависит, мы не берём на себя лишнюю ответственность, и спокойно принимаем любой исход событий.

Примеры:

1. Вы устраиваетесь на новую работу. Идёте на собеседование.

Что зависит от вас напрямую? То, как вы выглядите. Как держитесь. Что и как говорите. На вашей ответственности говорить только чистую правду или приукрашивать. Как реагировать на провокационные вопросы.

Что от вас здесь не зависит? Примут вас на работу или нет. Это решается на уровне рекрутеров и руководства. Вы на это влияете уже косвенно. В вашей власти себя грамотно преподнести, дальше решают другие.

2. Вы хотите познакомиться с симпатичным и интересным человеком. Пусть это будет кто-то конкретный.

Опять же от вас зависит то, как вы выглядите, что говорите, как держитесь, о чём шутите, шутите ли вообще, как реагируйте, какие эмоции показываете, остаётесь собой или играете каую-то роль.

Но не в вашей власти сделать так, чтобы человек прям 100% захотел дальнейшего общения. Косвенно влиять можно, но окончательное решение человек будет принимать самостоятельно.

3. Вы выступаете публично и боитесь, что о вас плохо подумают люди.

Вы можете хорошо отрепетировать перед выступлением, выучить текст, проработать свои страхи с психологом, поработать над речью, набросать список ответов на возможные вопросы. На самом выступлении от вас зависит подача, сила и тембр голоса, ваша энергетика и прочее.

А вот то, что думают о вас люди, этим мы не управляем. Думать они вольны всё, что угодно. В силу своего характера, умозаключений, привычек и воспитания.

Отдайте им ответственность за это и не парьтесь.

В число вещей, которые от нас не зависят, также входит:

- мысли и чувства других людей - за это отвественны они, а не вы

- чужие решения - вы можете влиять, но решение принимает всё-равно другой

- обстоятельства жизни - опять же: влиять можно, контролировать нет

- свои эмоции - они возникают сами по себе; в нашей же власти раскручивать эмоцию дальше или нет, а также как себя вести в связи с этим, ведь поведение вам подконтрольно

- будущее, результат деятельности - от нас зависит то, как мы будем этого достигать и что при этом делать; результат же не всегда зависит от нас, т.к. жизнь часто вносит свои коррективы.

По поводу последнего вообще интересно.

Представьте, что вам надо выполнить план продаж. От вас зависит то, насколько хорошо и качественно вы будете работать согласно правилам и регламентам. Вы можете создавать вкусные условия для покупателей, но решение о покупке всё-равно принимают они. И здесь уже напрямую вашего контроля нет.

Товарищи стоики по поводу этого говорят следующее.

Не совсем корректно ставить себе цели по результату. Т.е. мы не можем сказать себе: "Я заработаю миллион за следующий месяц". Точнее можем, конечно, но по их мнению это будет неправильно.

Правильно ставить цели по действиям, которые от вас напрямую зависят:

- найму дополнительных сотрудников для увеличения количества продукции

- усилю контроль качества товаров

- сделаю 30 звонков подрядчикам, чтобы договориться о дополнительных поставках.

Или другой пример. Хочет человек зарабатывать с помощью блоггинга.

Неправильно будет ставить цель: наберу миллион целевых подписчиков за месяц. Потому что может наберёте, а может и нет. Вдруг контент н​е зайдёт аудитории! Или не там будете искать. Или не теми методами привлекать.

Как будет правильно:

- пишу посты с регулярностью 3 шт в неделю

- провожу опросы аудитории с целью выявить интерес

- корректирую темы постов, исходя из опросов

- создаю интерактивы, конкурсы

- смотрю курсы по блоггингу, читаю дополнительный материал, чтобы узнать, как завоевать интерес.

И тому подобное.

В таком случае вы не берёте на себя ответственность за других, а остаётесь в рамках личного контроля. И делаете то, что зависит от вас. 

А как уже это отразится на подписчиках, никто не знает. Можно делать прогнозы, просчитывать этот момент. Но по факту это может не совпасть с реальностью, и лучше быть к этому готовыми, чтобы лишний раз не разочаровываться.

Успехов вам на вашем пути!