РПЦ как узконациональная традиция христианства

Старт автокефалии РПЦ дала так называемая Флорентийская уния, принятая еще в середине 15 века.

Дело в том, что Папа Римский Евгений IV инициировал в 1448 году Собор, который должен был объединить католиков и православных. Там обсуждались главные противоречия среди християн, в том числе и главенство Папы Римского.

В Москве не признали собрание и решили самостоятельно избрать себе митрополита, назвали его “Митрополитом Московским и Всея Руси” и выбрали Иона. Оторванное от Константинополя правление продлилось до конца 16 века. Так, в 1588-1589 годах Вселенский Патриарх Иеремия II во время поездки в Москву был вынужден признать там автокефалию.

“Это был визит в Москву, в первую очередь для богослужения и знакомства с местными парафиями и мирянами. Царское правительство на месте задержало его с целью получить грамоту об автокефалии. Понятно, что процесс официального предоставления Томоса — это процесс коллегиальный, заседания Синода и все необходимые официальные тонкости. Тут человек едет по другим делам, а с него выбивают предоставление автокефалии для Москвы”, — пояснил историю процесса митрополит Хмельницкий и Каменец-Подольский Антоний.

По словам митрополита, в Москве решили "надавить" на Патриарха, и через несколько месяцев вынужденной изоляции в Москве он пошел на уступки боярам. Официально же независимость РПЦ была подтверждена через несколько лет.

Касаемо автокефалии Русской Православной Церкви, то ее автокефалия возникла в связи с отпадением Константинополя на флорентийской унии. Русской Церкви, в ту пору входившей в состав Константинопольского Патриархата, невозможно было оставаться в ведении Патриарха, отпавшего от Православия. Поэтому Русская Церковь стала управляться самостоятельно, то есть фактически обрела автокефалию, уточнил профессор Московской духовной академии.
Естественно, к отпавшему от Православия Патриарху православные Церкви ни за томосом, ни по другим вопросам, не обращались.

«Падением Константинополя (Второго Рима) явилось подписание в 1439 году Ферраро-Флорентийской унии, то есть отказ Константинопольской патриархии от правоты православия и признание верховенства римского папы. Последовавшее вскоре покорение Константинополя турками воспринималось народом уже как следствие унии, как Божий бич для отступников.
В отличие Константинополя, Москва категорически отказалась склониться перед католиками и с позором выгнала митрополита Исидора, подписавшего унию. Вот благодаря этому, как утверждали верующие, Русь заслужила небесную благосклонность и освободилась от монголо-татарского ига.

Из уважения к славному византийскому прошлому остальные православные церкви почитают Константинополь первым среди равных. Но само существование Константинопольской церкви критически зависит от финансовых потоков из Австралии и США. А если учесть, что именно эти две страны, наряду с Великобританией, являются глобальными эпицентрами русофобии, становится ясно — кто и зачем может использовать такую зависимость. Злые языки утверждают, что константинопольский первосвященник — всего лишь марионетка ЦРУ, и без отмашки этой спецслужбы на Фанаре не принимают ни одного знакового решения. (Это подтверждается и наградами, которые «Вселенский», ныне стамбульский патриарх раздаёт сотрудникам ЦРУ (С.Л.)) Отныне Вселенский патриарх открыто борется против православного Востока на стороне Запада.

Глубина этого падения Константинопольской церкви так же велика, как и при подписании Ферраро-Флорентийской унии. Думается, расплата за это падение будет столь же горькой, как в 1453 году.»

Так, в 1593 году в Константинополе Священный Синод признал автокефалию РПЦ. Правда, как рассказал религиовед Игорь Козловский, Москва получила не Томос в нынешнем понимании, а специальную грамоту.

“У них нет Томоса, но есть грамота, выданная в свое время для признания их канонической церквой. В этой грамоте действительно есть положения, которые ограничивают их границы теми митрополиями и епархиями, действующими в то время в Московском царстве”, — пояснил религиовед.

Томос — указ предстоятеля поместной православной церкви по некоторому важному вопросу церковного устройства, например, широко известен Томос к Флавиану папы Римского Льва I. В частности, путём издания томоса некоторой части «материнской» (кириархальной) церкви предоставляется автономия в управлении или автокефалия.
Томос с греческого переводится как «кусок» (греч. τόμος <греч. τέμνω — «кусок»; «том» от «резать», «делить»). Это кусок мирро, который даёт право на торговлю магическими услугами, на определённую территорию, даёт право быть Церковью...Чтобы стать Церковью необходим Томос, то есть официальный кусок мирро, который может дать только самый главный ... Главным патриархом православия считается патриарх Константинопольский. Только он, это единственное лицо в мире, может дать томос.

Томос — это официальный церковный документ по особо важным вопросам церковного устройства. Обычно под томосом понимают грамоту патриарха одной из Поместных Церквей, которая позволяет какой-то ее части стать самостоятельно управляемой Церковью и выбрать своего предстоятеля.

Современное значение у титула Патриарха появляется с V века, — его получают епископы, главенствующие над митрополитами. Термин впервые встречается в документах IV Вселенского Собора — 451 г.

После Разделения 1054 года титул Патриарха закрепился преимущественно за Предстоятелями Восточной Церкви. В современном православии титул Патриарха имеют предстоятели Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Русской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской Поместных церквей.

На Руси Патриаршество было введено в 1589 году при царе Феодоре Иоанновиче, сыне Ивана IV Грозного. Первым Патриархом стал Московский митрополит Иов с 1589 по 1605 годы.

Святитель Иов, Патриарх Московский
Святитель Иов, Патриарх Московский
Святитель Иов, Патриарх Московский

23 января 1589 года в Москве Собор с участием Константинопольского Патриарха Иеремии избрал Патриархом царствующего града Москвы в Великого Российского царствия свт. Иова. После возвращения Патриарха Иеремии в Цареград там состоялись в 1590 и 1593 гoдах Соборы с участием других восточных Патриархов, которые подтвердили постановление Московского Собора с участием Патриарха Иеремии, признали Московского Патриарха пятым по чести в диптихе после Патриархов Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского и определили его титул: «Патриарх Московский и всея России и северных стран».

На основании вложенной грамоты за подписью Патриарха Константинопольского и с согласия всех Патриархов была официально установлена автокефалия Поместной Церкви на Руси в 1589 году и был учрежден Московской Патриархией Патриарший престол. Хотя начало автокефалии и самостоятельного управления Русской Православной Церковью положено в 1448 году, когда были разорваны отношения с Константинопольским Патриархатом из-за его вхождения в унию с Римско-католической Церковью, то есть в связи с отпадением Константинопольского Патриархата от Православия (1439г.).

На время правления первого Патриарха свт. Иова приходится и начало «смутного времени», когда Римский престол и поляки предприняли новую попытку подчинить Русь Риму. Лжедмитрий I незаконно свел с кафедры святителя в 1605 году, и менее двух лет спустя, 8 марта 1607 года, тот скончался. Лжедмитрий I незаконно возвел на Патриарший престол грека Игнатия, прежде — Кипрского Предстоятеля, который, впрочем, недолго оставался на Московской кафедре (1605—1606 гг.).

Чего стоит томос и нужен ли он, если его можно давать, не давать и отменять, когда захочется? А решает стамбульский патриарх.
В 1686 году патриархом Константинопольским Дионисием IV предоставлен томос о присоединении Киевской митрополии к Московской патриархии . А Синод Константинопольского патриарха 11 октября 2018 года под давлением заокеанских спонсоров "очень сильно захотел" и отменил принятое почти 350 лет назад решение. То есть, томос, даваемый и отбираемый в угоду определённым политическим кругам, далёким от православия и, более того, враждебных ему, вообще потерял какую-либо обязательную ценность.

Решение отделиться от Константинополя во многом было продиктовано геополитическими мотивами. Во-первых, в этот период страна вела активные боевые действия, в том числе участвовала в Ливонской войне, а также расширяла свои земли на восток. Собственная церковь во многом стала духовной и идеологической основой для жителей новых земель.

Во-вторых, правителям в Москве было важно укрепить в стране самодержавие, что и произошло как раз при правлении царя Ивана Грозного. Свой митрополит на престоле должен был усилить легитимность правящей верхушки в России.

"Интересно подчеркнуть, что никогда не было дарования Православной Церкви в России Томоса об автокефалии! В 1589-1590 годах Вселенский Патриарх Иеремия просто нормализовал ситуацию, подняв эту кафедру на патриаршее достоинство, при том, что было разрешено Московскому архиерею называться "патриархом", при условии, что он должен был поминать патриарха Вселенского и считать его "как своего главу и первого", как сказано в грамоте", — отметил архиепископ Телмисский Иов.

Влияние Патриарха Никона на Царя было таким значительным, что впоследствии Петр I, помня пример Никона, считавшего, что «священство выше царства», и опасаясь, что власть Патриарха будет ограничивать самодержавную власть Царя, упразднил патриаршество.

Это произошло после кончины Патриарха Адриана в 1700 году, кода был оставлен только местоблюститель Патриаршего престола. В 1721 году с согласия Восточных Патриархов, которые впрочем были более разочарованны таким решением, в России был учрежден высший орган церковного управления — Святейший правительствующий Синод. Был создан и орган контроля государства за всеми церковными делами.

На протяжении XVIII–XIX веков временами звучала критика созданного Петром церковного (синодального) строя. Решительные сдвиги произошли лишь в начале ХХ века. В 1903 году вышла отдельным изданием статья известного публициста Л. А. Тихомирова «Запросы жизни и наше церковное управление», где говорилось о желательности восстановления Патриаршества и возобновления Поместных Соборов. Статья Тихомирова привлекла сочувственное внимание св. Государя Николая II.

Поместный собор 1917-1918 гг.
Поместный собор 1917-1918 гг.
Поместный собор 1917-1918 гг.

23 сентября 1904 года в письме обер-прокурору Святейшего Синода К. П. Победоносцеву Государь высказал «мысль о Всероссийском Церковном Соборе», признаваясь, что эта мысль «давно уже таится» в его душе. «…По многим… вопросам нашей церковной жизни обсуждение их Поместными Соборами внесло бы мир и успокоение, притом правильным историческим путем в полном соответствии с преданиями нашей Православной Церкви». Это историческое письмо Государя Николая II положило начало подготовке к Поместному Собору. До известных событий 1917 года Собор так и не состоялся.

В Константинополе также пока не говорят подробно, как будет устроено «мировое православие» после окончательной самоизоляции РПЦ.

В составе Константинопольского патриархата уже есть Русская архиепископия, которая пока объединяет приходы лишь в Западной Европе.

Позиция РПЦ как одного из возможных лидеров православия подорвана. Учитывая огромное количество прихожан, а также политическое и финансовое влияние, РПЦ и Россия в целом претендовали на лидерство в мире. Но после создания ПЦУ о статусе претендента речь не идет. А учитывая разрыв с Константинополем и прекращение евхаристического общения, можно говорить и об изоляции РПЦ. Патриарх Кирилл пропал из публичной сферы. Он не появляется уже 8 дней, что дает место слухам о плохом состоянии здоровья и щадящим графике работы. Немощь патриарха - это тренд ближайших лет. Который становится важным.

Сам патриарх Кирилл видимо ощущает огромные риски вокруг РПЦ, при отсутствии решений и даже понимания стратегии поведения. Церковь все больше сдает позиции государству и уже превратилась фактически в госкорпорацию, которая финансируется из бюджета и внебюджетных фондов. Все это сильно тревожит многих клириков, на фоне слухов о создании госструктуры по контролю за деятельностью за конфессиями.

Сбылся страх патриарха - внутри РПЦ оформилась неформальная оппозиция. Раздрай наблюдается и среди "милых мальчиков Кирилла", интригующих друг против друга. Серьезно возрасла, с одной стороны, роль РПЦЗ. Но она также требует больших влияний.

При том, что Константинопольский патриархат при одобрении Госдепа намерен поглотить приходы РПЦЗ и даже организовать перехват власти от митрополита Илариона(Капрала). Говорят, что на этом фоне возникла идея направить в Америку митрополита Илариона (Алфеева). Что очень не нравится фактическим управляющим РПЦЗ - Ольховскому, Охотину, Гану и Лукьянову . На этом фоне решено активно противопоставить западноевропейские приходы РПЦЗ.

РПЦ находится в стадии принятия важнейший исторических решений -пойдет ли Московская патриархия на окончательный разрыв с наиболее авторитетными православными церквями и оформит статус "церкви раскола", либо удержится от этого.

РПЦ получила унизительное поражение по украинскому кейсу. Самоуверенность и отсутствие объективной аналитики стало причиной принятия заведомо неправильных решений. Кирилл считал, что контролирует православный мир. А оказалось- что он манипулируемый фигура, небольшая по статусу фигура. Это Гундяева серьезно обидело.

Сегодня РПЦ уже открыто вступила в конфликт с Константинополем и Элладской православной церковью, на подходе -конфликт с Александрийской церковью, в перспективе-все ожидают конфликт РПЦ с Иерусалимской православной церковью.

Это проходит на фоне угроз иерархов вселенских церквей провести суд и обвинить РПЦ и патриарха Кирилла в ереси и сектантстве.

В свою очередь, РПЦ якобы намерена создать союз православных традиционалистов с Сербской церковью и начать кампанию внутриправославного раскола.

По мнению экспертов, победу тут не одержит ни одна сторона. Но нас ожидает серьезный раскол в православном мире и ослабление влияния православия в мире.

Интересно, но позиция РПЦ полностью устраивает католическую церковь, которая в перспективе воспользуется ситуацией и начнет внедряться в православную зону.

На фоне того, что у Путина хранятся триллионы в Ватикане и он не может их забрать, поэтому сейчас Патриарх Кирилл полностью играет на стороне Ватикана, он хаотизирует православный мир, он раскалывает клир выполняя указания сильнейших. Результат будет понятен- православие максимально утратит репутацию и влияние. Прямо надо сказать - Гундяев последовательно выполняет завещание своего учителя Никодима влиться в католический мир.

Источник:

https://foma.ru/chto-takoe-tomos.html

«Колокола России»: «Второе предательство Константинополя» (Иван Таляронок)

Статья Л. А. Тихомирова «Запросы жизни и наше церковное управление»