Уголовная ответственность в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

18 May

В конце декабря 2019 года в Китае было зафиксировано появление ранее неизвестного вируса, имеющего значительное сходство с пневмонией и вызывающего тяжелый острый респираторный синдром. 30.01.2020 на заседании комитета по чрезвычайным ситуациям Всемирной организации здравоохранения вспышка нового коронавируса была признана чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение.

11.03.2020 Всемирная организация здравоохранения официально признала вспышку нового типа коронавирусной инфекции пандемией.

В целях совершенствования механизмов защиты граждан РФ от угрозы распространения инфекционных заболеваний, а также повышения гражданской ответственности был предложен ряд изменений в уголовное законодательство, направленных на усиление ответственности за нарушения санитарно-эпидемиологических правил, повлекших угрозу массового заболевания или отравления людей (Пояснительная записка к Проекту Федерального закона N 929651-7 "О внесении изменений в статью 236 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Пояснительная записка)).

На основании данного проекта был принят Федеральный закон от 01.04.2020 N 100-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 100-ФЗ), которым были введены ст. ст. 207.1, 207.2 УК РФ, ст. 236 УК РФ изложена в новой редакции и внесены изменения в УПК РФ.

Составы преступлений, предусматривающие уголовную ответственность в связи с распространением коронавирусной инфекции, условно можно разделить на 2 вида:

- публичное распространение заведомо ложной информации (ст. ст. 207.1 - 207.2 УК РФ);

- нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК РФ).

Уголовная ответственность за публичное распространение ложной информации о новой коронавирусной инфекции (COVID-19)

Статьей 207.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств.

Соответствующее деяние наказывается штрафом в размере от 300 тыс. до 700 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо ограничением свободы на срок до 3 лет.

Согласно примечанию к указанной статье обстоятельствами, представляющими угрозу жизни и безопасности граждан, в ст. 207.1 УК РФ признаются чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

Верховный Суд РФ в ответе на вопрос 12 "Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020) (далее - Обзор ВС РФ N 1) разъяснил, что обстоятельства распространения новой коронавирусной инфекции на территории РФ относятся к обстоятельствам, представляющим угрозу жизни и безопасности граждан, на которые указано в примечании к ст. 207.1 УК РФ, поскольку распространение новой коронавирусной инфекции на территории РФ в настоящее время повлекло и может еще повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, и на противодействие ее распространению направлены принимаемые меры по обеспечению безопасности населения и территорий.

Действия физического лица могут содержать признаки уголовно наказуемого деяния и квалифицироваться по ст. 207.1 УК РФ в случаях, когда такое распространение заведомо ложной информации с учетом условий, в которых оно осуществляется, цели и мотивов совершаемых действий (например, для того, чтобы спровоцировать панику среди населения, нарушения правопорядка), представляет реальную общественную опасность и причиняет вред охраняемым уголовным законом отношениям в сфере обеспечения общественной безопасности. При этом публичный характер распространения заведомо ложной информации может проявляться не только в использовании для этого СМИ и информационно-телекоммуникационных сетей, но и в распространении такой информации путем выступления на собрании, митинге, распространения листовок, вывешивания плакатов и т.п. (ответ на вопрос 13 Обзора ВС РФ N 1).

Статьей 207.2 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия.

Так, ч. 1 ст. 207.2 УК РФ предусматривает наказание за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека. Данное деяние наказывается штрафом в размере от 700 тыс. до 1,5 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, наказывается штрафом в размере от 1,5 млн до 2 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок (ч. 2 ст. 207.2 УК РФ).

По смыслу уголовного закона предмет преступления, предусмотренного ст. 207.2 УК РФ, является более широким по отношению к предмету преступления, предусмотренного ст. 207.1 УК РФ.

В частности, согласно ч. 1.1 ст. 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ (в ред. от 03.04.2020) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" общественно значимой признается информация, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращению функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи. Поэтому к общественно значимой информации может быть отнесена также информация об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых в связи с этим мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств. С учетом этого публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, о которой идет речь в примечании к ст. 207.1 УК РФ, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, смерть человека или иные тяжкие последствия, квалифицируется по соответствующей части ст. 207.2 УК РФ. Если в результате этих действий указанные последствия не наступили, содеянное надлежит квалифицировать по ст. 207.1 УК РФ (ответ на вопрос 15 Обзора ВС РФ N 1).

Следует отметить, что лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности за распространение заведомо ложной информации, указанной в диспозициях ст. 207.1 или ст. 207.2 УК РФ, если деяние этим лицом совершено до вступления в силу Федерального закона N 100-ФЗ, то есть до 01.04.2020, в том числе и в случаях, когда общественно опасные последствия, предусмотренные ст. 207.2 УК РФ, наступили в период действия нового уголовного закона. Если публичное распространение заведомо ложной информации начато до вступления в силу Федерального закона N 100-ФЗ и продолжалось после установления уголовной ответственности, то уголовно наказуемыми могут быть признаны только те действия, которые были совершены в период начиная с 01.04.2020, при этом обязательным условием ответственности по ст. 207.2 УК РФ является наступление общественно опасных последствий, состоящих в причинной связи с такими действиями (ответ на вопрос 14 Обзора ВС РФ N 1).

Верховный Суд РФ также указал, что разграничение административной ответственности, предусмотренной ч. ч. 10.1 и 10.2 ст. 13.15 КоАП РФ, и уголовной ответственности, предусмотренной ст. ст. 207.1 и 207.2 УК РФ, следует проводить по субъекту правонарушения. Административная ответственность за деяния, предусмотренные ч. ч. 10.1 и 10.2 ст. 13.15 КоАП РФ, установлена только для юридических лиц. Граждане, в том числе должностные лица, руководители юридического лица, при наличии в их действиях состава преступления, предусмотренного ст. 207.1 или ст. 207.2 УК РФ, могут быть привлечены к уголовной ответственности (ответ на вопрос 16 Обзора ВС РФ N 1).

Уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее заражение другого человека новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)

Согласно абз. 10 ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами РФ, и техническими регламентами.

Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 715 (п. 16).

Как следует из названия и определения, данного Всемирной организацией здравоохранения на официальном сайте https://www.who.int/topics/coronavirus_infections/ru/ (Коронавирусы являются большим семейством вирусов, способных вызывать разные болезни у людей - от обычной простуды до ТОРС. Вирусы из этого семейства вызывают также ряд болезней среди животных), короновирус является инфекционным заболеванием.

Согласно абз. 16 ст. 1 Федерального закона N 52-ФЗ инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, - это инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия).

Лицо, заразившее другое лицо коронавирусной инфекцией, может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 236 УК РФ в случае нарушения санитарно-эпидемиологических правил либо создания угрозы наступления таких последствий.

Согласно ч. 1 ст. 236 УК РФ нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо создавшее угрозу наступления таких последствий, наказывается штрафом в размере от 500 тыс. до 700 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 18 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 1 года до 3 лет, либо ограничением свободы на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Под массовым заболеванием понимается заболевание группы людей, сосредоточенных на определенной территории, требующих медицинского вмешательства. Заболевание следует считать массовым, если число заболевших превышает количество пациентов, которое по нормам или на практике может быть принято врачом в течение рабочего дня ("Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. В 4 т. Особенная часть. Раздел IX" (постатейный) (том 3) (отв. ред. В.М. Лебедев) ("Юрайт", 2017), автор комментария - Дорошков В.В.).

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека (ч. 2 ст. 236 УК РФ), наказывается штрафом в размере от 1 млн рублей до 2 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо ограничением свободы на срок от 2 до 4 лет, либо принудительными работами на срок от 3 до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

В случае если нарушение санитарно-эпидемиологических правил повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц, данное деяние наказывается на основании ч. 3 ст. 236 УК РФ принудительными работами на срок от 4 до 5 лет либо лишением свободы на срок от 5 до 7 лет.

Ранее к субъектам данного преступления относились как сами заболевшие, явившиеся источником распространения инфекции, так и иные лица при невыполнении требований, обусловленных спецификой должностной или профессиональной деятельности. Специальным субъектом данного преступления могли быть как должностные лица, так и иные работники, ответственные за соблюдение соответствующих правил, либо для которых эта обязанность определена характером осуществляемой деятельности, компетенции, правового статуса (работники предприятий и учреждений питания, промышленного и сельскохозяйственного производства, санэпидемстанций, медицинских и иных учреждений и организаций) ("Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. В 4 т. Особенная часть. Раздел IX" (постатейный) (том 3) (отв. ред. В.М. Лебедев) ("Юрайт", 2017), автор комментария - Дорошков В.В.).

Федеральным законом N 100-ФЗ субъектный состав данного преступления дополнен лицом, "создавшим угрозу наступления таких последствий". Согласно Пояснительной записке в ст. 236 УК РФ предлагается установить повышенную ответственность за умышленные действия, связанные с нарушением санитарно-эпидемиологических правил и направленные на создание угрозы массового заболевания и отравления людей в связи с несоблюдением многими жителями нашей страны санитарно-эпидемиологических правил, принятых как адекватные меры реагирования для купирования возникшей угрозы.

Согласно п. 3.4 Приложения N 8 к Приказу Минздрава России от 19.03.2020 N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19" (далее - Приказ Минздрава N 198н) пациент с легким течением заболевания и лица, проживающие с таким пациентом, должны быть проинформированы о том, что нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание, может повлечь привлечение их к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 236 УК РФ.

Законный представитель, обеспечивающий уход за ребенком с положительным результатом теста на COVID-19, которому оказывается медицинская помощь на дому, должен быть проинформирован о рисках заболевания новой коронавирусной инфекцией и необходимости соблюдения рекомендаций по защите от инфекций, передающихся воздушно-капельным и контактным путем, особенностях ухода за пациентами, больными указанной инфекцией, а также иметь информацию, что нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание, может повлечь привлечение к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 236 УК РФ (п. 7 Приказа Минздрава N 198н).

Уголовная ответственность за нарушение режима самоизоляции, связанного с предотвращением распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)

Режим самоизоляции федеральным законодательством не установлен и не определен.

Впервые термин "самоизоляция" упоминается в Указе Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (далее - Указ Мэра Москвы N 12-УМ).

В соответствии с данным Указом самоизоляцию на дому обязаны обеспечить:

- граждане, прибывшие из Китайской Народной Республики, Республики Корея, Итальянской Республики, Исламской Республики Иран, Французской Республики, Федеративной Республики Германия, Королевства Испания, иных государств - членов Европейского союза, Республики Сербия, Республики Албания, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Республики Северная Македония, Черногории, Княжества Андорра, Королевства Норвегия, Швейцарской Конфедерации, Исландии, Княжества Монако, Княжества Лихтенштейн, Республики Молдова, Республики Беларусь, Украины, Боснии и Герцеговины, Ватикана, Республики Сан-Марино, Республики Хорватия, Соединенных Штатов Америки (п. 9.3 Указа Мэра) на срок 14 дней со дня возвращения в Российскую Федерацию (не посещать работу, учебу, минимизировать посещение общественных мест) (п. 9.2);

- граждане, совместно проживающие в период обеспечения изоляции с гражданами, прибывшими из вышеуказанных стран, на срок 14 дней со дня возвращения последних в РФ (п. 9.3);

- граждане, совместно проживающие в период обеспечения изоляции с гражданами, в отношении которых приняты постановления санитарных врачей об изоляции, на срок, указанный в постановлениях санитарных врачей (п. 9.3);

- граждане в возрасте старше 65 лет на период с 26.03.2020 по 01.05.2020 (п. 10.1);

- граждане, имеющие заболевания, указанные в приложении 5 к Указу Мэра N 12-УМ, на период с 26.03.2020 по 01.05.2020 (п. 10.1);

- граждане с подозрением на наличие новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), а также граждане с проявлениями острой респираторной вирусной инфекции и других острых респираторных заболеваний (п. 12.5);

- граждане, совместно проживающие с лицами, указанными в п. 12.5 Указа Мэра N 12-УМ (п. 12.6).

Режим самоизоляции должен быть обеспечен по месту проживания указанных лиц либо в иных помещениях, в том числе в жилых и садовых домах (п. 10.1).

А согласно п. п. 2 - 6 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" по 30.04.2020 обязаны соблюдать режим самоизоляции только граждане в возрасте старше 65 лет, находящиеся на территории Санкт-Петербурга. Режим самоизоляции должен быть обеспечен по месту проживания (месту пребывания) указанных лиц либо в иных помещениях, в том числе в жилых и садовых домах.

В данных актах дополнительно установлена обязанность граждан не покидать места проживания (пребывания), за исключением определенных случаев.

Например, в п. 12.3 Указа Мэра Москвы N 12-УМ определены следующие исключительные случаи:

- обращение за экстренной (неотложной) медицинской помощью;

- иная прямая угроза жизни и здоровью;

- следование к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с данным Указом;

- осуществление деятельности, связанной с передвижением по территории города Москвы, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с данным Указом (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки);

- следование к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с данным Указом;

- выгул домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания);

- вынос отходов до ближайшего места накопления отходов.

Аналогичная обязанность не покидать места проживания (пребывания) содержится в различных НПА субъектов РФ (например, п. 3.3.2 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)").

Данные меры согласуются с позицией Главного государственного санитарного врача РФ. Пунктом 6.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2020 N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" гражданам, вернувшимся с территорий, где зарегистрированы случаи новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), при появлении первых признаков респираторной инфекции рекомендовано оставаться дома (по месту пребывания) и незамедлительно обращаться за медицинской помощью в медицинскую организацию по месту прикрепления с представлением информации о своем пребывании на территории, где зарегистрированы случаи новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), для оформления листков нетрудоспособности без посещения медицинских организаций (на дому).

При этом указанная обязанность прямо не обозначена как самоизоляция, но представляет собой меру противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Термин "самоизоляция" также был использован Президентом РФ в ходе Совещания с главами регионов по борьбе с распространением коронавируса в России 08.04.2020 ("Совещание с главами регионов по борьбе с распространением коронавируса в России").

Таким образом, можно предположить, что самоизоляция рассматривается в широком и узком смысле.

Под "самоизоляцией" в связи с распространением коронавирусной инфекции в широком смысле понимается общая обязанность граждан не покидать места проживания (пребывания), за исключением отдельных специально оговоренных случаев, а в узком смысле - обязанность не покидать место жительства (пребывания), установленная в отношении конкретных категорий граждан.

Согласно абз. 2 п. 1 Информационного материала Правительства Санкт-Петербурга от 06.04.2020 "Правительство Санкт-Петербурга информирует о мерах административной и уголовной ответственности за несоблюдение запретов и ограничений в условиях режима повышенной готовности и особого противопожарного режима", размещенного на официальном сайте органа https://www.gov.spb.ru/press/governor/186337/, нарушение режима самоизоляции лицом, информированным о наличии у него коронавирусной инфекции, может повлечь уголовную ответственность. Например, в случае если нарушение режима самоизоляции повлечет по неосторожности массовое заболевание людей либо создаст угрозу наступления таких последствий.

Как ранее указывалось, ст. 236 УК РФ предполагает либо нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, либо создание угрозы наступления таких последствий, либо смерть другого лица (других лиц).

Таким образом, само по себе нарушение режима самоизоляции не предполагает привлечение лица к уголовной ответственности. Ответственность за данное правонарушение установлена законодательством об административной ответственности.

Однако если в результате нарушения лицом режима самоизоляции будет установлено, что такое действие напрямую связано с нарушением санитарно-эпидемиологических правил и повлекло за собой по неосторожности массовое заболевание либо создало угрозу массового заболевания, либо повлекло по неосторожности смерть другого лица (других лиц) (т.е. содержит признаки уголовно наказуемого деяния), то это лицо может быть привлечено к уголовной ответственности на основании ст. 236 УК РФ.

В настоящее время отсутствуют разъяснения применения данной нормы УК РФ высшими судебными органами, а также соответствующая правоприменительная практика.