Глазами фотографа Плотникова. Как я восстановил надгробие МИХАИЛА ВРУБЕЛЯ

231 full read
МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ
МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ

Русский художник МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ родился 17 марта 1856 года в Омске. Умер 1 (14) апреля 1910 года в Санкт-Петербурге.

Валерий Плотникова "Времена оттепели прошли":

"Надгробие Врубеля

Я жил на Невском, Серёжа Соловьев - на Херсонской. Когда я с ним подружился, у нас было три кумира, три надмирные величины. Это - Блок, Рахманинов и Врубель (много позже Серёжа включил туда ещё и Мейерхольда). В нашем союзе я отвечал за изобразительную часть. Естественно, это Эрмитаж, Русский музей и в нём - Михаил Врубель. Я не помню, в каком году я увлекся Врубелем, этим уникальным художником, наверное, единственным великим художником из группы "Мир искусства". Там были сильные ребята, но они всё-таки какие-то декоративные, сиюминутные, а Врубель был просто гениальным художником. Мне было безумно приятно, когда через много лет я узнал, что на выставке, которую проводил Дягилев и где были представлены работы "Мира искусства", Пабло Пикассо часами простаивал в зале Врубеля. Хотя потрясающими художниками были и Бакст, и Кустодиев, и Сомов. Но такой мощи, такого величия, такой энергии, как у Врубеля, и такой судьбы, конечно, не было ни у кого из них.

У меня были все альбомы, все книги о Врубеле, которые к тому времени вышли, начиная с докатастрофических времен, но меня это не удовлетворяло. И я записался в залы детской и юношеской публичной библиотеки, там был зал, где можно было заказывать периодику и, естественно, только в зале просматривать её, а я сам хотел докопаться до оценки врубелевских работ его современниками, при его жизни. То есть я хотел почувствовать нерв того времени, что писали и что говорили о нём.

И я всё это копировал, выписывал, и среди прочего я нашёл некрологи на кончину Врубеля 1910 года. И что самое потрясающее - фотографию его надгробия. И мы с Серёжей решили разыскать это надгробие, которое находилось на петербургском Новодевичьем кладбище, которое тогда уже была заброшено, но его ещё не успели срыть, хотя до войны принималось такое решение - срыть это кладбище, перенести значимых людей, например, в Александро-Невскую лавру или на Волковское кладбище. А роскошный огромный кусок зелени кладбища, недалеко от Обводного канала, на Московском проспекте, задумали застроить чем-то ужасно необходимым. А на кладбище были потрясающие храмы, когда-то принадлежавшие Новодевичьему монастырю. Но началась война. А после войны, видимо, сил на кладбище не хватило, его оставили потихоньку загибаться. И само кладбище стало как слепок, как образ архитектурного Петербурга, разваливающегося, ветшающего, загибающегося заживо. А когда-то это кладбище было самым дорогим в Петербурге. Когда оно была действующим, там стояли великолепные надгробия, некрополи - то в стиле готики, то в византийском стиле. И я знал, что там должно находиться и надгробие Врубеля. Не знал только, где конкретно. А так как кладбище было закрыто, то не было никаких ориентиров, никаких документов.

И мы с Серёжей пошли - кажется, зимой - искать могилу Врубеля. Потом выяснилось, что могила Врубеля находится в самом дальнем конце кладбища, так как его похоронили за счёт Академии художеств и участок находился на дальней линии - надо было экономить "художественную копейку". Но мы всё-таки нашли это надгробие. Причём здесь были захоронены и Врубель, и его жена Надежда Забела-Врубель.

Могила была в совершенно жутком состоянии. Мы нашли её в тысяча девятьсот семьдесят каком-то году. Там было множество чудесных клёнов, а клён расползается совершенно потрясающе, попадает во все расщелинки надгробий, раздвигает даже камни, и всё превращается в осколки.

Надгробие Врубеля выполнил какой-то замечательный архитектор, к сожалению, не удалось разыскать его имени, и сделал он это надгробие в идеальных пропорциях, там были кубические объёмы разного уровня. Но самое потрясающее - это четыре столбика по краям, как врубелевские кристаллы. Они были сделаны из черного полированного гранита. Всё было замечательно задумано. Но все эти края теперь были вдребезги разбиты - так же, как и плиты. Думаю, что всё это произошло без участия человека, это природа постаралась за многие десятилетия - снег, вода, лёд, клёны. В общем, всё было в совершенно жутком состоянии. На плите было написано только "Врубель" и дата смерти, А на обратной стороне - "Надежда Забела-Врубель".

После нашей находки прошло много-много лет, потому что тогда мы были студентами и у нас не было денег. Но я приходил на эту могилу почти каждый год, всё очищал, старался, чтобы надгробие не зарастало дальше. Естественно, с этими клёнами справиться мне было не под силу.

И наконец, кладбище начали возрождать, причём в какой-то степени благодаря каким-то депутатам и криминальным типам, воздвигающим надгробия из полированного гранита величиной с дом, но самое главное, что под это дело появился директор кладбища, появились рабочие.

И тогда я сказал Серёже: "Давай попробуем сложиться, сброситься и всё-таки привести надгробие в нормальное состояние". Я узнал порядок цен и понял, что это нам не по карману. Но тем не менее зёрнышко было брошено. А потом спустя ещё какое-то время появился замечательный человек Миша Рудяк, бизнесмен из списка “Форбс”, который замечательно помогал мне делать альбомы. И как-то раз, в 2004 году, я попросил у него денег, чтобы восстановить надгробие Врубеля. А он просто сказал: "Узнай, какая сумма нужна". Я пошёл к рабочим и всё узнал. Пришёл к Мише, передал ему. Он ответил: "Для Врубеля - не проблема, всё сделаем". Он пригласил меня к себе - куда-то на Рублёвское шоссе, где он снимал дачу.

Михаил Рудяк. Снято 2004/05/28
Михаил Рудяк. Снято 2004/05/28

И вот мы идём в какую-то комнату, и он достает из тумбочки конверт с уже приготовленной суммой. Я, счастливый, приезжаю на Московский проспект, на кладбище, и говорю рабочим, что вот здесь сбито, здесь срежьте, там поправьте, хотя будет нарушена пропорция высоты. Они - да, хорошо. Через некоторое время приезжаю, вижу - они сделали всё наоборот. Я, конечно, расстроился, но говорю, что извините, мы не поняли друг друга. И уезжаю. А они увидели, что я расстроен, и через какое-то время звонят - приезжай, мы переделали. Они очень умело вышли из положения. Они сделали заново эти четыре кристалла. И мало того, не взяли за переделку ни копейки, поставили черный гранит за счёт кладбища. Хотя сумма, которую они от нас получили, была по тем временам немаленькая. И сделали они всё замечательно.

Но как только я стал восстанавливать надгробие, сразу появились какие-то знатоки и стали говорить, что на кладбище было всё по-другому, например, вот здесь стоял демон. Я говорю, что фотографию 1910 года видел и не смог её переснять только потому, что это было в библиотеке.

Мало того, они организовали конкурс на лучшее надгробие Врубелю, в том числе там были варианты с портретом самого Врубеля, скульптура Врубеля и что-то там ещё. В общем, я отбивался, как мог. Хотя люди мне помогали. Я, например, договорился с рабочими, и они спилили по периметру все проросшие клёны, правда, за каждый клён брали по сто “зелёных”. Хорошо, что тогда не требовалось разрешения Академии художеств, хотя на меня могли подать в суд за самоуправство. А Академии художеств уже давно было на всё наплевать. Я в своё время ещё пытался отреставрировать надгробие Александра Васильевича Головина, потрясающего художника, чей занавес в Мариинке сверкает до сих пор, ходил и к Валерию Гергиеву, и к Валерию Фокину, но никто так и не заинтересовался.

А рядом с надгробием Врубеля на кладбище была могила поэта Константина Фофанова, тоже в жутком состоянии, но её сейчас как-то подправили, чтобы хоть не заваливалась. Сейчас, слава Богу, кладбищу, видимо, выделяются какие-то деньги и там наконец восстанавливаются даже дорожки.

А когда мы работали над могилой Врубеля, это никого не интересовало, так как она была на отшибе, а свежие захоронения больших начальников располагались ближе к началу. Теперь там у них появился колумбарий, где можно заранее купить себе место.

И это прекрасно, восстанавливаются прежние захоронения. Например, появилось надгробие с надписью "Действительный тайный советник". Видимо, потомки пятого или седьмого поколения, выжившие в этой мясорубке, помнят своих предков и восстанавливают их могилы. Есть уже восстановленное надгробие адмирала царского флота такого-то. А начиналось всё с надгробия Врубеля..."

Глазами фотографа Плотникова. Как я восстановил надгробие МИХАИЛА ВРУБЕЛЯ

Ищите фотоальбомы и книгу воспоминаний Валерия Плотникова "Времена оттепели прошли" в магазинах Москвы и в интернет-магазинах: https://ast.ru/book/vremena-ottepeli-proshli-839056/.

В Москве можно приобрести перед спектаклем в театре Ленком.

Автор будет рад вашим существенным и интересным дополнениям к публикации в комментариях. Если вы видите ошибку, пишите в комментариях, автор не может знать всё и иногда совершает опечатки.
Комментируйте, соблюдая приличия, подписывайтесь на канал.