дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

Как снимали самую комическую часть в фильме "Поднятая целина 1959 года"

9 March

Часть 1. Где доснимать?

По замыслу авторов сценария Ю. Лукина, Ф. Шахмагонова и постановщика А. Иванова, произведение М. Шолохова предполагалось экранизировать в двух сериях.

Но вот в печати появилось продолжение «Поднятой целины». План постановки пришлось перестроить в расчете на трехсерийный фильм. В связи с этим оказалось необходимым для завершения второй серии доснять некоторые натурные кадры.

Возник сложный вопрос: а где же доснимать? На дворе глубокая осень. В Ростовской области шел снег. Конечно, кинематограф обладает возможностью воссоздавать природу в павильоне. Но ведь здесь нужны пейзажи, просторы полей.

Такие кадры, снятые на натуре, отличаются неповторимой атмосферой подлинной жизни, глубокой перспективой, то есть всем тем, что трудно, а порой и невозможно воссоздать в павильоне даже самому опытному художнику.

А где же найти в это время года зелень и солнце?

И все же такое место нашлось...

Часть 2. На съемочной площадке.

В Абхазии вплоть до ноября зеленеют луга и деревья, ландшафт напоминает степи придонья. Это и привлекло ленфильмовцев.

Еще в СССР был в Абхазии колхоз «Колхида».

...На заболоченном лугу стоит длинный деревянный стол и грубые, наспех сколоченные скамейки. Чуть в сторонке дымит костер. Над ним висит закоптелый котел.

Дальше — повозки, быки и две передвижные будки на колесах. Это — нехитрая декорация полевого стана.

Кадр из фильма "Поднятая целина" . Декорация  полевого стана.
Кадр из фильма "Поднятая целина" . Декорация полевого стана.

Пока артисты гримируются и переодеваются, ассистенты «обживают» декорации. На столе появляются чашки, ложки, хлеб лук, соль. В котел засыпают крупу, кладут мясные консервы.

Вероятно, «суп-кондёр», который варил колхозникам дед Щукарь, не был таким ароматным...

9 часов утра. Ныряя по ухабам, подъезжает автобус. Выходят артисты. Впрочем, уже не артисты, а знакомые герои «Поднятой целины».

Семенит по кочкам дед Щукарь (артист В. Дорофеев) Твердой поступью, по-хозяйски шагает Давыдов (артист П. Чернов). Порывистой, нервной походкой идет Нагульнов (артист Е. Матвеев).

"— Внимание!" — командует режиссер А. Иванов. — "По местам! Начали..."

Артисты садятся за стол. Начинается репетиция сцены в полевом стане — самой, пожалуй, комической в фильме.

Дед Щукарь, исполняющий в бригаде обязанности повара, разливает по мискам знаменитый «кондёр». Проголодавшиеся колхозники с аппетитом принимаются за еду. Дед самодовольно наблюдает за ними и с нетерпением ждет, когда его начнут хвалить. Но неожиданно разыгрывается скандал.

Молчун (артист С. Плотников) вытаскивает из миски подозрительный кусочек мяса, долго разглядывает его и, наконец, подносит к самому носу Щукаря.

Подозрительный кусочек мяса в миске.
Подозрительный кусочек мяса в миске.

Бабы гурьбой подбегают к испуганному Щукарю. Настенька выплескивает ему в лицо содержимое своей плошки. Дед пытается утихомирить разбушевавшихся казачек, но, увидев, что к нему приближаются казаки с грозными лицами, поворачивается, прыгает в канаву и бежит прочь.

Казаки и казачки обступили деда "Щукаря"
Казаки и казачки обступили деда "Щукаря"
Угадайте 6 советских музыкальных фильмов по одному кадру

Нетрудно пересказать интересную сцену. Другое дело — снять ее. Больше недели ушло у кинематографистов на то, чтобы отрепетировать каждую деталь. Настоящий творческий накал чувствовался и у ведущих актеров, и у исполнителей эпизодических ролей.

Подписаться на канал