Мы тут для себя настоящий архитектурный "бриллиант" откопали на Каравалдайской возвышенности - творение самого Косякова! Того самого, который построил немало храмов в Санкт-Петербургской, Ярославской и Воронежской губерниях и возвел грандиозный Морской собор в Кронштадте, принесший ему громкую славу.
И вдруг стоит себе в обычной деревеньке под названием Гора Валдай потрясающе красивая Церковь Святой Троицы, а автором указан тоже Василий Антонович Косяков!
Как она тут оказалась? Стали разбираться и выяснили вот что.
Местность, где была впоследствии появилась мыза Гора-Валдайская впервые упоминается в Писцовой книге Водской пятины 1500 года, как деревня Варьевалда (от финского "Harjavalta" - волость, расположенная на возвышенности). После победы в Северной войне (1700-1721) Петр Первый пожаловал эти земли своему ближайшему сподвижнику Александру Даниловичу Меншикову. Когда Меншиков попал в опалу, земли отошли в казну. А Елизавета Петровна сразу же по восшествии на престол раздала их разным помещикам. Территория была разделена на две части, граница прошла посередине Каравалдайского озера.
Восточная часть озера и деревня Гора-Валдай (ранее - Агвалы) досталась фавориту императрицы Алексею Григорьевичу Разумовскому. Его наследники в 1822 году продали земли действительному статскому советнику Дмитрию Никифоровичу Добржанскому. Он и создал на восточном берегу озера небольшую усадьбу, назвав ее "Алютино". В 1839 году имение поступило на торги, и его купил коллежский асессор Арист Иванович Дребс. Дребсы владели этой небольшой, но привлекательной усадьбой 60 лет, всячески её обустраивая. Но в 1896 году их наследники продали поместье купцу Воронину.
Иван Агапович Воронин был родом из деревни Рябинки Ярославской губернии и начинал свою деятельность в Петербурге как простой предприниматель. Пройдя все ступени купеческого карьерного роста, к концу XIX века купец Воронин стал председателем правления петербургского акционерного общества ткацких мануфактур, в которое входило шесть предприятий с общим числом рабочих около трех тысяч человек. Кроме того, Воронин являлся одним из руководителей акционерного общества по постройке церквей и соборов. К концу 1880 годов доходы Воронина уже были столь значительны, что он начал выделять крупные суммы на благотворительность. Например, в 1891 году Иван Агапович пожертвовал крупную сумму на возведение неподалеку от своей фабрики в Нарвской части, на берегу реки Екатерингофки, каменного храма Богоявления Господня на Гутуевском острове, оговорив устройство в нем семейной усыпальницы. Там он и познакомился с Косяковым, которого затем и привлек к строительству церкви в усадьбе.
В 1898 году Воронин подал прошение о закладке храма на берегу Гора-Валдайского озера: "Место, избранное для храма, по своей живописности и центральности положения вполне благоприятствует строительству церкви. Храм будет благодеянием для всех окружающих деревень”.
Ведь раньше по церковным канонам люди в деревнях были приписаны каждый к своему храму, а ближайший храм для местного населения был в Ковашах, и крестьяне каждое воскресенье ходили туда по лесам и болотам. Наверное, поэтому Воронин и решил помочь людям. Но, возможно, это произошло из-за семейной трагедии. Старший сын Ивана Агаповича - Леонид - полюбил простую девушку из бедной семьи. Отец же был против этой любви: он, недавно вышедший в столичный свет, хотел закрепиться в нём, женив сына на девушке "из благородных". Несчастный влюблённый решил наложить на себя руки. Он был ещё жив, когда его нашли, но до больницы не дотянул - умер. Убитый горем отец - человек глубоко верующий - больше всего страдал от того, что даже поминать в церкви неразумного своего сына у него нет права. И вот, надеясь хоть как-то смягчить загробную участь юноши, выстроил храм для своих земляков.
Проект был утвержден в 1899 году, а в 1903 году уже состоялось освящение храма. Освящал храм отец Иоанн Кронштадтский. Тогда же был выстроен и каменный дом со службами для церковнослужителей.
Проследить судьбу Ивана Агаповича Воронина и его детей мне не удалось, но в 1905 году по данным «Памятной книжки Санкт-Петербургской губернии» мыза Гора-Валдай принадлежала уже генерал-майору Раевскому.
После революции храм подвергся разграблению, как и большинство церковных сооружений в то время.
С 1931 года в деревне располагался военный городок, который принадлежал тылу авиации Балтийского флота. Городок имел статус закрытого военного объекта.
А в церкви были устроены военные склады.
Восемь лет назад Владыка Владимир, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, благословил передачу храма Святой Троицы в деревне Гора-Валдай от государства церкви. Храм тогда представлял собой голые стены и гору мусора внутри, дверей и стёкол не было, от сырости и перепада температур осыпались внутренние росписи - от былой красоты остались одни фрагменты.
Сейчас церковь реставрируется.
А от усадьбы остались только руины мощного каменного фундамента. В заросшем парке ещё можно деревья, сохранившиеся со времён создания усадьбы в 1830-1840 годы. Некоторым из них более 170 лет. А вот Горовалдайское озеро осталось неизменным.
Для написания статьи использованы фрагменты книги «Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии Ломоносовского района». Авторы Нона Васильевна Мурашова (Глинка), Лина Петровна Личалина.
Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте ещё: