Чёрная речка - заводская окраина Петербурга

1,3k full reads

Эти два старинных особняка почти на набережной Чёрной речки были давно помечены у меня на карте, как интересные объекты.

Скриншот автора
Скриншот автора

А тут как раз недавно проезжала мимо и решила, наконец, их осмотреть. Остановила машину на набережной и отправилась на поиски особняка Струка и особняка Экваля. Я и подумать не могла, что поиски этих зданий подарят мне удивительные архитектурные открытия.

Но сначала я полюбовалась самой Чёрной речкой.

Петербург. Набережная Чёрной речки. Фото автора
Петербург. Набережная Чёрной речки. Фото автора

Я не рассказала историю её названия в статье про реки Петербурга, поэтому комментаторы сами исправили это упущение.

Скриншот автора
Скриншот автора

Сейчас вода в речке не застойная и не чёрная, а индустриальный пейзаж, открывающийся с её берегов, очень даже неплох.

Петербург. Набережная Чёрной речки. Фото автора
Петербург. Набережная Чёрной речки. Фото автора

Особняк Струка должен был находиться около краснокирпичного здания с башенкой, видневшегося вдалеке.

Чёрная речка - заводская окраина Петербурга

Сейчас это здание принадлежит технопарку "Ильич", так теперь называется бывший "Петербургский абразивный завод "Ильич"

Поэтому неудивительно,что рядом с проходной до сих пор находится памятник Ленину.

А раньше на территории завода находились 1-я Российская фабрика наждачных изделий и машиностроительный завод Н. Струка.

Основателем и владельцем фабрики был купец первой гильдии, инженер Николай Николаевич Струк. В 1883 году фабрикант перевёл сюда свою фабрику, выстроив для производства необходимые здания по проекту Адольфа Бёме.

Фото с сайта https://www.citywalls.ru
Фото с сайта https://www.citywalls.ru

Будучи немцем,  Струк предпочитал брать в помощники немцев, и постройки также заказывал архитекторам немецкого происхождения. В конце 1890 годов архитектор Ф. К. фон Пирвиц построил рядом с производственным корпусом особняк для владельца завода и его семьи (жены Серафимы-Луиза и дочери  Елизаветы-Екатерины-Терезы-Гертруды) изящное деревянное сооружение с шатровым крыльцом и пропильной резьбой.

Особняк Струка. Фото с сайта https://www.citywalls.ru
Особняк Струка. Фото с сайта https://www.citywalls.ru

Именно этот дом я и хотела увидеть. Но, увы, не получилось. Оказалось, что особняк закрыт на реставрацию и упрятан не только за забором, но и за плотной сеткой, сквозь которую ничего невозможно разглядеть.

Осталось только полюбоваться на ограду, сохранившуюся со времён постройки здания.

Но где-то неподалеку должен был ещё находится особняк Экваля. Ведь в 1918 году завод Струка был национализирован и объединен с Чугунолитейным заводом «Бр. Экваль». Шведские инженеры  братья Экваль в 1892 году основали завод и выпускали горизонтальные двухтактные нефтяные двигатели, которые поставлялись товариществу «Нобеля». В 1922 году объединённый завод переименовали в завод «Ильич» с сохранением профиля – производство заточных инструментов и станков.

Фото с сайта https://www.citywalls.ru
Фото с сайта https://www.citywalls.ru

После войны завод перешел на выпуск шлифовальных автоматов и полуавтоматов. В 1962 году на заводе было освоено производство синтетических алмазов, а в 1963 – начато изготовление инструментов из них. Сегодня предприятие продолжает выпуск скоростных кругов из современных материалов.

Я отправилась дальше по Красногвардейскому переулку, чтобы найти особняк Экваля. С одной стороны был страшный чёрный забор.

Санкт-Петербург. Красногвардейский переулок. Фото автора
Санкт-Петербург. Красногвардейский переулок. Фото автора

Там, за забором и спрятан от посторонних глаз шедевр деревянного зодчества - особняк в стиле модерн архитектора Фёдора Ивановича Лидваля.

Санкт-Петербург. Особняк Экваля. Фото автора
Санкт-Петербург. Особняк Экваля. Фото автора

Это впоследствии Лидваль станет знаменитым на весь мир мастером модерна, а особняк Экваля будет считаться его первым реализованным проектом, который он построил в 1901 году.

Жаль, что особняки сейчас нельзя рассмотреть, и непонятно, когда они будут отреставрированы и будут ли вообще, ведь территория рядом с архитектурными памятниками активно застраивается.

Санкт-Петербург. Красногвардейский переулок. Фото автора
Санкт-Петербург. Красногвардейский переулок. Фото автора

Хотя и дальше по Красногвардейскому переулку за забором видны ещё другие интересные здания.

Санкт-Петербург. Красногвардейский переулок. Фото автора
Санкт-Петербург. Красногвардейский переулок. Фото автора

Это красивое, но неотреставрированное здание оказалось бывшим приютом для 20 мальчиков и богадельней на 10 стариков, открытым 9 мая 1882 года Николаевским братством и его основателем, князем А. Суворовым.

Примерно 1909 год. Фото с сайта https://www.citywalls.ru (листайте галерею)
Примерно 1909 год. Фото с сайта https://www.citywalls.ru (листайте галерею)

Построили его архитекторы Сюзор Павел Юльевич и Беккер Николай Федорович.

В советское время в здании находился психоневрологический интернат, а потом - адвокатское бюро, фирма по пошиву сумок, редакция газеты, общество защиты прав инвалидов. Сейчас там располагается ЗАО "Фарфор".

Напротив этого здания, но тоже за забором обнаружились ещё заводские корпуса.

На территории бывших заводов сейчас ведётся интенсивное жилое строительство, а среди стройплощадок спрятался детский садик.

И сейчас совсем ничего не осталось от существовавшего в Красногвардейском переулке в начале ХХ века Русского автомобильного завода И. П. Пузырева.

Фото с сайта https://www.citywalls.ru
Фото с сайта https://www.citywalls.ru

Иван Петрович Пузырёв открыл свой завод на Черной речке в августе 1909 года. На заводе Пузырев наладил выпуск запасных частей, а также ремонтировал сами автомобили. Опыт в этом пригодился для создания первой модели "Пузырев". Зимой 1911 года был готов первый  автомобиль модели 28/35HP. В это время в России было лишь два предприятия, выпускавших машины: Русско-Балтийский вагонный завод и Русский автомобильный завод И. П. Пузырева.

Фото с сайта https://www.citywalls.ru
Фото с сайта https://www.citywalls.ru

В 1914 году на заводе Пузырева произошел пожар. В огне погибли восемь автомобилей и пятнадцать готовых комплектов для сборки. Ущерб оценили в 52 тысячи рублей, и оказалось, что застрахована лишь половина сгоревшего имущества. Было ли возгорание случайным или имел место поджог - вопрос остается открытым. Сам Пузырев после пожара прожил не так долго и умер 4 сентября 1914 года. Но после смерти Пузырева его завод не прекратил существования. С началом войны РАЗИПП получал заказы на изготовление двигателей внутреннего сгорания для траншейных прожекторных станций и запчастей к ним. С приближением немцев к Петрограду предприятие эвакуировали в Симбирск - нынешний Ульяновск, где уже в советское время на его базе появился завод по производству небольших стационарных моторов.

А я тем временем отправилась обратно к набережной Чёрной речки.

Там, на набережной можно увидеть ещё много интересных домов. Например, доходный дом  Михина, построенный в 1912-1913 годах инженером-архитектором Бродским Самсоном Григорьевичем.

Фото с сайта https://www.citywalls.ru
Фото с сайта https://www.citywalls.ru

Но сейчас он и пожарная часть рядом перестроены до неузнаваемости.

И ещё об одном предприятии, находящимся на набережной Чёрной речки нельзя не упомянуть. Это "Завод художественных красок". Его построил здесь в 1900 году технолог из Англии - Юлиус Фридлендер. Небольшой лакокрасочный завод был весьма успешным, выполняя как государственные, так и частные заказы. В 1934 году по инициативе работников Третьяковской галереи на базе фабрики распоряжением правительства был образован "Ленинградский завод художественных красок". Художественные материалы, производимые этим заводом, не уступают по качеству лучшим мировым аналогам. Это я подтверждаю лично, ведь именно в магазин при заводе я и приезжала на Чёрную речку.

Вот такой получилась моя незапланированная экскурсия около Чёрной речки, которая многим известна только как место дуэли Пушкина.

Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте ещё: