Чудо Острова - цепные мосты XIX века

330 full reads

"Чудо-остров, чудо-остров! Жить на нём легко и просто!" - распевала я в машине, приближаясь к Острову. Настроение было замечательное! Во-первых, пока я рассматривала карту в поисках достопримечательностей вокруг Острова, очень развеселилась, читая названия окружающих его населённых пунктов.

А во-вторых, наконец-то(!), мы не проезжали Остров мимо, а ехали посмотреть чудо-чудное, диво-дивное - цепные мосты!

Навигатор вывел нас на центральную площадь Острова около Троицкого собора 1790 года постройки, где была просторная автостоянка. Эта площадь раньше была Торговой, а теперь названа в честь Клавы Назаровой - организатора Молодой гвардии в Острове. На площади, гдк Клавдия была казнена в 1942 году, установлен ей памятник.

Мы припарковались прямо у входа на мост.

Город Остров. Фото автора
Город Остров. Фото автора

Про эти чУдные чуднЫе мосты я была наслышана давно и очень хотела их увидеть, потому что больше нигде в России не сохранилось транспортных подвесных мостов XIX века. А в Острове их целых два!

Вход на мост обозначают семиметровые пилоны.

Любуемся их красотой и входим на мост, который появился здесь по велению Николая Первого. По легенде однажды во время проезда через город Остров царь не смог продолжить свой путь из-за того, что деревянные мосты были разрушены рекой. Николай разгневался и приказал построить надежный мост через реку Великую.

Город Остров. Фото автора
Город Остров. Фото автора

Река расходится здесь на два протока, образуя остров. Интересно. что один из протоков считается собственно рекой Великой, а другой в древние времена назывался "Черной речкой" или "Слобожихой". С моста - в какую сторону не посмотри - открываются потрясающие виды.

Город Остров. Фото автора
Город Остров. Фото автора

С одной стороны виден Спасо-Казанский Симанский монастырь.

А с другой сразу привлекает внимание церковь Николы Чудотворца XVI века.

В конце моста есть смотровая площадка. Оглядываемся! Какая ажурная красота!

Город Остров. Фото автора
Город Остров. Фото автора

Мы на острове! Тут есть исторический парк и краеведческий музей.

В музей мы не пошли, а вот парк решили осмотреть. Экспозиция в парке рассказывает про крепость, которая раньше была на острове. Сначала - деревянная, а в 14 веке - уже каменная. Длина крепости достигала более 200 метров, ширина – около 80, а окружность – примерно 550 метров. У неё были стены пятиметроворой толщины, сложенные из известняка и валунов.

Город Остров. Фото автора
Город Остров. Фото автора

Город Остров и крепость подвергались неоднократным нападениям. В 1406 году ливонские рыцари две недели разоряли окрестные села под Псковом и Островом, приблизились к крепости но на штурм не решились. А в 1502 году после упорного штурма крепость захватили немцы. Город был сожжен дотла, погибло четыре тысячи его защитников.

Город Остров. Фото автора
Город Остров. Фото автора

С течением времени, особенно после успешных походов Петра I в Северной войне, крепость Остров потеряла свое первоначальное военное предназначение, но всё ещё существовала, правда, по-немногу разрушаясь. Но во время оккупации 1941-1944 годов фашисты довершили то, что не удалось их предкам в начале 16 века: они разобрали крепость до основания. И сейчас мы можем увидеть в парке только её макет.

В парке очень хорошо: цветут ирисы, открываются живописные виды во все стороны и даже есть информационные таблички для погружения в дополненную реальность.

Всё осмотрев, мы пошли на второй мост.

Город Остров. Фото автора
Город Остров. Фото автора

С него - тоже очень красивые виды!

Ну и конечно, нельзя было не полюбоваться на мосты с берега!

Ведь они уникальны! Длина каждого 108 метров. Вся высота сплошной части опор около 7 метров, а высота столбов, поддерживающих цепи, почти 10 метров. Ширина мостового пролета между перилами 6,4 метра. Такие мосты весьма чувствительны к колебаниям. В 1853 году, когда они были открыты, даже было разработано особое "Положение о движении по цепным островским через рукава реки Великой мостам". В нем в частности говорилось, что "во избежание скопления экипажей и народа, проезжающим и проходящим запрещается останавливаться на мостах… езда по мостам в экипажах разрешается только шагом… Пехота по мостам должна была обязательно идти не в ногу, а кавалерия шагом справа по три".

Мосты несколько раз ремонтировались. В 1926 году проезжая деревянная часть мостов и фермы жесткости были заменена на металлические. Но после ремонта мост начал именоваться "Мостом во имя Парижской Коммуны". В 1944 году во время освобождения города от фашистов один из пролетов моста был взорван, но к 1 мая 1945 года восстановлен.

Город Остров. Фото автора
Город Остров. Фото автора

Но капитально мосты отремонтировали в 2020 году. Была выполнена реставрация несущих цепей. Причём, изначально предполагалось сделать звенья толщиной 10 мм. Но изготовили пробную партию, и поняли: слишком тонкие. Конструкцию, конечно, выдержат, однако визуально не потянут. Весь заказ отменили - и отлили другие, широкие, на 18 мм. Прочным стало и покрытие мостов: на смену старому, деревянному, смонтировали современные прочные ортотропные плиты. Металлические конструкции, которые появились после войны, заменили, а те, которые были установлены в начале двадцатого века, - отреставрированы. Но были сохранены следы от пулеметной очереди и осколков снарядов - как память о Великой Отечественной войне.

Чтобы ещё раз восхититься творением, автором которого был инженер путей сообщения и публичных зданий Михаил Краснопольский, мы полюбовались на мосты со специальной смотровой площадки на набережной.

Не случайно мосты высоко оценил и Николай Первый, побывавший на их открытии. Государь прошел пешком по только что выстроенному мосту, остался очень доволен и пожаловал строителю орден Святой Анны II степени.

Ну, а нам пора было ехать дальше.

Город Остров. Фото автора
Город Остров. Фото автора

Но появилось желание побывать в Острове ещё раз, по-моему, там есть на что посмотреть.

Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте ещё: