Экскурсия на арт-объекты. Петербург: от конки до трамвая

162 full reads

В конце восьмидесятых годов прошлого века трамвайная сеть Ленинграда была включена в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая в мире. А сейчас она занимает четвёртое место в мире по протяжённости трамвайных путей. История трамвая в нашем городе интересная и героическая, и о ней рассказывают необычные памятники. Вот о них и о трамваях будет этот рассказ.

До середины 19 века в Петербурге не было массового пассажирского транспорта за исключением паромных переправ через Неву и омнибусов (запряженная лошадьми вместительная карета на 10–16 человек), которые появились в 1830 году. В 1863 году омнибус сменила конка - трамвай на конной тяге. Первая трасса протяженностью три километра пролегала через Васильевский остров. Поэтому именно рядом с метро "Василеостровская" в 2004 году был установлен памятник этому виду транспорта. Двухэтажный вагончик конки создали по образцу 1872-1878 годов.

Петербург. Памятник конке. Фото автора
Петербург. Памятник конке. Фото автора

Постепенно пассажирские конки пришли и в другие районы Петербурга, а протяженность первых коночных линий достигла 8 километров. Популярность конки возрастала, и для увеличения провозной способности вагонов было решено спроектировать второй этаж - империал. Интересно, что для женщин проезд на империале считался неприличным и был запрещен до 1903 года.

Несмотря на то, что скорость конки была небольшой, около 8 км/ч, несчастные случаи все равно происходили. За 1900 год травмы получили  95 человек. Кроме того, оказалось, что лошади не столь надежны и выгодны в работе, как предполагалось. Они часто болели и гибли, да и корма для них требовалось слишком много. Поэтому в скором времени начались поиски альтернативных видов транспорта.

22 августа 1880 года в 12 часов дня в Санкт-Петербурге инженер Фёдор Аполлонович Пироцкий провёл показательный заезд на "вагоне, идущем по рельсам, двинутом электрической силою". Так коночный вагон №114 стал первым в мире электрическим трамваем. Но владельцы обществ конно-железных дорог воспротивились новшеству и не захотели вкладываться в переоборудование конной дороги в электрическую. К тому же по существовавшему контракту монополистов с городом запрещалось вводить иные виды тяги на существующих или вновь проложенных линиях. Но в Петербурге все же нашли способ до истечения этого контракта запустить трамвай на электрической тяге. Предприниматели проложили три трамвайные линии прямо по льду Невы! Вагоны получали питание от контактной сети, которая крепилась на деревянных столбах, вмороженных в лёд. В 90-е годы 19 века ледовый трамвай пользовался большой популярностью и перевозил за сезон до 900 тысяч пассажиров.

Фото с сайта  http://getmuseum.ru/istoriya_tramvaya
Фото с сайта http://getmuseum.ru/istoriya_tramvaya

А проектирование настоящей трамвайной системы началось в Петербурге в 1902 году. Для её создания было необходимо реконструировать мосты, так как старые могли не выдержать веса трамвая с пассажирами, а также проложить дополнительно 208 километров рельсовых путей. И вот 29 сентября 1907 года в Петербурге открылось трамвайное движение.

Чтобы регулировать работу нового вида транспорта, были сформированы инструкции и правила. Так, движение начиналось в 7 часов 30 минут и заканчивалось в 23 часа. Кондуктор мог запустить в трамвай не более 34 человек.

Выборг. Памятник кондуктору. Фото автора
Выборг. Памятник кондуктору. Фото автора

Поначалу места в вагонах делились на классы, но через год от такой практики отказались, и плата за проезд стала одинаковой для всех - 5 копеек за каждый тарифный участок. Но всегда существовали безбилетники, которые старались проехать на трамвае любым способом.

Выборг. Памятник кондуктору. Фото автора
Выборг. Памятник кондуктору. Фото автора
До 1916 года маршрут делился на несколько зон, и билеты для каждого участка были разного цвета. Так что кондуктор одновременно имел при себе 6-8 катушек с разноцветными билетами для разных зон. Тарифные участки не стыковались, а перекрывали друг друга, и кондуктор должен был помнить границы всех зон, какому пассажиру сколько билетов он продал и когда кого высаживать. Также в обязанности кондуктора входило не допускать в салон людей в грязной одежде и пассажиров с домашними животными.
По материалам сайта http://getmuseum.ru/istoriya_tramvaya
Выборг. Памятник  трамваю и кондуктору. Фото автора
Выборг. Памятник трамваю и кондуктору. Фото автора

Кондукторы в то время находились на задней площадке, чтобы следить за посадкой и высадкой пассажиров и вовремя останавливать желающих запрыгнуть в трамвай на ходу.

Выборг. Памятник  трамваю и кондуктору. Фото автора
Выборг. Памятник трамваю и кондуктору. Фото автора

О работе кондукторов того времени рассказывает памятник трамваю в Выборге. Он был открыт 3 августа 2018 года. Трамвай воссоздали по образцу вагона шведско-немецкой компании ASEA/AEG, курсировавшему в Выборге в 1912 году. А установили его в сквере на углу Крепостной и Пионерской улиц, где в 1920 году произошла крупнейшая в Финляндии трамвайная авария: трамвай сошёл с рельсов, погибло пять человек, а около двадцати пострадало.

Любопытно, что в вагоне-памятнике разместилось кафе, а треугольный сквер, где находится этот арт-объект, получил название Трамвайного.

Но вернёмся в Петербург. Трамвайное движение активно развивалось, и к 1908 году общая протяженность маршрутов составила 58 км двойного пути, а к 1914 году трамвай ходил почти по всем основным улицам города. В те же годы для удобства пассажиров Городская Дума ввела дополнительное обозначение номеров трамвайных маршрутов с помощью сочетания двух цветных огней, что сохранилось в Петербурге до наших дней.

Первая мировая война замедлила развитие трамвайной сети, а после  Гражданской войны трамвайное хозяйство Петрограда окончательно пришло в упадок. И к концу двадцатых годов даже трамвайные поезда из трёх и четырёх вагонов уже не справлялись с пассажиропотоком трехмиллионного города. Возникла необходимость в трамваях нового поколения.

Производство новых трамваев было организовано в Центральных вагоноремонтных мастерских, располагавшихся на территории трамвайного парка имени Леонова на Васильевском острове. А уже в 1934 году в городе открылся Вагоноремонтный завод и выпуск трамвайных вагонов был перемещен на его площадку. 

Накануне Великой Отечественной войны ленинградское трамвайное хозяйство имело самые лучшие показатели за все время своего существования. Ежедневно по 42 маршрутам курсировали 750–800 поездов (1835 вагонов). Маршрутная сеть насчитывала свыше 700 км и соединяла все районы города таким образом, чтобы обеспечить пассажирам поездки без пересадок. В начале 1941 года приступили к строительству ряда новых линий, проектированию сразу нескольких парков, но осуществлению этих планов помешала война.

О подвиге ленинградских трамвайщиков в годы войны рассказывает памятник блокадному трамваю. Он установлен на постаменте из настоящих рельсов на проспекте Стачек, 14. Его открыли 8 сентября 2007 года - в день начала осады Ленинграда.

Фотографии времён войны на окнах этого трамвая рассказывают и о санитарных трамваях, которые перевозили раненых от поездов к больницам и госпиталям, и о грузовых трамваях, которые доставляли к станциям железных дорог оборудование, предназначенное к эвакуации, возили сырье и топливо для заводов и фабрик, продукты в магазины и песок для нужд литейного производства.

Памятником героическим трамвайщикам Ленинграда стал трамвай маршрута № 12. Вагон серии МС-4 — "моторный стальной", 4-й серии № 2465 был восстановлен реставраторами в мельчайших деталях. Точно такие трамваи ходили по улицам блокадного Ленинграда.

Ходили, но всё же перерыв в движении трамваев Ленинграда в блокаду был. 8 декабря 1941 года регулярное движение электротранспорта прекратилось. Отдельные вагоны еще двигались по ленинградским магистралям, но 3 января 1942 года из-за отключения напряжения последние трамвайные поезда замерли на заснеженных улицах. Чтобы восстановить грузовое и пассажирское движение трамваев в блокадном городе, потребовалось починить примерно 150 км контактной сети! А сделали это в основном женщины, мужчины были на фронте. И, наконец, 8 марта 1942 года на линию вернулись первые грузовые  трамваи. С их помощью значительно ускорилась очистка города от мусора, снега и нечистот. А уже 15 апреля 1942 года в Ленинграде возобновилось пассажирское трамвайное движение.

Сразу же после войны по распоряжению партийных органов Ленинграда около сорока промышленных предприятий города получили задание помочь трамвайщикам восстановить трамвайную сеть города. И в 50–80-е годы ленинградский трамвай сохранил и даже упрочил свои позиции: ежедневно на 39 маршрутов выходили 1 506 вагонов. В 80-е годы 20 века популярной стала организация подвозочных маршрутов к станциям метро.

Сейчас в Петербурге действует 42 трамвайных маршрута, эксплуатируется 795 единиц подвижного состава, которые обслуживаются семью трамвайными парками. Длина сети - 231 километров, длина маршрутов - 500 километров.

Для подготовки статьи использованы материалы сайта Музея электротранспорта Санкт-Петербурга

Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте ещё: