Где венчался Пушкин?

<100 full reads

...Было бы смешно и глупо отрицать роль Петербурга для А.С. Пушкина. Там, в Царскосельском Лицее, в окружающих роскошных парках, по его собственному признанию, родилась его поэтическая муза, там он жил, этот город - постоянно в его произведениях. Но...

Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе,
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!

Только ли русское сердце поэта так трепетало при виде города - такого знакомого, и такого совершенно нового для него, тогда восстанавливаемого после пожара 1812 года, уничтожившего его практически полностью? А может быть, всё-таки, сыновнее сердце?

Сегодня мы продолжим "прогулку" по Москве с художником Сергеем Николаевичем Андриякой, но посвятим её пушкинским местам.

До середины XIX века шли споры о месте рождения великого поэта. Назывались и #Петербург, и другие места, где жили в то время его родные. Но в 1879 году была обнаружена запись в метрической книге церкви Богоявления в Елохове, которая эти споры сразу прекратила:

 "Мая 27. Во дворе колежскаго регистратора Ивана Васильева скварцова у жилца ево моэора Сергия лвовича Пушкина родился сын Александр крещен июня 8 дня".
Коллаж автора канала
Коллаж автора канала

Правда, сам #храм позднее, в 1845 году, был перестроен и расширен по проекту архитектора Е.Д. Тюрина, но трапезная и колокольня сохранились с момента рождения поэта. Именно в трапезной и проходила церемония крещения. В 1991 году на колокольне установлена мемориальная доска в честь этого события.

Пока не был возрождён храм Христа Спасителя, Елоховский собор, как мы чаще называем его для краткости, был главным патриаршим собором русской православной церкви. Именно в нём проводились раньше крупные праздничные службы, которые транслировались по телевидению, поэтому его знает большинство жителей нашей страны. И, конечно, к нему особое отношение, как к свидетелю многих событий нашей истории.

Так уж распорядилась судьба, что главные события в жизни великого поэта произошли именно в Москве. 18 февраля 1831 года осуществилось его страстное желание - он обвенчался с так давно любимой им Наталией Николаевной Гончаровой. Предполагая, что его свадьба с первой красавицей Москвы вызовет слишком большой ажиотаж, он хотел венчаться в домовой церкви хозяина Кузьминок - князя С.М. Голицына на Волхонке.

Но московский митрополит Филарет не позволил, так как в домовых церквах венчать было нельзя. Пришлось перенести церемонию в приходскую #церковь невесты, которая тогда ещё была недостроена, но в её трапезной с двумя приделами давно шли службы, потому что её строительство растянулось на долгие десятилетия. Маленькая церковь Вознесения Господня с шатровой колокольней здесь существовала уже с начала XVII века, а во второй половине XVIII - имевший владения по соседству Г.А. Потёмкин задумал построить на её месте большой храм для Преображенского полка, шефом которого он был. Первоначально  проект храма был разработан В.И. Баженовым, после его смерти, именно трапезная была построена М.Ф.Казаковым. Но и он не успел закончить строительство церкви. После изгнания Наполеона, над ней работали Ф.М. Шестаков и Е.Д. Тюрин, колоннады крылец со стороны Большой и Малой Никитских улиц пристроил О.И.Бове. А заканчивал её строительство А.Г. Григорьев. Иконостасы были выполнены М.Д. Быковским. Но, несмотря на такое обилие "нянек", здание церкви стало замечательным памятником "послепожарной" Москвы. Её мощный купол царит над площадью Никитских ворот, а после возвращения этого храма патриархии в начале ХХI века, к нему была пристроена изящная колокольня, также задуманная Ф.М. Шестаковым, но не воплощённая в жизнь в своё время. Храм связан со многими событиями истории Москвы: здесь отпевали юнкеров и офицеров, погибших в Москве в октябрьские дни 1917 года, а в 1928 - вся #Москва прощалась с великой М.Н. Ермоловой. Также здесь, в храме, особенно любимом московской интеллигенцией, в 1920 г. Ф.И. Шаляпин сам читал "Апостол" во время венчания своей дочери Ирины. И всё-таки, главное в его судьбе - имя Пушкина. Оно, как охранная грамота, защитило прекрасный храм Большого Вознесения у Никитских ворот даже в годы лихолетья.

Коллаж автора канала
Коллаж автора канала

Донской #монастырь тоже славится именно своим знаменитым некрополем, способным соперничать только с Лазаревским некрополем Александро-Невской лавры в Петербурге, как по сохранности старинных надгробий, так и по громким именам людей, там погребённых - известных каждому, интересующемуся русской культурой. Даже при всей безусловной высокой ценности своего архитектурного ансамбля, складывающегося веками - от времён Бориса Годунова. Именно тогда, в 1593 году, вскоре после разгрома крымского хана Казы-Гирея, начал строиться чудесный Малый собор монастыря, увенчанный главой на трехступенчатой горке кокошников. Почти одновременно, во второй половине XVII века возводятся, грандиозный по тому времени Большой собор и монументальные стены с ажурными башнями. Позднее появилась колокольня над западными воротами и изящная Тихвинская, над главными, северными воротами. В самом начале XIX века в монастыре появилась церковь Михаила-архангела, ставшая усыпальницей рода князей Голицыных и близких им людей.

И даже конец XIX века "умудрился" оставить свой след в обители - это церковь Иоанна Златоуста и св. Екатерины в византийском стиле. Но, несмотря на эту разновременность построек, ансамбль монастыря воспринимается как единое прекрасное целое. А над некоторыми надгрoбиями его обширного некрополя трудились лучшие скульпторы XIX века: И.П. Мартос, Ф.Г. Гордеев, С.С. Пименов, В.И. Демут-Малиновский, И.П. Витали, Г.Т. Замараев. В то время клaдбище становится привилегированным местом захoронения самой верхушки родовитой аристократической Москвы.

Одним из ярких примеров этого является обилие пoхороненных там родственников, друзей и близких знакомых А.С. Пушкина. Прежде всего, это его родные по отцу: в Малом соборе пoгребён его дед Л.А. Пушкин, а около Большого, на семейном месте - его бабушка  Ольга Васильевна, знаменитый дядя - Василий Львович (oтпевание и пoхороны которого организовывал сам поэт, бывший в то время в Москве), две тётки - Анна и Елизавета Львовны, муж последней М.М. Солнцев, две двоюродные сестры.

И ещё одно бесценное пушкинское захoронение находится на Новом Донском клaдбище - на территории, " прирезанной" к кладбищу в начале ХХ века. Там в 1919 году была похoронена М.А. Гартунг - старшая дочь поэта! А на других участках кладбища - его многочисленные друзья и знакомые - П.Я. Чаадаев, В.А. Соллогуб, А.О. Смирнова-Россет и её муж Н.М. Смирнов, В,Ф, Одоевский, поэт-баснописец И.И. Дмитриев, С.А. Соболевский, Д.Н. Бантыш-Каменский и другие. На акварели С.Н. Андрияки видна алтарная часть Голицынской усыпальницы, где, если помнят читатели по другим нашим статьям, погребены "Пиковая дама" - княгиня Наталья Петровна Голицына и её сын - светлейший князь Дмитрий Владимирович Голицын с женой, которых великий поэт тоже прекрасно знал, так как не раз бывал с Натальей Николаевной на балах в генерал-губернаторском доме.

Конечно, этот список далеко не исчерпывает большое количество тех замечательных людей, которые нашли своё последнее упокоение на этом уникальном клaдбище.

Коллаж автора канала
Коллаж автора канала

Иногда в голову приходит странная мысль: а узнал бы #Пушкин родной город в нашей современной Москве? Вряд ли. Скорее всего, испугался бы её колоссальных масштабов, широких проспектов с лавиной мчащихся машин, огромных высотных зданий. И поспешил бы удалиться в уютный мир заповедных улиц - Пречистенки или той же Старой Басманной, где он бывал когда-то у родственников и друзей. Но вот эту, луком изогнутую, стену над рекой и гордо венчающие её старинные соборы признал бы сразу. Даже, несмотря на то, что не было, конечно, в его время рубиновых звёзд на пяти главных башнях, а сама стена была ...другого цвета. Ведь, судя по картинам художников - современников великого поэта, кремлёвскую стену тогда почему-то принято было белить. Но Московский Кремль, единственный и неповторимый, узнаваем во всех своих "нарядах" и во все времена. Сергей Николаевич Андрияка запечатлел на своей акварели только  один уголок нашего Кремля, близ Большого Каменного моста. На ней видны Боровицкая, Водовзводная, Благовещенская и маленький кусочек Тайницкой башни. Но даже этот маленький фрагмент даёт яркое представление о роли Кремля в окружающей панораме Москвы. Её современный облик мы и представить себе не можем без этого роскошного красно-кирпичного ожерелья, превратившегося, в течение веков, из мощного оборонительного укрепления в лучшее украшение города.

Коллаж автора канала
Коллаж автора канала

Текст статьи написан Ириной Леонидовной Ильичёвой.

Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" (ведь некоторые статьи доступны только подписчикам) и читайте ещё: